Баисова Б. К., преподаватель русского языка и литературы
Гуманитарный колледж г. Астана
Закрытие декады русского языка «Язык мой – друг мой»
Цели:
-развитие интеллектуального и творческого потенциала обучающихся;
-развитие коммуникативных навыков .
-привитие интереса к русскому языку, как учебному предмету
Ведущий1:
- Здравствуйте!
- Скажите, с какой целью мы сегодня собрались здесь в зале.
(слайд)
«Закрытие ДЕКАДЫ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ в колледже».
Ведущий
Да, вы правы, вот и подошла концу декада русского языка и литературы.
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твёрдой опоре–
Выучи русский язык!
Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи–
Выучи русский язык!
Ведущий2
–Это стихотворение написал узбекский поэт С.Абдулла
Он обращается к своему народу со словами “Выучи русский язык”. Нам с вами, людям, живущим Казахстане, необходимо знать русский язык. Мы должны уметь грамотно выражать свои мысли, как в устной, так и в письменной речи. Наша речь, как устная, так и письменная должна быть понятна так же,как и наш почерк. Но все ли мы умеем писать четким, красивым почерком. Не получается ли у нас иногда так, как стихотворенииВ.Гончарова
“О грамотее и больной ноге”.
Инсценирование стихотворения В. Гончарова“О грамотее и больной ноге”.
Один неграмотный пришёл с поклоном к грамотею.
–Будь другом, напиши письмо, а то я не умею…
–Нет, не могу, нога болит, –ответил хмуро тот.
– Через неделю приходи, авось болезнь пройдёт.
– Да разве пишешь ты ногой? –неграмотный спросил.
– Нет, мне по адресу с письмом ходить не хватит сил.
Почерк у меня такой, трудись хоть целый год,
Но без меня моё письмо никто не разберёт.
Ведущий1:
-Известные мастера русского слова М.В. Ломоносов, А.С. Пушкин, И.С.Тургенев, М.Горький высоко ценили русский язык как язык великого, талантливого народа.
- В стихотворении в прозе «Русский язык» И.С. Тургенев называет русский язык «великим, могучим, правдивым и свободным».
- В письмах к молодым читателям он завещает бережно относиться
к родному языку: «Еще один последний совет молодым литераторам и одна последняя просьба. А просьба моя состоит в следующем, говорил он :
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками». Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием. В руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!..».
Чтец (стихотворение Г.Зумакуловой, кабардино-балкарской поэтессы):
Родной язык!
Он с детства мне знаком.
На нем впервые я сказала «мама»,
На нем клялась я верности упрямой,
И каждый вздох понятен мне на нем.
Родной язык!
Он дорог мне, он мой,
На нем ветра в предгорьях наших свищут,
На нем впервые довелось услышать
Мне лепет птиц зеленою порой.
Но, как родной.
Люблю язык я русский,
Он нужен мне, как небо,
Каждый миг.
На нем живые, трепетные чувства
Открылись мне.
И мир открылся в них.
Я поняла на русском слово «счастье»,
Большое счастье жить в большой стране,
С ним не боюсь я горя и ненастья,
С ним не сгорю я ни в каком огне.
Текут две речки в сердце, не мелея,
Становятся единою рекой...
Забыв родной язык - я онемею.
Утратив русский, - стану я глухой.
Чтец ( стихотворение А.Яшина «Русский язык»):
Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
Он язык луны и планет,
Наших спутников и ракет.
На совете за круглым столом
Разговаривайте на нем:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.
(На сцену входят знаки препинания в костюмах и с табличками на груди)
(?):
Разные вопросы задаю я всем:
-Как? -Откуда? -Сколько?
-Почему? -Зачем?
-Где? -Куда?
-Какая? -Отчего?
-О ком? -Что?
-Кому? -Который?
-Чья? -Каким?
- О чём? Вот какой я мастак, Вопросительный знак! (А. Шибаев)
(!):
-Обычно в предложении
Стою я для того,
Чтоб выделить волнение,
Тревогу, восхищение, победу, торжество…
Мне право от рождения
В грамматике дано:
Где я, то предложение
С особым выражением
Произнестись должно!
(А. Тетивкин)
(.):
Точка
У меня особый пост
В самой малой строчке.
Если Точка —вывод прост:
Это значит — точка.
Фразу следует кончать,
Если Точка рядом.
Точку надо уважать.
Точку слушать надо.
И хотя же я твердыня
В книге и в тетради,
Без особого труда
Нужно со мной поладить,
Если только мысли Нить
От воды избавить,
Если Точку не забыть
Вовремя поставить.
(Ф. Кривин)
- Я - многоточие. (пауза)
Обо мне сложены такие строчки:
Стоят три кумушки рядком,
Ведут беседу, но тайком,
Какими-то далёкими
Туманными намёками…
(А. Шибаев)
- Я - двоеточие.
Обо мне говорят так:
Двоеточие глазастое
Ходит, знаниями хвастая:
Так и хочется ему
Разъяснить нам,
Что к чему...
(А. Шибаев)
(-):
- Я - тире. (пауза)
Лягу палочкой на строчку:
-Проходите по мосточку.
(По А.Шибаеву)
»):
- А я - кавычки. Обо мне есть такие стихи:
Всегда подслушать норовят
То, что другие говорят…
(А. Шибаев)
( ) ):
- Я - скобки.
Словам раскрываю объятия:
- Жду в гости вас,
Милые братья!
(По А.Шибаеву)
Ведущий 1:
-Вот и все наши гости.
Ведущий2(шумно вбегает на сцену):
- Да что же это такое?! Разве все знаки препинания на сцене?
Еще один знак препинания не представился, а Вы говорите: «Вот и все наши гости». Вот так всегда! Ведь многие о нем забывают в своих сочинениях, диктантах.
Ведущий 1:
- Кого же мы забыли? Кого не пригласили?
Ведущий 2: мы не пригласили ту, о которой говорят:
«Выйдет на дорожку,
Всем подставит ножку».
(А. Шибаев.)
В 1: - Ребята, вы догадались, о ком это идёт речь?
В 2: - Речь идет о запятой. Ведь она помогает людям читать. Там, где она стоит, нужно сделать небольшую паузу. Многие вежливые слова любят стоять с нею рядом: пожалуйста, спасибо, здравствуйте, до свидания
- Надо дружить с грамматикой,
Учить правила и, если не лениться,
Можно всему-всему научиться.
-Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,
Выучи русский язык!
- Он твой наставник – великий, могучий,
Он переводчик, он проводник,
Если штурмуешь познания кручи,
Выучи русский язык!
- Русское слово живет на страницах
Мир окрыляющих пушкинских книг.
Русское слово – свободы зарница,
Выучи русский язык!
- Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник,
Блещет зеркальностью русское слово –
Выучи русский язык!
- Мир разобщенных, безрадостно тесен.
Спаянных мир необъятно велик,
Сын мой, работай, будь людям полезен,
Выучи русский язык!
Ведущий 1
Закрывая нашу декаду, предлагаем начать церемонию награждения победителей и призеров. Слово предоставляется председателю ПЦК русского языка и литературы Абилеву М.К.
(награждение победителей)
Ведущий2:
Мы благодарим всех победителей, призеров, участников Декады Русского Языка!
Со всеми заданиями вы справились блестяще! А помог Вам в этом – русский язык – это удивительное и неповторимое чудо, которое позволяет выражать свои мысли, чувства, настроение, передавать увиденное и услышанное.
Желаем Вам успехов в дальнейшем изучении языка!
Ведущий 1
Вот и закончилась Неделя русского языка. Жизнь и учёба продолжаются. Но мы надеемся, что все те знания, которые вы приобрели, останутся с вами, и с каждым днём, с каждым уроком вы будете становиться грамотнее, образованнее, а любовь к родному и русскому языку будут становиться всё крепче и сильнее. Об этом и строчки из стихотворения известной русской поэтессы Бэллы Ахмадулиной:
И Пушкин ласково глядит,
И ночь прошла, и гаснут свечи,
И нежный вкус родимой речи
так чисто губы холодит.
Пусть всегда на наших губах будет чистая, грамотная, правильная речь!
(видеоролик с песней о русском языке)