Заметки к итоговому сочинению.
В этом году сохранятся изменения прошлых лет. В 2023/24 учебном году на экзамене были только те темы, которые уже использовались в прошлые годы, и темы, которые были разработаны в 2022 и 2023 году.
Единственное изменение – в раздел 3 «Природа и культура в жизни человека» добавлен новый подраздел «Язык и языковая личность».
Совет №1. Разобрать с учеником разделы, подразделы и примерный список тем
1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества
1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом
1.3. Познание человеком самого себя
1.4. Свобода человека и ее ограничения
2. Семья, общество, Отечество в жизни человека
2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции
2.2. Человек и общество
2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека
3. Природа и культура в жизни человека
3.1. Природа и человек
3.2. Наука и человек
3.3. Искусство и человек
3.4. Язык и языковая личность
На экзамене в каждый комплект будут включены по две темы из каждого раздела банка.
Образец комплекта тем итогового сочинения 2023 года с официального сайта ФИПИ
Совет №2. Разобрать критерии и требования к сочинению
Основные требования:
Объём не может быть меньше 250 слов (иначе незачёт!)
Сочинение должно быть написано самостоятельно (не переписываем готовые сочинения из интернета!)
Критерии, по которым выставляется «зачет»:
Соответствие теме
Привлечение литературного материала
Композиция и логика рассуждения
Качество письменной речи
Грамотность
Совет №3. Посмотреть на эталонные сочинения и составить с учеником свой шаблон идеального сочинения: структура, клише
Предлагаем вам взять за основу классическую структуру из 5 абзацев:
вступление (тезис),
собственное мнение, которое будем доказывать аргументами,
аргумент 1 (доказательство и микровывод),
аргумент 2 (доказательство или контраргумент),
вывод (итог рассуждений).
Совет №4. Дать ученику список универсальной литературы
5 универсальных произведений, которые покрывают практически все направления:
«Капитанская дочка»
«Горе от ума»
«Отцы и дети»
«Преступление и наказание»
«Война и мир»
Что-то ученик успеет прочитать в оригинале, что-то придётся прочитать в кратком содержании либо посмотреть экранизацию. Для итогового сочинения этого, как правило, достаточно. Вот более полный список, который поможет подготовиться к любой теме:
«Война и мир» Л.Н. Толстой (кратко или экранизация)
«Гарри Поттер» Дж. Роулинг (кратко или экранизация)
«Крыжовник» А.П. Чехов (в оригинале или кратко)
«Господин из Сан-Франциско» И.А. Бунин
«Алые паруса» А.С. Грин (в оригинале или кратко)
«Горе от ума» А.С. Грибоедов (в оригинале)
«Судьба человека» М.Шолохов (в оригинале или кратко)
«Телеграмма» К.Г. Паустовский (в оригинале)
«Капитанская дочка» А.С. Пушкин (в оригинале или кратко)
«1984» Дж.Оруэлл (в оригинале)
«Евгений Онегин» А.С. Пушкин (в оригинале)
«Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов (в оригинале или кратко)
«Шинель» Н.В. Гоголь (в оригинале)
«Гроза» А.Н. Островский (в оригинале)
«Отцы и дети» И.С. Тургенев (в оригинале или кратко)
«Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский (кратко или экранизация)
«Уроки французского» В.Г. Распутин (в оригинале или кратко)
«Мастер и Маргарита» М.А. Булгаков (в оригинале или кратко)
«Граф Монте-Кристо» А. Дюма (кратко или экранизация)
«На дне» М. Горький (в оригинале или кратко)
«Похороните меня за плинтусом» П. Санаев (кратко или экранизация)
«451 по Фаренгейту» Р. Брэдбери (в оригинале или кратко)
«Над пропастью во ржи» Дж. Сэлинджер (в оригинале или кратко)
«Голодные игры» С. Коллинз (кратко или экранизация)
«Дневник памяти» Н. Спаркс (кратко или экранизация)
«Повелитель мух» У. Голдинг (в оригинале или кратко)
«Хроники Нарнии» Льюис Клайв Стейплз (кратко или экранизация)
«Тарас Бульба» Н.В. Гоголь (кратко или экранизация)
Совет №5. Написать с учеником минимум 2 сочинения по каждому разделу
Тогда ученик будет на 100% уверен, что он готов к любым сложностям, ведь мы не можем знать, какая из тем окажется наиболее лёгкой. Благодаря практике выпускник запомнит структуру и не будет думать о том, с чего начать, как выстроить композицию и так далее.
Хорошая подготовка к этому формату ляжет в основу написания сочинения в ЕГЭ по русскому языку. Так что это точно не работу впустую!
Структура итогового сочинения
Любое сочинение состоит из трех частей:
I. Вступление (60-70 слов). Отразите идею будущего сочинения и основные тезисы.
II. Основная часть (включающая несколько подпунктов) — 200- 250 слов.
Тeзис 1 (20-30 слов)
Дoкaзaтeльствa, пpимepы (oдин или нeскoлькo)
Микpoвывoд (oбoбщeниeнaписaннoгo)
Лoгичeскийпepeхoд к нoвoй мысли
Тeзис 2
Тeзис 3
Дoкaзaтeльствa, пpимepы
Микpoвывoд
III. Заключение (60-70 слов)
Но сами слова «вступление», «основная часть», «заключение» не должны быть прописаны в плане.
I. Вступление раскрывает основную мысль, вводит в круг рассматриваемых проблем.
Вступление состоит из 3 элементов:
объяснение ключевых слов темы или цитаты;
общие рассуждения о значимости предложенных для объяснения понятий в жизни человека;
ответ-тезис на главный вопрос темы.
Все эти элементы последовательно располагаются друг за другом.
Темы, предложенные для итогового сочинения, можно разделить на 3 типа:
тема-вопрос — задаём главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной части. Будьте осторожны в формулировке вопроса: не уходите от темы. В этом случае можно использовать клише: «можно ли утверждать, что... » , «почему можно говорить, что это высказывание справедливо» , «действительно ли... » и т. д.,
тема-утверждение (в т.ч. цитата) — требуется обосновать уже имеющееся утверждение,
тема — назывное предложение (ключевые слова). Нужно сформулировать свое суждение о каждом из них, дать ответы на поставленные вопросы.
II. Основная часть раскрывает идею сочинения и связанные с ней вопросы, представляет систему доказательств выдвинутых положений.
Основная часть = Тезис + 1 Аргумент
Тезис — это основная мысль сочинения, которую нужно аргументировано доказывать. Формулировка тезиса зависит от темы сочинения.
Помни!
По oбъeмуoснoвнaячaстьдoлжнa быть бoльшe, чeмвступлeниe и зaключeниe, вмeстeвзятыe.
Тeзис, пoдкpeплeнныйapгумeнтoм, мoжeт быть всeгooдин.
Оптимaльнoeкoличeствo – 2.
Кaждoмутeзису – свoйapгумeнт!
Связка - это переход от одной мысли к другой. Нужно плавно переходить от тезиса к аргументации.
Аргумент нужно:
привести из литературных источников.
выделить в отдельный абзац.
в конце каждого абзаца написать микровывод.
к одному тезису привести один литературный аргумент, но лучше, чтобы аргументов было два.
если тезисов несколько, то к каждому из них приводится свой аргумент!
Аргумент состоит из 3 элементов:
Обращение к литературному произведению - называем автора и произведение, его жанр (если знаем; если не знаем, то так и пишем — «произведение» , чтобы избежать фактических ошибок).
Его интерпретацию - здесь мы обращаемся к сюжету произведения или конкретному эпизоду, характеризуем героя(-ев). Желательно несколько раз упомянуть автора, используя речевые клише типа «автор повествует» , «автор описывает» , «писатель рассуждает» , «поэт показывает» , «автор считает» и т. п. Почему нельзя просто написать: «герой пошёл туда-то, сделал то-то» ? А потому что это будет уже не анализ, а простой пересказ.
Микровывод (он завершает только одну из микротем, а не всё сочинение в целом; нужен для логичности и связности текста): в этой части мы, как правило, формулируем основную мысль всего упомянутого произведения или авторскую позицию по конкретной проблеме. Используем клише типа «писатель приходит к выводу... » и т. п.
III. Заключение подводит итоги, содержит конечные выводы и оценки.
4 способа закончить сочинение:
Вывод. Принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного, но нельзя повторять те микровыводы, которые уже делались в сочинении после аргументов.
Заключение-призыв. Не используй пафосные лозунги «Берегите нашу Землю!» . Лучше не использовать глаголы 2 -го лица: «берегите» , «уважайте» , «помните» . Ограничьтесь формами «нужно» , «важно» , «давайте» и т. д. .
Заключение — выражение надежды, позволяет избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок. Выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное.
Цитата, подходящая по смыслу и высказано уместно. Рекомендуем заранее подготовить цитаты по всем тематическим направлениям, чтобы соответствовало главной мысли сочинения. Помни: смысл цитаты обязательно должен соответствовать главной мысли сочинения. Нельзя использовать цитату только потому, что в ней встречается ключевое слово, (например, в сочинении о природе цитата со словом «природа») и не учитывать ее общий смысл.Не используйте цитату если в ней встречается ключевое слово.
Речевые клише — это готовые образцы словосочетаний. С их помощью итоговое сочинение легче структурировать, не теряя основную нить суждения.
Клише к итоговому сочинению:
Для вступления
Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. Попытаюсь дать свое определение этим понятиям.
Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, ...
Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы. Я полагаю, что...
Наверное, каждый человек хоть раз задумывался над тем, что значит …(некое понятие). Я считаю, что …
Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: ...
Для перехода к основной части
В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература
Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема...
Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к ...
Обратимся к произведениям художественной литературы
За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы
Размышляя о ..., я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором...
Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: ...(ответ на вопрос, заданный во вступлении)
Для тезисов
Сегодня мы понимаем, что...(основная мысль сочинения)
Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, ...(основная мысль сочинения).
Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что... (основная мысль сочинения)
Для аргументов
Обращение к произведению
Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя) обращается к теме…
Тема (….) затрагивается в романе…(автор, название).
Тема (...) раскрывается в произведении… (автор, название).
Проблема (варварского отношения к природе и т.п.) волновала многих писателей. Обращается к ней и ...(имя писателя) в...(название произведения).
Идея (единства природы человека и т.п.) выражена в стихотворении…(автор, название).
Мысль о необходимости (защищать природу и т.п.) выражена и в романе… (автор, название).
Вспомним героя повести… (автор, название).
Обратимся к роману… (автор, название).
Лирический герой стихотворения … (автор, название) тоже размышляет об этом.
Интерпретация произведения или его фрагмента:
Автор повествует о…
Автор описывает…
Поэт показывает…
Писатель размышляет о…
Писатель обращает наше внимание…
Писатель заостряет наше внимание на …
Он акцентирует внимание читателя на…
Этот поступок героя говорит о ...
Мы видим, что герой поступил так потому...
Автор показывает, к каким последствиям привело...
Этому герою/поступку автор противопоставляет...
Писатель осуждает…
Он ставит нам в пример…
Автор подчеркивает…
Автор утверждает…
Промежуточный вывод:
Писатель считает, что…
Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о….
Мы можем прийти к выводу...
Для заключения
Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…
Невольно напрашивается вывод…
Таким образом, мы приходим к выводу: …
Итак, можно сделать вывод, что…
В заключение хочется призвать людей к… Так давайте не забывать о ...! Будем помнить о...!
Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!
В заключение хочется выразить надежду на то, что…
Хочется верить, что…
Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что …
Обобщая сказанное, хочу сказать, что…
Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что...
Заканчивая рассуждение на тему «...», нельзя не сказать, что люди должны…
(Цитата)«...,» - писал .... В этих словах выражена мысль о .... Автор текста тоже считает, что .…
К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «...»? Думаю, надо…
Рассказы.
К.Г. Паустовский «Старый повар»
Рассказ подходит для иллюстрации таких проблем, как:
Старый повар перед смертью хочет исповедаться в единственном своем прегрешении:
«Когда заболела чахоткой моя жена — её звали Мартой — и лекарь прописал ей разные дорогие лекарства и приказал кормить её сливками и винными ягодами и поить горячим красным вином, я украл из сервиза графини Тун маленькое золотое блюдо, разбил его на куски и продал. И мне тяжело теперь вспоминать об этом и скрывать от дочери: я её научил не трогать ни пылинки с чужого стола».
Герой, безусловно, человек чести, потому что обладает твердыми нравственными принципами. Об этом говорит и то, как повар воспитывал свою дочь, и то, что его самого всю жизнь мучают угрызения совести из-за украденного золотого блюда. Этот поступок противоречил моральным ценностям, поэтому герой считает деяние грехом. Повар раскаивается в краже и исповедуется, желая найти поддержку в лице слушателя.
Почему же повар украл блюдо, если считал, что воровать грешно? Выбирая между собственными принципами и благополучием своей жены, герой ставит в приоритет здоровье супруги. Это, безусловно, сложный нравственный выбор, на который способен только любящий человек, готовый на самопожертвование.
Примером невероятной силы любви становится и последнее желание повара:
«Я хотел бы ещё раз увидеть Марту такой, какой я встретил её в молодости. Увидеть солнце и этот старый сад, когда он зацветет весной».
Человек, уходя из жизни, мечтает вновь увидеть самое дорогое для него — любимую, ради которой он жил.
В тот момент, когда Моцарт (а исповедником оказался этот великий музыкант) заиграл для старого повара, тот как будто воочию увидел «день, когда встретился с Мартой, и она от смущения разбила кувшин с молоком. Это было зимой, в горах. Небо стояло прозрачное, как синее стекло, и Марта смеялась».
Музыка подарила старику возможность хотя бы мысленно встретить любимую и пережить самые счастливые моменты жизни, подарила надежду на то, что после смерти они будут вместе. Искусство утешает и помогает смотреть в будущее с уверенностью.
Аргументы для итогового сочинения: О. Генри «Дары волхвов»
Рассказ подходит для иллюстрации таких проблем, как:
любовь,
самопожертвование,
понимание,
способ справиться с отчаянием,
обретение надежды,
проявление лучших качеств человека.
«Надо вам сказать, что у четы Джеймс Диллингем Юнг было два сокровища, составлявших предмет их гордости. Одно — золотые часы Джима, принадлежавшие его отцу и деду, другое — волосы Деллы».
Делла и Джим ради друг друга жертвуют самым ценным, что имеют: Делла продала свои роскошные волосы, а Джим сдал эти часы в ломбард. Зачем? Чтобы порадовать возлюбленного. Делла покупает для часов Джима цепочку, чтобы он мог пофрантить, вытаскивая их: «При такой цепочке Джиму в любом обществе не зазорно будет поинтересоваться, который час».
А Джим приобретает для Деллы прекрасные черепаховые гребни, чтобы супруга могла демонстрировать свою гордость — волосы:
«Чудесные гребни, настоящие черепаховые, с вделанными в края блестящими камешками, и как раз под цвет ее каштановых волос. Они стоили дорого — Делла знала это».
Такая забота об интересах любимого человека, готовность отдать ради него любую ценность, глубокое понимание потребностей демонстрируют искренние чувства героев.
Как эта безмятежная картина может быть связана с отчаянием? Дело в том, что Джим и Делла бедны: «Один доллар восемьдесят семь центов. А завтра Рождество. Единственное, что тут можно было сделать, это хлопнуться на старенькую кушетку и зареветь».
Желая сделать подарки на праздник, Джим и Делла не имеют для этого каких-либо средств.
Из пучины отчаяния героев спасает их любовь, подталкивающая к самопожертвованию, ведь ради счастья любимого не жаль никаких вещей. Соответственно, и надежду герои обретают благодаря своим чувствам.
Р. Брэдбери «Все лето в один день»
Здесь мы найдем следующие проблемы:
взаимоотношения людей,
тоска по дому,
родина в жизни человека
природа в жизни человека,
способность видеть прекрасное в обыденном,
зависть,
детская жестокость,
цена ошибки,
совесть,
стыд и раскаяние.
Этот рассказ прекрасно демонстрирует, на чем строится человеческое общество. Самым очевидным является, конечно, жестокое поведение детей: сначала они обманывают Марго, что солнце покажется в другой день, а потом запирают в чулане девочку, чтобы она не могла увидеть светило:
«Все кинулись к ней, схватили и поволокли, – она отбивалась, потом просила, потом заплакала, но ее притащили по туннелю в дальнюю комнату, втолкнули в чулан и заперли дверь на засов. Дверь тряслась: Марго колотила в нее кулаками и кидалась на нее всем телом. Приглушенно доносились крики. Ребята постояли, послушали, а потом улыбнулись и пошли прочь – и как раз вовремя: в конце туннеля показалась учительница».
Это по-настоящему жестокий поступок, поскольку действие рассказа происходит на Венере, где солнце появляется раз в несколько лет буквально на пару часов, а все остальное время льет дождь.
Почему невинные дети совершают подобное? Причина в зависти:
«Ну а самое большое ее преступление, конечно, в том, что она прилетела сюда с Земли всего лишь пять лет назад, и она помнит солнце, помнит, какое оно, солнце, и какое небо она видела в Огайо, когда ей было четыре года. А они – они всю жизнь живут на Венере; когда здесь в последний раз светило солнце, им было только по два года, и они давно уже забыли, какое оно, и какого цвета, и как жарко греет».
Но с момента выхода солнца на небосклон дети как будто открывают мир заново. Для героев, так как они видят его впервые за очень долгое время, это откровение. Именно общение с природой, переживание ее красоты меняет детей. Они раскаиваются, испытывают стыд за свой бесчеловечный поступок:
«Они застыли, будто ноги у них примерзли к полу. Переглянулись и отвели взгляды. Посмотрели за окно – там лил дождь, лил упрямо, неустанно. Они не смели посмотреть друг другу в глаза. Лица у всех стали серьезные, бледные. Все потупились, кто разглядывал свои руки, кто уставился в пол».
Дети поняли, что своим поступком нанесли непоправимый вред Марго, лишили ее смысла жизни, мечты.
Связь человека с родиной хорошо видна через изменения, которые происходят с внешностью главной героини Марго, когда она с родителями переезжает на Венеру:
«Она была слабенькая, и казалось, когда-то давно она заблудилась и долго-долго бродила под дождем, и дождь смыл с нее все краски: голубые глаза, розовые губы, рыжие волосы – все вылиняло. Она была точно старая поблекшая фотография, которую вынули из забытого альбома, и все молчала, а если и случалось ей заговорить, голос ее шелестел еле слышно».
Девочка тоскует по утраченному дому на Земле, по теплому ласковому солнцу, которое становится символом дома.
Аргументы для итогового сочинения: И. Бунин «Господин из Сан-Франциско»
В этом рассказе ищем примеры на следующие темы:
человек и Бог,
искусство,
взаимоотношения между людьми,
истинные и ложные жизненные ценности,
мечта и реальность,
путешествие,
человек и природа.
Главный герой не имеет имени неслучайно: он представитель людей с определенными жизненными ценностями. Во главу угла господин из Сан-Франциско ставит статус и делает все, чтобы сначала достичь его, а затем совершать только те поступки, которые совершают равные ему люди:
«Он работал не покладая рук, — китайцы, которых он выписывал к себе на работы целыми тысячами, хорошо знали, что это значит! — и наконец увидел, что сделано уже много, что он почти сравнялся с теми, кого некогда взял себе за образец, и решил передохнуть. Люди, к которым принадлежал он, имели обычай начинать наслаждение жизнью с поездки в Европу, в Индию, в Египет. Положил и он поступить так же. Конечно, он хотел вознаградить за годы труда прежде всего себя; однако рад был и за жену с дочерью».
Думал ли герой о рабочих, которых эксплуатировал? Нет. Точно так же не думает он о чувствах и желаниях своей семьи.
У этого персонажа нет собственных мечтаний, жизненных ценностей, нравственных установок. Все, что он делает, должно подчеркнуть его богатство, статус, достаток.
Отправляясь в путешествие, господин из Сан-Франциско продумывает подробный маршрут:
«В декабре и январе он надеялся наслаждаться солнцем Южной Италии, памятниками древности, тарантеллой, серенадами бродячих певцов …входили в его планы и Венеция, и Париж, и бой быков в Севилье, и купанье на английских островах, и Афины, и Константинополь, и Палестина, и Египет, и даже Япония, — разумеется, уже на обратном пути…».
Путешествие должно было принести ему и его семье множество удовольствий. Но никто из них не наслаждается ни плаванием на корабле, ни памятниками истории. Все это обусловлено ложными жизненными ценностями, которыми руководствуются герои.
Вообще все, что окружает героя, пропитано ложью: якобы влюбленная пара, страстно танцующая на корабле, отношения с семьей, слуги в гостинице.
Заблуждение господина из Сан-Франциско карается внезапной его смертью. И это событие срывает маски с людей, окружавших героя: он становится неинтересен, потому что, обслуживая его, больше нельзя поживиться.
Мажорную ноту в рассказ вносят только горцы, спускающиеся в долину: они чисты душой, искренни перед Богом и людьми, бесхитростны и наивны, как дети. Объясняется это тем, что данные персонажи, в отличие от других героев произведения, близки к природе:
«Торговал только рынок на маленькой площади — рыбой и зеленью, и были на нем одни простые люди, среди которых, как всегда, без всякого дела, стоял Лоренцо, высокий старик-лодочник, беззаботный гуляка и красавец, знаменитый по всей Италии, не раз служивший моделью многим живописцам: он принес и уже продал за бесценок двух пойманных им ночью омаров… и теперь мог спокойно стоять хоть до вечера, с царственной повадкой поглядывая вокруг, рисуясь своими лохмотьями, глиняной трубкой и красным шерстяным беретом, спущенным на одно ухо. А по обрывам Монте-Соляро, по древней финикийской дороге, вырубленной в скалах, по ее каменным ступенькам, спускались от Анакапри два абруццких горца… Шли они — и целая страна, радостная, прекрасная, солнечная, простиралась под ними».