Занятие 48 Проверка форсунок дизельных двигателей.
48.1. Устройство форсунки.
Форсунки обеспечивают впрыск мелкораспыленного топлива под определенным давлением в камеры сгорания и четкую отсечку подачи в конце впрыскивания.
Давление впрыска топлива находится в пределах 16...20 МПа.
На дизелях применяют форсунки нескольких типов:
открытые и закрытые,
с распылителем, имеющим одно, два или несколько распыляющих отверстий (сопел).
Сопла располагаются под определенными углами, обеспечивающими тонкое распыление топлива.
Закрытыми называются форсунки с распыляющими отверстиями, закрытыми при помощи иглы.
Эти отверстия открываются только в момент впрыскивания топлива в камеры сгорания.
В настоящее время большинство дизелей имеет распылители форсунок с гидравлически управляемой иглой.
Диаметр распыляющих отверстий 0,34 мм.
Форсунка состоит из корпуса 1 (рис. 48.1.) с фильтрующим элементом 2 и пружины 5.
Сверху пружина упирается в опорную тарелку 4, а снизу, через вкладыш, действует на иглу 9.
Рис. 48.1. Форсунка:
1 — корпус; 2 — фильтр форсунки; 3 — уплотнительное кольцо;
4 — тарелка пружины; 5 — пружина; 6 — проставка;
7 — корпус распылителя форсунки; 8 — гайка распылителя; 9 — игла; 10— регулировочный винт; 11 — контргайка регулировочного винта
Форсунка:
Пружина находится в предварительно сжатом состоянии.
Давление пружины регулируется винтом 10. Регулировочный винт удерживается от самопроизвольного вращения контргайкой 11. Регулировочный винт имеет дренажный канал для слива просочившегося из корпуса распылителя 7 топлива, которое сливается обратно в топливный бак. Распылитель 7 имеет два распыляющих отверстия (сопла), которые закрываются иглой 9. Корпус распылителя вместе с иглой и проставкой 6 крепятся к корпусу форсунки накидной гайкой 8.
Проставка и корпус иглы фиксируются в одном положении специальными штифтами. Форсунка установлена в гнезде головки цилиндра и закреплена скобой.
Топливо к форсунке подается из насоса высокого давления через канал внутрь корпуса распылителя, давление внутри которого возрастает. Это давление передается на заплечики иглы.
Когда давление достигает величины
19 МПа (190 кгс/см 2 ), игла, преодолевая сопротивление пружины 5, поднимается, открывая распыляющие отверстия, через которые топливо впрыскивается в камеру сгорания цилиндра в мелкораспыленном виде.
Устройство и работа форсунок различных дизелей принципиально одинаковы при возможных конструктивных отличиях.
48.2. Проверка форсунок.
Основными неисправностями форсунки являются:
- ухудшение качества распыливания вследствие снижения давления начала впрыска или подъема иглы,
- негерметичность или засорение форсунки,
- закоксовывание или засорение отверстий распылителя
- попадание в распылитель воды.
В результате снижается мощность и экономичность двигателя, работа его на малой частоте вращения вала становится неустойчивой, повышается дымность отработавших газов.
Предварительно форсунки проверяют непосредственно на работающем двигателе последовательным выключением цилиндров.
Для этого ослабляют накидную гайку у штуцера проверяемой форсунки с тем, чтобы топливо вытекало наружу, не поступая в форсунку, и цилиндр таким образом выключается.
Если выключенная форсунка исправна, перебои в работе двигателя увеличатся, частота вращения коленчатого вала уменьшится, а дымление выпуска не станет меньше.
Наоборот, если форсунка неисправна, характер работы двигателя не изменится, а дымность выпуска уменьшится.
В этом случае форсунку снимают и направляют в цех топливной аппаратуры.
При ТО-2, а также после ремонта форсунки проверяют:
- на герметичность,
- на давление начала подъема иглы
- на качество распыливания топлива,
для этих проверок используют стенд.
Проверка герметичности форсунки, давления впрыска и качества распыливания топлива производится на приборе КП-609А (рис. 48.2), установленном на стенде.
Рис. 48.2. Прибор для проверки форсунок:
1 — защитный прозрачный колпак-сборник топлива;
2 — проверяемая форсунка;
3 — бачок для топлива;
4 — манометр;
5 — запорный вентиль;
6 — корпус прибора;
7 — рычаг.
При проверке герметичности форсунки медленно завертывают ее регулировочный винт и одновременно, качая рычагом, увеличивают давление до 30 МПа.
После этого прекращают подачу и наблюдают за снижением давления.
Когда давление снизится до 28 МПа, включают секундомер и определяют время спада давления
до 23 МПа.
Допустимое время падения давления для исправной форсунки должно быть не менее 5 с, а с новым распылителем — в среднем не менее 20...30 с.
Подтекание топлива или увлажнение торца распылителя при указанном снижении давления не допускается.
Давление впрыска или начала подъема иглы форсунки проверяют по его значению в момент впрыска топлива.
Для этого ввертывают до упора запорный вентиль 5 и рычагом 7 насоса медленно повышают давление до 12,5 МПа, после чего повышают его со скоростью
0,5 МПа в секунду и наблюдают за началом впрыска топлива.
У двигателей ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238 начало впрыска топлива форсункой должно происходить при давлении 15 ± 0,5 МПа.
Регулируют форсунку регулировочным винтом, изменяя натяжение пружины, прижимающей иглу к отверстию распылителя.
Качество распыливания топлива форсункой проверяют при закрытом запорном вентиле 5 манометра 4, пользуясь рычагом 7 насоса, производят несколько резких качков и наблюдают за характером впрыска.
Топливо, выходящее из сопел распылителя, должно разбрызгиваться до туманообразного состояния.
Угол конуса распыливания контролируют по линиям на защитном колпаке.
Понижение давления при впрыске топлива должно быть в пределах 0,8... 1,7 МПа, при этом подтекания топлива не допускается.
Начало и конец впрыска характеризуются резким звуком (треском).
Видео
Стенд для проверки
форсунок
Смотреть