СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 25.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Заметка "Использование элементов инновационных педагогических технологий на занятиях спецдисциплин по профессии «Повар»"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В заметке привожу примеры использования элементов инновационных педагогических технологий на занятиях спецдисциплин по профессии «Повар» на своих уроках.

Просмотр содержимого документа
«Заметка "Использование элементов инновационных педагогических технологий на занятиях спецдисциплин по профессии «Повар»"»

Использование элементов инновационных педагогических технологий на занятиях спецдисциплин по профессии «Повар»


Н.Н. Павлова, преподаватель спецдисциплин

высшей квалификационной категории


…КГБОУ НПО «ПУ № 53» инновации внедряет

И снаружи и внутри.

Как Суворов через Альпы, переходим на стандарты

Поколенья нового, такого модернового!

В классе ропот, в классе шепот. Это я внедряю опыт.

Кругозор всем расширяю. Технологии я знаю.

Провожу информ-анализ, чтобы дети развивались

Интенсивно, коллективно и еще – проф-продуктивно.

Все сенсорные системы я включаю, чтобы тему

Понял сразу чтобы – даже твердолобый.

Располным-полно давно у меня портфолио

Вот бы так наполнить мне и деньгами портмоне!

У компьютера опять вспоминаю Вашу мать.

Голова распухла братцы, от всех этих инноваций!

Эх, раз! Еще раз! Выполняем соц. заказ,

И выходят на финале супер-профессионалы…

(Т.Ф. Королева)


Инновация представляет собой комплекс взаимосвязанных процессов и является результатом концептуализации новой идеи, направленной на решение проблемы и далее – к практическому применению нового явления.

Педагогическая инновация – это нововведение в области педагогики, целенаправленное прогрессивное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики, как отдельных ее компонентов, так и самой образовательной системы.

В качестве педагогических инноваций в учебном процессе могут выступать: содержание учебного материала, технические средства, педагогические технологии и т.д. К инновационным технологиям относятся модерация, кейс-технология, технология проектного обучения, интерактивные и компьютерные технологии и др.

Технология обучения - это совокупность методов, приемов, форм организации обучения и учебной деятельности, опирающихся на теорию обучения и обеспечивающих планируемый результат.

При проведении занятий, конкретно какую-то одну педагогическую технологию применять очень трудно, да и практически невозможно, так как педагогическая деятельность это сплав творчества, науки и искусства. А вот использование элементов новых педагогических технологий вполне приемлемо.

При проведении занятий по предметам «Кулинария», «Товароведение пищевых продуктов», «Физиология питания» мною используются следующие элементы новых педагогических технологий: элементы проблемного обучения (кейс-технология), элементы проектной деятельности, компьютерной и интерактивной (дискуссии, игровые моменты) технологии.

Проблемные ситуации способствуют творческому подходу учащихся к своей работе. Например, на занятии рассказываю о том, что к отварной рыбе соус (польский или голландский) подают обычно отдельно, а припущенную рыбу всегда поливают сверху соусом. Напоминаю, что при варке в большом количестве жидкости, белки свертываются, образуя на поверхности пену, а куски рыбы остаются чистыми. При припускании жидкость не покрывает полностью рыбу, свернувшиеся белки оседают на ее поверхность и удалить их нельзя. Поэтому чтобы замаскировать некрасивые изделия их поливают густым соусом. Однако это еще не проблемная ситуация. А обоснование приема.

Для проблемной ситуации надо подвести учащихся к постановке задачи и самостоятельному решению. Это можно сделать серией вопросов: почему при припускании рыбы, на ее поверхности образуются сгустки белка? может ли такая рыба вызвать аппетит? как оформить блюдо, чтобы замаскировать поверхность рыбы? какие соусы надо брать, чтобы они не стекали с рыбы? Времени на этот диалог уйдет много, но будет сэкономлено время на закрепление и проблема будет решена творчески, возникает цепь взаимосвязанных задач, требующих самостоятельного решения. А после того, как учащиеся сами предложат поливать рыбу соусом, возникнет вопрос о том, что посетителю трудно будет выбирать кости, и встанет задача, как этого избежать? Путь один: обрабатывать рыбу надо на филе без реберных костей.

Особенно ценно, когда инициатива исходит от самих учащихся, а преподавателю остается лишь превратить возникший вопрос в проблемную ситуацию. Например, на вопрос, почему на поверхности желтка в яичнице-глазунье при жарке появляются белые пятна, можно дать прямой ответ: соль снижает температуру свертывания белков, и пятна образуются в местах попадания крупинок соли. Таких ситуаций можно придумать очень много (слайд 2). Достоинство такого приема в том, что учащиеся не только приобретают знания, но и приучаются творчески подходить к своей профессии.

Дидактическая игра выступает важным педагогическим средством активизации процесса обучения. В процессе дидактической игры обучающиеся выполняют действия, аналогичные тем, которые могут иметь место в профессиональной деятельности. На своих занятиях и использую ролевые игры «Съезд ассоциации поваров» (слайд 3). Учащиеся заранее готовят сообщения и выступают со своими наработка в аудитории. Один из учащихся является президентом съезда, остальные - делегаты. Принимая участие в таких играх, учащиеся формируют навыки выступления перед большой аудиторией, понимают значимость своей работы. Для разнообразия при проведении зачетных занятий применяю игры в виде мозгового шторма, где учащиеся работают малыми группами (командами) (слайд 4). В результате происходит накопление, актуализация и трансформация знаний в умения и навыки. Поэтому на своих занятиях я стараюсь использовать разные игровые моменты (слайд 5). Оценивая эффективность дидактических игр, можно отметить следующее:

♦ игра позволяет проводить контроль знаний учащихся;

♦ в ходе игры у учащихся формируется собственное мнение, самостоятельность;

♦ отрабатывается умение принимать решение в реальных условиях;

♦ формируется умение работать в коллективе над решением общей задачи;

♦ игра развивает инициативность и творческое отношение к учебе.

Технология проектного обучения рассматривается как модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности обучаемого путем развития его интеллектуальных возможностей и творческих способностей в процессе создания учебного творческого проекта.

Проектом называют какой-либо замысел, план, разработку. Проектная технология обеспечивает проблемно-поисковую познавательную деятельность учащихся, выражающуюся в процессе создания проекта. Виды презентаций проектов: доклад, игра, конференция и т.д.

При проведении занятия по кулинарии по теме «Блюда из рубленого мяса» использованы элементы технологии проектного обучения – моделирование. Группа делится на две команды. Каждая команда получает инструкционную карту, учебники по кулинарии, раздаточный материал, клей, бумагу, ножницы. Пользуясь текстом учебника нужно самостоятельно изучить приготовление и подачу блюд из рубленого мяса. Из клочков рецептов, напечатанных на бумаге нужно составить и вклеить в тетрадь рецепты блюд. Из имеющегося раздаточного материала изготовить модель данных блюд (для первой команды – блюда из рубленой массы, для второй – из котлетной массы) (слайд 6). В конце занятия каждая команда представляет свой проект жюри.

При создании проектов у учащихся формируются навыки самостоятельно добывать знания, принимать нестандартные решения, работать в коллективе.

При проведении лабораторно-практических работ использую элементы исследовательской деятельности (слайд 7), назначением которого является приобщение учащихся к творческой деятельности посредством самостоятельного изучения нового материала. С исследовательской работой «Блюда из рыбы» Тюрина И. принимала участие в VIII научно-практической конференции.

Компьютерные технологии представляют собой процессы сбора, переработки, хранения и передачи информации обучаемому посредством компьютера. Поэтому, при проведении занятий использую такие технологические направления, в которых компьютер является:

♦ средством для предоставления учебного материала учащимся с целью передачи знаний (презентации, видеоролики и т.д.);

♦ средством для определения уровня знаний и контроля за усвоением учебного материала;

♦ тренажером для приобретения навыков практического применения знаний.

С приобретением мультимедийного проектора использую различные компьютерные презентации (слайд 8) и видеоролики.

Использование элементов компьютерных технологий значительно облегчает проведение занятий и заметно повышает качество знаний.

В профессиональной деятельности преподавателя всегда есть простор для поиска, педагогического творчества и уже не на уровне традиционной методики, а на следующем – технологическом уровне. Разработка технологии как составной части методики предмета предполагает получение гарантированного педагогического результата деятельности преподавателя. А этот результат учащиеся обнаруживают в период оценки качества их подготовки по предмету. Училищу необходима принципиально новая система обучения, которая в опоре на лучшие традиции учитывала бы индивидуальные особенности обучающихся.

Вот почему так важно разрабатывать технологии обучения и применять при проведении занятий элементы этих технологий, иными словами организацию учебной деятельности обучающихся с четко заданной целью и планируемым результатом. «Самое главное в жизни – это собственный опыт». В. Скотт.

В наш век, в эпоху новых технологий Совместно находить решенья путь,

Планете нужен новый человек. Давать анализ ситуаций.

Создать понадобиться целый ряд условий, Компьютер стал подспорьем на уроках:

Чтоб обучить его. Тогда нас ждет успех. Как новый информации исток,

Процесс учебный требует новаций, Как тренажер умений,

Методик новых. А их круг широк. Как подготовка презентаций на урок.

Учитель должен очень постараться, Работа над проектом интересна:

Чтоб эффективным был достаточно урок. Здесь интеллекта творчества полет.

Моя программа здесь ему поможет И пусть в начале только неизвестность,

В процесс учебный новое внедрить, Зато в конце открытие нас ждет.

Педтехнологий весь набор предложит. Внедрение в процесс учебный всех

Останется лишь только применить. методик

Интерактивных технологий суть: Поможет личность творчески развить,

Взаимодействовать друг с другом Активизировать учащихся в работе.

и общаться, Чтоб в будущем профессионала получить.

(Е.В. Логинова)






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!