Урок математики в 3 классе Тема: «Закрепление табличных случаев умножения и деления»
Цель:
Формирование вычислительных навыков умножения и деления и применения их для решения составных выражений и задач.
Задачи:
Развитие УУД:
Предметные: - обобщить знания о табличных случаях умножения и деления, о взаимосвязи действий умножения и деления; - развивать умение применять полученные знания для нахождения значений составных выражений и решения задач.
Метапредметные: - развивать регулятивные навыки: целеполагание, контроль и оценка.( само- и взаимооценка, соотнесение их с оценкой учителя).
Развивать познавательные УД: - формулировать проблему, моделирование ситуации.
Коммуникативные УД: - проявляют учебную и коммуникативную активность, учатся работать в малой группе.
Личностные УД: - развивать навыки самостоятельной целенаправленной работы на уроке; - способствовать формированию коммуникативной культуры у обучающихся.
Тип урока: - закрепление изученного материала (урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями)
Форма проведения урока: - урок - путешествие
Планируемые результаты
Предметные:
обучающиеся будут знать название компонентов и результата действия умножения и деления, понимать связь между умножением и сложением ( умножение – есть сумма одинаковых слагаемых), правильно употреблять в речи математические понятия.
Личностные:
- способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до её завершения;
- способность высказывать собственные суждения и давать им обоснование;
- проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
- заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний.
Метапредметные
Регулятивные:
- уметь определять и формулировать цель на уроке;
- учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
- планировать свои действия в связи с поставленной задачей;
- понимать, принимать и сохранять учебную задачу;
- осуществлять самооценку учебных действий.
Познавательные:
- анализировать условие задачи (выделять числовые данные и цель — что известно, что требуется найти);
- понимать информацию, представленную в виде текста и воспринятую на слух;
- уметь ориентироваться в своей системе знаний, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные:
- уметь выражать свои мысли;
- слушать и понимать речь других;
- задавать вопросы с целью получения нужной информации;
- уметь работать в группе, самостоятельно;
- организовывать взаимопроверку выполненной работы;
- корректно сообщать товарищу об ошибках;
- формулировать собственное мнение и позицию.
Оборудование:
- учебник, карточки - пазлы для групповой работы, раскраски зверей для индивидуальной самостоятельной работы, корзина, ягоды, видео (физминутка «Панда»);
- компьютер, проектор, презентация.
Ход урока
1. Организационный момент: (слайд 2)
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Все за парты дружно сели,
Друг на друга посмотрели,
Посмотрели на гостей,
Улыбнулись поскорей,
Пожелали друг другу удачи
И пятёрок в придачу.
II. Сообщение темы и целей урока
- Откроем тетради. Запишем число. (слайд 3)
- Отгадайте загадку, и вы узнаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке.
Хожу и повторяю,
И снова вспоминаю:
Дважды два — четыре,
Пятью три — пятнадцать.
Чтобы все запомнить,
И я точно должен знать
Сколько будет пятью пять
И поможет без сомненья
Мне ……
Ответ: Таблица умножения (слайд 3)
- Чем мы будем заниматься на уроке?
- Тема урока: «Закрепление табличных случаев умножения и деления»
Сегодня мы отправимся в «Математическое путешествие» по станциям, где будем выполнять задания, связанные с таблицей умножения и деления, а поможет нам в этом «Волшебный паровозик».
III. Актуализация изученных знаний (слайд 4)
1. - Определить первую остановку нам поможет устный счёт:
(называю примеры, а дети ответы (записываю ответы на доске)
7Х3=21 6Х7=42 45:5=9 3Х8=24 48:6=8 4Х3=12 12:2=6 6Х6=36 56:8=7 7Х7=49
- А чтобы узнать название станции, расположите ответы, написанные на карточках, в порядке возрастания.
(раздаю детям карточки с ответами, они выходят к доске и располагают их в порядке возрастания и зачитывают название станции – «Ц в е т о ч н а я !»)
Приложение 1
2. - На какую станцию мы отправляемся? («Цветочная»)
- Усаживайтесь удобнее в паровозик и - в путь. (слайд 5,6)
- Каждый, кто прибывает на эту станцию, должен не только любоваться её красотой, но и вырастить свои цветы. Мы тоже это должны сделать, чтобы она стала ещё красивее.
- А чтобы наши цветы прижились и не завяли, мы должны правильно решить математический диктант. Я зачитываю вопрос, а вы записываете через запятую только ответы (в тетради).
Задания |
1. Уменьши 48 в 6 раз |
2. Увеличьте 3 в 4 раза |
3. Во сколько раз 27 больше 3? |
4.Во сколько раз 6 меньше 30? |
5. Чему равна сумма пяти одинаковых слагаемых, каждое из которых равно 7? |
6. Какое число надо увеличить в 3 раза, чтобы получить 24? |
7.Найдите произведение чисел 8 и 4. |
8.Делимое – 36, делитель – 9. Чему равно частное? |
9. Произведение чисел равно 42, а один из множителей равен 7. Чему равен второй множитель? |
Проверка.
(Один из учеников записывает ответы на доске. Проверяем - на слайде появляются ответы, если есть ошибки, то исправляем, объясняя свой ответ, и на клумбе вырастают тюльпаны. В тетрадях дети тоже делают исправления и оценивают свою работу).
- Станция «Цветочная» с вашей помощь стала ещё красивее.
3. - А нам пора в путь. Куда же мы отправимся на этот раз? Вот для вас загадка:
Кто стоит на крепкой ножке
В бурых листьях у дорожки?
Встала шапка из травы,
Нет под шапкой головы. (гриб)
- Поспешим на станцию «Грибная».
- Сели удобнее, поехали. (слайд 6, 7)
Приложение 2
- Сейчас вам предстоит выполнить необычное задание. Работая группой, вы должны составить равенства (групповая работа). А потом произойдёт чудо!
(Детям раздаются части пазла, на которых записаны выражения. Им нужно решить выражения и составить пары с одинаковыми ответами.)
Проверка – учитель вызывает ученика с выражениями, ответ в которых равен 6, 15, 9, и т.д. Ученики соотносят пазлы с отведёнными для них местами (ответами) и видят, правильно они решили выражения или нет. Если пазл подходит по форме, то он может его прикрепить. (На листе бумаги обведены контуры пазлов, на каждом из которых записан ответ)
Вот и чудо, на нашей полянке вырос гриб.
Физминутка («Панда») Приложение 3
4. – Чудо мы совершили и пора спешить на другую станцию, для этого вы должны отгадать загадку:
Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи. (ягода)
- Следующая наша станция «Ягодная».
Отправляемся в путь! Вот мы уже на месте (слайд 8, 9)
На полянке выросло много ягод, и мы их должны собрать, но для этого нужно решить задачи: (слайд 10)
(решение записывают в тетрадь, объясняется учеником и ответ проверяется по слайду, за каждую задачу в корзину кладётся ягода)
Приложение 4
По дорожке бежали 3 кошки. Сколько всего у них ножек? (12)
В одном стручке 6 горошин. Сколько горошин в 5 таких стручках? (30)
Из-за куста торчат 18 ушей. Там спрятались зайчата. Сколько зайчиков за кустиком? (9)
32 марки расклеили поровну в 4 альбома. Сколько марок в одном альбоме? (8)
Сколько дней в 5 неделях? (35)
Сколько коробок понадобится, чтобы разложить 42 карандаша по 6 карандашей в каждую коробку? (7)
- Теперь нам предстоит решить более сложную задачу (слайд 11).
В овощной киоск привезли 8 ящиков огурцов, по 10 килограммов в каждом. До обеденного перерыва продали 54 килограмма огурцов. Сколько килограммов огурцов осталось?
Работа над задачей:
- О чём идёт речь в задаче?
- Что вы узнали об огурцах?
- Что требуется найти в задаче?
- Какие слова возьмём для краткой записи?
- Что мы должны знать, чтобы дать ответ на вопрос задачи?
- Знаем ли мы, сколько килограммов огурцов было привезено в магазин?
- Какое действие мы должны выполнить, чтобы найти массу огурцов?
- Можем ли мы теперь узнать, сколько килограммов огурцов осталось в магазине?
- Какое действие для этого нужно выполнить?
(учащиеся отвечают на вопросы и делают записи в тетради, а учитель на доске)
- Теперь я вам предлагаю «полежать на полянке», закрыв глаза и немного отдохнуть.
5. – Вот мы отдохнули, набрались сил, корзина уже наполнена ягодами, а паровозик снова зовёт нас в путь. Сели удобнее, поехали! (слайд12)
- А куда же мы едем?
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает (лес)
Приложение 5
- А пока мы едем, то можем съесть по ягодке (учитель раздаёт ягоды с корзины ученикам в подарок за работу). (слайд 13)
- Вот и станции «Лесная». В сказочном лесу ждут нас зверюшки, у них есть для вас задания (Раздаются раскраски с животными, нужно решить примеры и раскрасить нужным цветом. Проверка: (слайд 14) учитель показывает готовые раскраски, дети сверяют цвета, подсчитывают ошибки, учитель сообщает оценку каждому ученику.)
(индивидуальная самостоятельная работа)
IV. Поведение итогов урока
- С заданиями вы справились, «Математическое путешествие» подошло к концу и нам пора возвращаться. Поспешим к «Волшебному паровозику», садитесь удобнее на свои места, поехали! (слайд 15)
- Вот, мы и в классе.
- Чем вам понравился и запомнился урок.
- Оцените свою работу на уроке и сделайте выводы (слайд 16)
- Оценки за урок.
- Домашнее задание с – 68, №4, таблица умножения (объяснение д/з) (слайд 17)
- Спасибо за урок. Молодцы! (слайд 18)