Занятие 41 Диагностирование системы питания бензиновых двигателей с карбюратором
41.1. Общие требования.
На систему питания карбюраторных двигателей приходится около 5 % отказов от общего их числа по автомобилю.
Однако состояние основного элемента системы — карбюратора — является определяющим для обеспечения топливной экономичности и допустимой концентрации вредных компонентов в отработавших газах.
К явным неисправностям системы питания относят:
- нарушение герметичности и течь топлива из топливных баков и трубопроводов,
- «провалы» двигателя при резком открытии дроссельной заслонки из-за ухудшения функционирования ускорительного насоса.
К неявным неисправностям следует отнести:
- загрязнение воздушных фильтров,
- прорыв диафрагмы
- негерметичность клапанов бензонасоса,
- нарушение герметичности игольчатого клапана и изменение уровня топлива в поплавковой камере,
- изменение (увеличение) пропускной способности жиклеров,
- неправильная регулировка холостого хода.
Выявление неявных неисправностей карбюратора и бензонасоса проводится ходовыми и стендовыми испытаниями.
Диагностирование системы питания карбюраторного двигателя заключается в:
- проверке подачи топлива в карбюратор,
- контрольной проверке расхода топлива при работе двигателя на автомобиле,
- проверке токсичности отработавших газов,
- определения уровня топлива в поплавковой камере карбюратора,
- измерения давления, развиваемого топливным насосом.
При несоответствии проверяемых параметров требуемым проводят регулировочные работы на автомобиле или снимают карбюратор и топливный насос для ремонта.
1 – ускорительный насос; 2 – экономайзер мощностных режимов; 3 – электромагнитный клапан ЭПХХ; 4 – крышка карбюратора; 5 – диафрагменный механизм пускового устройства; 6 – датчик-винт регулировки количества смеси; 7 – провод датчика-винта; 8 – штуцер отбора разрежения для вакуум-корректора; 9 – блок подогрева; 10 – штуцер шланга вентиляции картера;
Карбюратор ВАЗ 2110
11 – сектор привода дроссельных заслонок; 12 – нагревательный элемент пускового устройства; 13 – воздушная заслонка; 14 – штуцер подачи топлива; 15 – патрубок обратного слива топлива; 16 – пробка топливного фильтра; 17 – корпус карбюратора; 18 – винт начальной регулировки положения дроссельной заслонки второй камеры; А – метки на пусковом устройстве
Карбюратор ВАЗ 2110
41.2. Прекращение подачи топлива в карбюратор
Вызывается:
- засорением фильтра карбюратора и топливопроводов,
- возможным замерзанием воды, подаваемой вместе с бензином в топливный бак и трубопроводы,
- разрывом диафрагмы топливного насоса,
- износом или загрязнением клапанов топливного насоса,
- подсосом воздуха в полость над диафрагмой.
Для определения причин отсутствия подачи топлива Необходимо:
- отвернуть топливопровод от карбюратора,
- покачать рычаг ручной подкачки или провернуть несколько раз коленчатый вал двигателя, предварительно поставив под шланг емкость для возможного слива бензина.
- Если при этом появится струя топлива — насос исправен, тогда следует вынуть и промыть топливный фильтр входного штуцера карбюратора.
- Если струи топлива нет , необходимо протереть топливный насос и осмотреть его поверхность. При обнаружении мокрых пятен от бензина надо подтянуть стяжные винты корпуса и опять опробовать действие насоса.
- Если и после этого подачи топлива не будет , следует проверить исправность насоса путем частичной или полной его разборки, промыв в первую очередь фильтр и клапаны и проверив состояние диафрагмы на предмет обнаружения разрывов.
41.3. Диагностика топливного насоса
Заключается:
- в проверке развиваемого давления,
- в проверке герметичности его клапанов, которая проводится с использованием прибора (рис. 40.1) непосредственно на автомобиле.
Рис. 41.1. Прибор для проверки топливных насосов:
1 — кран; 2 — сменные штуцера; 3 — мановакуумметр
41.3.1. Методика проверки топливного насоса
- Перед проверкой прогревают двигатель до рабочей температуры,
- затем, остановив двигатель и разъединив топливопровод, бензонасос-карбюратор, присоединяют шланг прибора к карбюратору, кран — к топливопроводу от бензонасоса.
- Отвертывают на 2 — 3 оборота иглу крана прибора, пускают двигатель и дают ему поработать при минимальной частоте вращения коленчатого вала; по шкале манометра проверяют давление, развиваемое топливным насосом (нормальное давление, развиваемое топливными насосами, должно соответствовать данным, приведенным в табл. 41.1.
табл. 41.1.
Проверка топливного насоса
- Далее полностью ввертывают иглу крана прибора, останавливают двигатель и определяют по манометру падение давления за 30 с;
- клапаны топливного насоса считаются исправными, если падение давления за это время не превысит 0,01 МПа.
- Затем выворачивают иглу крана прибора и пускают двигатель; дав ему поработать 10... 15 с, останавливают, определяют падение давления
за 30 с и сравнивают его с падением давления, полученным при предыдущей проверке
(более быстрое падение давления при повторной проверке указывает на неплотность топливного клапана поплавкового механизма карбюратора, которая приводит к повышению уровня топлива в поплавковой камере).
41.3.2. Регулировка демонтированного топливного насоса
Если топливный насос не развивает необходимого давления и не обеспечивает подачи топлива или из нижней части корпуса насоса происходит утечка топлива, насос снимают с автомобиля и подвергают ремонту с проверкой всех его деталей.
В случае демонтажа топливного насоса необходимо отрегулировать его производительность путем регулировки выступания толкателя или штанги привода.
Рис. 41.2. Схема для контроля и регулировки выступания толкателя привода насоса двигателя УЗАМ:
1 — штанга привода топливного насоса; 2 — теплоизолирующая прокладка;
3 — топливный насос; 4 — регулировочная прокладка;
5 — уплотнительная прокладка; 6 — головка цилиндров;
А — размер выступания штанги за плоскость термоизоляционной прокладки; В — размер выступания штанги за плоскость регулировочных прокладок
На двигателях УЗАМ необходимо отрегулировать выступание штанги 1 (рис. 41.2) привода насоса за плоскость регулировочной прокладки на величину В, равную 1... 1,5 мм.
Подбор числа регулировочных прокладок осуществляется:
- установкой толкателя на затылок эксцентрика при медленном вращении коленчатого вала двигателя, что обеспечит минимальное выступание штанги;
- устанавливаются уплотнительная и теплоизолирующая прокладки на шпильки,
- специальным приспособлением замеряется размер А.
- После этого определяется число регулировочных прокладок, имеющих толщину 0,3 мм, которые определяют величину выступания штанги за плоскость регулировочной прокладки в пределах размера В (число регулировочных прокладок может быть от одного до четырех).
41.4. Регулирование карбюратора
Нарушение правильной подачи топлива может привести к образованию бедной смеси , что проявляется хлопками в карбюраторе, снижением мощности и перегревом двигателя, или к образованию богатой смеси , которая проявляется черным дымом, «выстрелами» из глушителя, снижением мощности двигателя, перерасходом топлива и разжижением масла в картере двигателя.
Для регулирования правильного соотношения горючей смеси необходимо проверить и отрегулировать уровень топлива в поплавковой камере карбюратора.
41.4.1. Регулирование уровня топлива в поплавковой камере карбюратора
Уровень топлива в поплавковой камере карбюратора проверяют различными способами:
- в карбюраторах моделей К-126 — визуально по рискам смотрового окна во время работы двигателя при минимальной частоте вращения коленчатого вала в режиме холостого хода, приложив линейку к смотровому окну и определяя расстояние от уровня топлива до плоскости разъема верхней части карбюратора.
Регулировка уровня топлива в карбюраторе К-151 автомобиля ГАЗ-ЗЮ2 «Волга» осуществляют подгибанием язычка 4(рис. 41.3) рычага поплавка 1.
При этом поплавок должен находиться в горизонтальном положении,
а ход клапана 3 должен быть в пределах 2,0...2,3 мм.
Ход клапана регулируется подгибанием язычка 2 рычага привода.
Уровень топлива должен находиться в пределах
20... 23 мм от плоскости разъема поплавковой камеры.
Рис. 41.3. Регулировка поплавкового механизма карбюратора К-151:
1 — поплавок; 2 — язычок для регулировки хода клапана; 3 — клапан;
4 — язычок для регулировки уровня топлива; 5 — уплотнительная шайба
Регулировка карбюратора ВАЗ-«Жигули» и «Москвич»
На карбюраторах автомобилей ВАЗ-«Жигули» и «Москвич» проверка уровня топлива осуществляется при снятой верхней крышке карбюратора подгибанием упора кронштейна поплавка для обеспечения
- размера А (рис. 41.4), равного 6,5 ± 0,25 мм и
- размера В, равного 8 ± 0,25 мм,
- причем крышка должна находиться в вертикальном положении.
- Для увеличения уровня топлива упор отгибают вниз, а для уменьшения — вверх.
Рис. 41.4. Установка уровня топлива в поплавковой камере карбюратора типа «Озон»:
1 — крышка карбюратора;
2 — седло игольчатого клапана;
3 — упор;
4 — игольчатый клапан;
5 — шарик запорной иглы;
6 — оттяжная вилка иглы клапана;
7 — кронштейн поплавка;
8 — язычок;
9 — поплавок
Регулировка карбюратора ВАЗ-2108 :
- На двигателях ВАЗ-2108 расстояние между поплавком 1 и прокладкой 4, прилегающей к крышке 5, определяющее уровень топлива,
составляет 1 ± 0,2 мм (рис. 41.5),
- при этом крышка располагается горизонтально поплавком вверх.
- Уровень топлива регулируется подгибанием язычка вниз для увеличения уровня и вверх — для уменьшения.
- При этом упорная поверхность язычка должна быть перпендикулярна оси игольчатого клапана 3 и не должна иметь вмятин и забоин.
Рис. 41.5. Установка уровня топлива в поплавковой камере в карбюраторе типа «Солекс»:
1 — поплавок; 2 — язычок; 3 — игольчатый клапан; 4 — прокладка;
5 — крышка карбюратора
41.4.2. Проверка герметичности поплавка
- Уровень топлива зависит также от герметичности поплавка, правильности его установки, свободы его перемещения.
- Для проверки герметичности поплавка его помещают в горячую воду с температурой не ниже 80 °С (в случае негерметичности из него появляются пузырьки).
- Удалив топливо из поплавка, последний запаивают и проверяют его массу.
41.4.3. Регулирование оборотов холостого хода.
Для этого необходимо:
- прогреть двигатель до нормальной температуры, осторожно отвернуть винт 2 качества (рис. 41.6) до упора с помощью надетой на него втулки,
- винтом 1 количества установить минимальную частоту вращения коленчатого вала.
- При невозможности выполнения данной подрегулировки разрушают ограничительные втулки-пломбы.
- Регулировочным винтом 1 количества смеси установить по тахометру стенда частоту вращения коленчатого вала двигателя равной частоте холостого хода.
Рис. 41.6. Винты регулировки системы холостого хода некоторых моделей карбюраторов:
1 — винт количества; 2 — винт качества; 3 — заглушка;
4 — корпус ЭПХХ; 5 — съемный блок системы холостого хода
- Регулировочным винтом 2 качества (состава) смеси довести содержание окиси углерода (СО) в отработавших газах в пределах 0,5... 1,3 % при данном положении винта 1. (Использовать газоанализатор)
- Винтом 1 восстановить частоту вращения коленчатого вала равной оборотам холостого хода.
- При необходимости регулировочным винтом 2 восстановить содержание СО в пределах 0,5... 1,3 %.
- Для проверки правильности регулировки по окончании работ необходимо резко нажать педаль привода дроссельных заслонок и отпустить ее, двигатель должен без перебоев увеличить частоту вращения коленчатого вала, а при уменьшении ее — не заглохнуть.
- Если регулировками не удается добиться устойчивой работы двигателя, то возможной причиной неисправности является засорение жиклеров и каналов карбюратора.
- В этом случае следует вывернуть и продуть топливный жиклер и каналы системы холостого хода.