Занятие 35 Техническое обслуживание кривошипно-шатунного механизма двигателя.
35.1. Контроль затяжки гаек деталей кривошипно-шатунного механизма.
При техническом обслуживании кривошипно-шатунного механизма двигателя необходимо подтягивать гайки шпилек или болты головки блока цилиндров в установленной последовательности (рис. 35.1.)
с моментом окончательной затяжки согласно
табл. 35.1,
а также винты или болты крепления поддона картера и корпуса подшипников распределительного вала.
При техническом обслуживании кривошипно-шатунного механизма двигателя необходимо подтягивать гайки шпилек или болты головки блока цилиндров
Рис. 35.1. Порядок затяжки гаек (болтов) крепления головок цилиндров
двигателей:
Рис. 35.1. Порядок затяжки гаек (болтов) крепления головок цилиндров
двигателей:
табл. 35.1.
35.2. Проверка и регулировка теплового зазора в газораспределительном механизме
После проверки и подтяжки болтов (гаек) крепления головок блока цилиндров, подшипников распределительного вала и осей коромысел следует проверить и отрегулировать тепловой зазор в газораспределительном механизме, т.е. зазор между толкающим элементом и стержнем клапана
(рис. 35.2….35.4).
Эту операцию выполняют на холодном двигателе с использованием плоского щупа.
Рис. 35.2. Регулировка зазоров в распределительном механизме двигателя МеМЗ-968М:
а — процесс регулировки; б — нумерация цилиндров; 1 — щуп; А — маховик
Рис. 35.3. Регулировка зазора в распределительном механизме двигателя ВАЗ-2108, -2109:
а — установка оправки;
б — контроль зазора;
1 — оправка;
2 — фиксатор;
3 — регулировочная шайба;
Б — зазор
- Для регулировки нужно 1 набор щупов; 2 приспособление для регулировки зазоров 3 микрометр 4 пинцет. 5 шайбы Запас шайб имею от 3,10 до 4,15, с шагом по 0,05
- 1. Снимаем крышку головки 2. Снимаем переднюю крышку ремня привода ГРМ 3. Шприцом или резиновой грушей удаляем остатки масла вокруг толкателей клапанов.
- 4. Устанавливаем приспособление для регулировки клапанов на шпильки головки блока цилиндров и закрепляем его гайками, которые крепили крышку головки блока цилиндров
- 5. Вращая коленчатый вал по часовой стрелке, выставляем поршень первого цилиндра в положение ВМТ такта сжатия 6. Повернув вал из положения ВМТ на угол 40-50° (на 3 зуба шкива распределительного вала), набором щупов определяем зазоры в приводе 1 и 3 клапанов (при счете по порядку от шкива распределительного вала) Мерим Впус: 0,2, Выпуск: 0,35
7. Если зазор не соответствует норме, поворачиваем толкатель пазом к себе. Приспособлением утапливаем клапан, удерживая толкатель от вращения отверткой вставленной в паз. Фиксатором приспособления стопорим толкатель в нижнем положении.
8. Пинцетом извлекаем регулировочную шайбу.
9. По маркировке на шайбе определяем ее толщину. Если надпись стерлась, микрометром измеряем толщину шайбы.
- Рассчитываем зазор новой регулировочной шайбы по формуле:
- а) для впускных клапанов Ζ = Y + X — 0,2 мм;
- б) для выпускных клапанов Ζ = Y + X — 0,35 мм;
- где Ζ — расчетная толщина новой регулировочной шайбы; Υ — толщина снятой шайбы; X — зазор, определенный по щупу.
Подбираем новую шайбу, у которой толщина близка расчетной (+ 0,05 мм). - Устанавливаем новую шайбу в толкатель (маркировкой вниз). - Поджимаем толкатель приспособлением и удаляем фиксатор. - Соблюдая последовательность, проверяем и регулируем зазоры в приводе других клапанов.
- Сняв приспособление для регулировки клапанов, устанавливаем детали в последовательности, обратной снятию.
Рис. 35.4. Регулировка зазора в распределительном механизме двигателя ВАЗ-2101, -2103, -2105, -2106:
1 — щуп; 2 — регулировочный болт; 3 — контргайка; А — зазор
Регулировку начинают с установки поршня, как правило, первого цилиндра в ВМТ на такте сжатия при совпадении имеющихся меток.
Такт сжатия легко определяется, когда из отверстия при вывернутой свече зажигания и проворачивании вручную коленчатого вала повышающимся давлением будет выталкиваться бумажная пробка или любой пыж, закрывающий отверстие.
Последовательность и схемы регулировки клапанов по цилиндрам различных моделей двигателей приведены в табл.35.2.
табл.35.2
табл.35.2. продолжение
табл.35.2. продолжение
табл.35.2. окончание
35.3. Регулирование натяжения цепи или зубчатого ремня
В двигателях с расположением распределительного вала в головке блока цилиндров необходимо отрегулировать натяжение цепи или зубчатого ремня.
При эксплуатации из-за износа шарнирных соединений звеньев цепи газораспределительного механизма и других деталей привода происходит удлинение цепи, что вызывает ее вибрацию и значительный шум.
Для устранения этого в приводе предусмотрено специальное натяжное устройство.
Рис. 35.5.а. Привод газораспределительного механизма двигателей ВАЗ:
1 — звездочка газораспределительного вала;
2 — цепь;
3 — ускоритель цепи;
4 — звездочка масляного насоса; 5 — звездочка коленчатого вала; 6 — натяжитель;
7 — колпачковая гайка;
8 — сухарик;
9 — шток;
10 — натяжная пружина;
11 плунжер;
Рис. 35.5.б. Привод газораспределительного механизма двигателей УЗАМ :
1 — звездочка газораспределительного вала;
2 — цепь;
5 — звездочка коленчатого вала; 6 — натяжитель;
10 — натяжная пружина;
11 — плунжер;
12 — натяжная звездочка;
13 — двухплечный рычаг;
14 — корпус;
15 — пробка;
16 — регулировочный винт;
17 — стопорный винт
Для регулировки натяжения цепи ослабляют фиксирующую колпачковую гайку 7 натяжителя
(рис. 35.5, а) для двигателей ВАЗ или стопорный винт 17 (рис. 35.5, б) для двигателей УЗАМ, затем проворачивают коленчатый вал на 2—3 оборота (правильное натяжение цепи устанавливается автоматически).
После этого колпачковую гайку 7 натяжителя или стопорный винт 17 затягивают при медленном повороте коленчатого вала для обеспечения подгяга тянущей ветви.
При использовании зубчатого ремня в приводе механизма газораспределения двигателя ВАЗ-2108 (рис. 35.6) для его регулировки необходимо:
- снять защитную крышку 7,
- ослабить нижние болты кронштейна для крепления и регулирования положения ролика натяжного устройства 5
- повернуть коленчатый вал на 2—3 оборота в сторону затягивания храповика.
- После того как регулировочная пружина кронштейна автоматически установит натяжение ремня 9, затянуть болты.
Рис. 35.6. Схема привода механизма газораспределителя автомобиля ВАЗ-2108:
1 — корпус масляного насоса;
2 — зубчатый шкив коленчатого вала;
3 — шкив коленчатого вала;
4 — валик привода водяного насоса;
5 — ролик натяжного устройства;
6 — болт;
7 — передняя защитная крышка;
8 — шкив распределительного вала;
9 — зубчатый ремень;
10 — гайка эксцентрика;
11 — эксцентрик;
12 — болт;
А — метка на шкиве распределительного вала;
В — указатель на задней защитной крышке;
С — метка на зубчатом шкиве коленчатого вала;
D — метка на корпусе масляного насоса;
Е — метка на шкиве коленчатого вала;
G и F — метки на передней защитной крышке;
Н — правая ветвь зубчатого ремня
На двигателе ВАЗ-2108 натяжение зубчатого ремня считается нормальным, если в средней части ветви между шкивами ремень закручивается на 90° усилием пальцев (15...20 Н).
Если усилие ниже нормы, надо ослабить гайку 10 крепления натяжного ролика 5, повернуть его ось за шестигранную головку на 10... 15° против часовой стрелки и затянуть гайку.
Провернуть коленчатый вал на два оборота и вновь проверить натяжение ремня. По окончании регулировки затянуть гайку 10 (момент 39,2 Н∙м).
В случае необходимости замены ремня при чрезмерном удлинении необходимо ослабить ремень привода генератора и снять ремень со шкива.
Отвернуть болт 12, снять шкив 3, завернуть болт 12 и повернуть за него коленчатый вал так, чтобы при совмещении метки С на зубчатом шкиве 2 коленчатого вала с меткой D на корпусе 1 масляного насоса метка А совпала с указателем В.
Затем, ослабив гайку 10, повернуть эксцентрик 11 по часовой стрелке до такого положения, при котором ремень 9 будет максимально ослаблен.
Снять ремень со шкива 8 распределительного вала, с ролика 5 натяжного устройства, валика 4 привода водяного насоса и зубчатого шкива 3 коленчатого вала.
Надеть новый ремень на зубчатый шкив 3 и, натягивая обе ветви ремня, надеть левую ветвь на валик 4 и завести за ролик 5; надеть ремень на шкив 8 и слегка натянуть его натяжным устройством.
Повернуть коленчатый вал на два оборота, убедиться в том, что при совмещении меток С и D метка А совпадает с указателем В.
При несовпадении меток операцию по установке ремня повторить.
Затем отвернуть болт 12, установить шкив 3 и завернуть болт 12, затянув его окончательно
(момент 60 Н-м).
Натянуть ремень по методике, описанной выше.