Дата _____________________ Занятие № 20
1. Упражнение «Помоги безграмотному Пете Двойкину».
Прочитай. Найди ошибки и исправь их. В скобках указано количество ошибок в предложении. На Вязьме
Диревня сасновка стоит нахалме (5). Под горой тичёт рика вязьма (3). Правы берек Вязьмы крутой (2). По трапинке ребята спустилесь на пляш (3). У берига плавают кувшынки надлинных стеблях (3). Окола старай берёзы бёт из-под зимли радник (5). девочки пют прохладную вадичьку из ключя (5). Мальчики ныряють в воду (1).
2. Упражнение «Непроизносимая согласная в корне слова».
Правило: Чтобы проверить непроизносимую согласную в корне слова, нужно подобрать проверочное слово, в котором проверяемый звук четко слышится: местность – место; но: чудесный – чудеса.
Вставь, где нужно пропущенные буквы. Запишите проверочные слова.
че…ный | хру…нуть |
изве…ный | вку…ный |
опас…ный | нена…ный |
коры…ный | гру…ный |
прекра…ный | хле…нуть |
капу…ный | радо…ный |
здра..ствуй | напра…ный |
счас..ливый | ненавис..ный |
3. Упражнение «Мягкий знак».
Правило: Ь пишется на конце существительных женского рода единствен.числа: рожь, мышь. У существительных мужского рода Ь не пишется: нож, плащ. Вставь, где необходимо, мягкий знак. |
лещ.. полноч.. дрож.. печ.. шалаш.. паралич.. | вещ.. сторож.. помощ.. ключ.. товарищ.. борщ.. | ковш.. пустош.. калач.. ткач.. туш.. глуш.. | молодеж.. мелоч.. врач.. обруч.. лож.. меч.. | трубач.. выигрыш.. тиш.. брош.. камыш.. богач.. |
4. Упражнение «-ЛО».
Придумайте не менее 5 слов, существительных, заканчивающихся на –ло (дупло) с разным лексическим значением.
… - ло – место жительства, не город __________________________
… - ло - работа, труд, _______________________________________
… - ло - снег укрывает землю, словно большое __________________
… - ло - помогает плыть на лодке _____________________________
… - ло - есть у птицы _______________________________________
5. Упражнение «Однокоренные слова».
Прочитать. Подчеркнуть однокоренные слова.
Как-то много лет назад посадили странный сад. Не был сад фруктовым – был он только словом. Это слово – слово корень – разрастаться стало вскоре. И плоды нам принесло – стало много новых слов. Вот из сада вам рассада. Вот ещё посадка рядом. А вот садовод. С ним садовник идёт. Очень интересно гулять в саду словесном! | |
6. Упражнение «Противоположные по смыслу слова».
Задание: напиши противоположные по смыслу слова (их называют АНТОНИМЫ).
Длинная тень | | Сладкие ягоды | |
Высокое дерево | | Весёлый малыш | |
Горячее молоко | | Сильный голос | |
Составь предложения с парочкой из каждого столбика (всего 2 предл.) и запиши.
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
7. Упражнение «Загадалки».
Опиши предмет, не называя его, так, чтобы можно было понять другому человеку. Меньше 3 объяснений не давать!
Слова на букву К: 1) кефир; 2) кий; 3) килограмм; 4) киоск; 5) кипятильник; 6) кирпич; 7) кисель; 8) кислород; 9) кит; 10) кисть; 11) китаец; 12) кишечник; 13) клавиатура; 14) клеёнка; 15) клей; 16) клетка; 17) клещ; 18) клиент; 19) клиника; 20) клоун. Составь три предложения с тремя самыми трудными словами и запиши их. | |
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
8. БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ.
Задание: Вставь букву А, О, Е, Я, И. Напиши проверочное слово.
р..веть | вр..дить | в..терок |
вып..дать | затр..щал | уг..щал |
уд..вительно | разл..вать | уск..льзнул |
тр..петать | х..телось | взгл..нуть |
зав..зать | зар..дил (ружье) | п..м..гал |
пос..нел | цв..тет | древ..сина |
в..сят листья | п..рник | п..стух |
9. Проверим память! Слова из блока «Коварные словарные слова».
Вставь, где нужно, двойные согласные. |
ва…а …ора коло…а ко…ектив килогра… шо…е | а…ея А…а гру…а су…ота па…ажир коми…ия | ка…а ра…вет жу…ит телегра…а дли…ый програ…а | су…а гри… апе…ит ко…екция дли…а ра…каз | |
Составь предложения с двумя словами из каждого столбика (всего 5 предложений).
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________