Педагогическое сценирование в мыследеятельностной педагогике
Заманова Е.В. заместитель директора по ЭР ГОУ СОШ № 597
Мыследеятельностная педагогика представляет собой целостную образовательную практику, которая предполагает изменение деятельности педагогов и учебной деятельности школьников. Принципы подхода к изменению деятельности педагога и учащихся едины: деятельностное содержание, самоопределение, создание ситуаций, провоцирующих мышление.
Педагог – мыследеятельностник кроме предметного материала должен понимать структуру, форму деятельности детей, видеть живые процессы мышления, понимания, действия, коммуникации, которые осуществляют учащиеся. Освоить «смежные» специальности: дидакта, создающего дидактические единицы (содержание образования), методиста, разрабатывающего последовательность освоения этих единиц и средства, необходимые для перехода с этапа на этап, антрополога, понимающего, что происходит с ребенком как с индивидом или личностью.
Главной особенностью позиции методиста является отход от традиционных форм подготовки учителя к уроку. Имеется в виду отказ от плана урока с его жесткими рамками этапного продвижения в материале. Вместо конспекта учитель-мыследеятельностник пишет сценарий. В мыследеятельностной педагогике сценирование является ключевым моментом. Что же такое сценирование?
В статье Н.В. Громыко и Ю.В. Громыко описана концепция сценирования (Громыко Н.В., Громыко Ю.В. Понятие сценария урока. Пушкинское слово: формирование филологической культуры. Учебная книга. М.: Пушкинский институт, 2003). Авторы подчеркивают отличие сценирования от планирования:
Планирование связано с продумыванием того, какой материал нужно передать учащимся, как будут осуществляться переходы от одной темы к другой, какие знания, умения и навыки должны быть сформированы у учащихся.
При сценировании учитель работает не с ЗУНами, а со способностями учащихся. Развитие мыследеятельностных способностей является основным содержанием образования в мыследеятельностной педагогике. Только сценирование учитывает «реальный план мыследеятельностных и жизнедеятельностных процессов, протекающих в классе и на самом деле определяющих то содержание (а не материал), которое ученик осваивает во время посещения уроков».
Чтобы действительно работать со способностями учащихся, педагог должен специально создавать ситуации учения-обучения, которые и являются основной единицей работы при сценировании. Учитель организует такое мыслекоммуникативное событие, которое воспринимается учащимися как «сбой»: привычные способы действия не срабатывают. Ученики должны «открыть», выйти на новый способ, новую форму действия.
В статье Н.В. Громыко и Ю.В. Громыко выделены основные этапы технологии сценирования:
1. построение сценарного описания;
2. осуществление этого сценарного описания, организация мыслекоммуникативного события;
3. рефлексия произошедшего события;
4. построение законченного сценария.
При написании сценарного описания педагог продумывает через какие ключевые моменты он должен провести учащихся, чтобы достичь поставленную учебную задачу, предполагает какими путями могут пойти учащиеся. Но представить заранее каким будет живое мышление учащихся, их реакции невозможно. Поэтому педагог должен научиться работать «в» и «по» ситуации, с реальными процессами мышления, коммуникации и действия детей. Таким образом, в сценарном описании заложена некоторая «пустотность» - пространство для мыслительного движения детей, предвосхитить которое нельзя и которое в каждом классе будет выглядеть по-разному.
Работа в технологии сценирования занимает центральное место в мыследеятельностной педагогике и является профессиональной способностью педагога. Такая работа требует серьезной мыследеятельностной подготовки. Речь идет о новом типе педагогического профессионализма. «Педагог должен уметь видеть и выделять процессы, работать со способностями, владеть рефлексией, ситуативным анализом, мыследеятельностной диагностикой и т.д. Уровень овладения технологией сценирования напрямую зависит от уровня мыследеятельностной оснащенности педагога. И наоборот - технология сценирования является инструментом постоянного развития мыследеятельностных способностей. Именно с ней мы связываем дальнейшие перспективы развития педагогического профессионализма».