СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие 54 Ремонт стартера

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассмотрим ремонт статора на примере автомобиля ВАЗ 2115.

 

Необходимые инструменты:

•торцовая головка «на 13», •вороток, •отвертка, •ключи «на 10», «на 8»

1. Необходимо снять стартер с двигателя

2. Откручиваем  гайку с нижнего контактного болта.

Просмотр содержимого документа
«Занятие 54 Ремонт стартера»

Занятие 54  Ремонт стартера

Занятие 54 Ремонт стартера

Рассмотрим ремонт статора на примере автомобиля ВАЗ 2115. Необходимые инструменты: торцовая головка «на 13», вороток, отвертка, ключи «на 10», «на 8»   1. Необходимо снять стартер с двигателя 2. Откручиваем  гайку с нижнего контактного болта.

Рассмотрим ремонт статора на примере автомобиля ВАЗ 2115.

Необходимые инструменты:

  • торцовая головка «на 13»,
  • вороток,
  • отвертка,
  • ключи «на 10», «на 8»

1. Необходимо снять стартер с двигателя

2. Откручиваем  гайку с нижнего контактного болта.

3. Снимаем шайбу и отсоедините наконечник вывода обмотки статора. 4. Отверните два винта крепления тягового реле.

3. Снимаем шайбу и отсоедините наконечник вывода обмотки статора.

4. Отверните два винта крепления тягового реле.

5. Снимите тяговое реле. Для снятия тягового реле, отсоедините якорь реле от рычага, приподняв тяговое реле стартера. 6. Выньте якорь и пружину из тягового реле.

5. Снимите тяговое реле.

Для снятия тягового реле, отсоедините якорь реле от рычага, приподняв тяговое реле стартера.

6. Выньте якорь и пружину из тягового реле.

7. Снимите уплотнительное кольцо. 8. С помощью подходящей по диаметру трубки сбейте ограничительное кольцо со стопорного.

7. Снимите уплотнительное кольцо.

8. С помощью подходящей по диаметру трубки сбейте ограничительное кольцо со стопорного.

9. Снимите стопорное кольцо, а затем ограничительное. 10. Выверните два винта крепления и снимите защитную крышку.

9. Снимите стопорное кольцо, а затем ограничительное.

10. Выверните два винта крепления и снимите защитную крышку.

11. Снимите стопорное кольцо... 12. ...а затем регулировочные шайбы.

11. Снимите стопорное кольцо...

12. ...а затем регулировочные шайбы.

13. Отверните гайки стяжных шпилек... 14. …и снимите крышку со стороны коллектора.

13. Отверните гайки стяжных шпилек...

14. …и снимите крышку со стороны коллектора.

15. Отожмите отверткой пружины обеих изолированных щеток и выньте щетки  из щеткодержателя. 16. Снимите щеткодержатель.

15. Отожмите отверткой пружины обеих изолированных щеток и выньте щетки  из щеткодержателя.

16. Снимите щеткодержатель.

ПРИМЕЧАНИЕ : Изолированные щетки А припаяны к выводам обмоток статора, а неизолированные Б – к щеткодержателю. При снятии щеткодержателя изолированные щетки остаются на выводах обмотки статора.

ПРИМЕЧАНИЕ :

Изолированные щетки А припаяны к выводам обмоток статора,

а неизолированные Б – к щеткодержателю.

При снятии щеткодержателя изолированные щетки

остаются на выводах обмотки статора.

17. Снимите корпус со статором. ПРИМЕЧАНИЕ В корпусе стартера закреплены четыре обмотки возбуждения.

17. Снимите корпус со статором.

ПРИМЕЧАНИЕ

В корпусе стартера закреплены четыре обмотки возбуждения.

18. Снимите пластмассовый упор рычага. 19. Выньте якорь из крышки со стороны привода.

18. Снимите пластмассовый упор рычага.

19. Выньте якорь из крышки со стороны привода.

20. Снимите промежуточную опору с вала якоря. 21. Снимите стопорное кольцо с привода стартера.

20. Снимите промежуточную опору с вала якоря.

21. Снимите стопорное кольцо с привода стартера.

ПРИМЕЧАНИЕ . Так выглядят детали привода стартера: 1– шестерня; 2–рычаг привода; 3–обгонная муфта; 4–тарельчатая шайба.

ПРИМЕЧАНИЕ .

Так выглядят детали привода стартера:

1– шестерня; 2–рычаг привода;

3–обгонная муфта; 4–тарельчатая шайба.

22. Снимите тарельчатую шайбу... 23. …упорную шайбу...

22. Снимите тарельчатую шайбу...

23. …упорную шайбу...

25. …и упорное кольцо. 26. Выверните два винта крепления крышки тягового реле.

25. …и упорное кольцо.

26. Выверните два винта

крепления крышки тягового реле.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ   Разбирайте тяговое реле только при необходимости его ремонта.  27. Отверните гайки с двух контактных болтов тягового реле. 28. Отсоедините с помощью паяльника оба вывода обмоток от выводов тягового реле.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ  

Разбирайте тяговое реле только при необходимости его ремонта.

27. Отверните гайки с двух контактных болтов тягового реле.

28. Отсоедините с помощью паяльника оба вывода обмоток от выводов тягового реле.

29. Снимите крышку тягового реле. 30. Снимите уплотнительное кольцо.

29. Снимите крышку тягового реле.

30. Снимите уплотнительное кольцо.

31. Выньте контактную пластину в сборе со штоком. 32. Снимите со штока возвратную пружину...

31. Выньте контактную пластину в сборе со штоком.

32. Снимите со штока возвратную пружину...

33. …стопорное кольцо... 34. …и изолирующую шайбу.

33. …стопорное кольцо...

34. …и изолирующую шайбу.

35. Снимите контактную пластину… ПРИМЕЧАНИЕ  Детали крепления контактной пластины (показаны в порядке установки на шток).

35. Снимите контактную пластину…

ПРИМЕЧАНИЕ

Детали крепления

контактной пластины

(показаны в порядке

установки на шток).

36. Снимите изолирующую втулку. 37. Снимите шайбу.

36. Снимите изолирующую втулку.

37. Снимите шайбу.

38. Снимите демпфирующую пружину. 39. Выньте из крышки контактные болты.  ПРИМЕЧАНИЕ Обмотки тягового реле установлены в неразборном корпусе, поэтому при их повреждении заменяйте тяговое реле в сборе.

38. Снимите демпфирующую пружину.

39. Выньте из крышки контактные болты.

ПРИМЕЧАНИЕ

Обмотки тягового реле установлены в неразборном корпусе, поэтому при их повреждении заменяйте тяговое реле в сборе.

40. Очистите все детали стартера от загрязнений. 41. Проверьте состояние обмотки статора.  Для этого включите контрольную лампу в цепь переменного тока напряжением 220 В и подсоедините провод к одному из выводов обмотки статора, другой конец цепи замкните на корпус. Если лампа горит, значит, повреждена изоляция обмотки. Замените обмотку или статор. Таким же образом проверьте вторую обмотку. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ При проверке напряжением 220 В соблюдайте осторожность – не касайтесь руками частей стартера, находящихся под напряжением. ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ Обмотки статора можно проверить мегомметром. Подсоедините один контакт к выводу, другой – к корпусу статора. Сопротивление обмоток должно быть не меньше 10 кОм. Если оно меньше, замените статор.

40. Очистите все детали стартера от загрязнений.

41. Проверьте состояние обмотки статора.

Для этого включите контрольную лампу в цепь переменного тока напряжением 220 В и подсоедините провод к одному из выводов обмотки статора, другой конец цепи замкните на корпус. Если лампа горит, значит, повреждена изоляция обмотки. Замените обмотку или статор. Таким же образом проверьте вторую обмотку.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

При проверке напряжением 220 В соблюдайте осторожность – не касайтесь руками частей стартера, находящихся под напряжением.

ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ

Обмотки статора можно проверить мегомметром. Подсоедините один контакт к выводу, другой – к корпусу статора. Сопротивление обмоток должно быть не меньше 10 кОм. Если оно меньше, замените статор.

42. Осмотрите якорь. Если коллектор загрязнен или на нем есть риски, царапины, прошлифуйте его мелкой стеклянной шкуркой. При значительной шероховатости коллектора или при выступании слюды между пластинами проточите коллектор на токарном станке и затем прошлифуйте мелкой стеклянной шкуркой. Биение сердечника относитель но цапф вала не должно превышать 0,08 мм. Если биение больше, замените якорь.

42. Осмотрите якорь.

Если коллектор загрязнен или на нем есть риски, царапины, прошлифуйте его мелкой стеклянной шкуркой.

При значительной шероховатости коллектора или при выступании слюды между пластинами проточите коллектор на токарном станке и затем прошлифуйте мелкой стеклянной шкуркой.

Биение сердечника относитель но цапф вала

не должно превышать 0,08 мм.

Если биение больше, замените якорь.

43. Если на валу якоря есть желтый налет от подшипника, удалите его мелкой шкуркой, иначе это вызовет заедание шестерни на валу. Если на поверхностях цапф и шлицев вала появились задиры, забоины, замените якорь. 44. Проверьте надежность пайки выводов обмотки якоря к пластинам коллектора. Осмотрите обмотку по торцам якоря: диаметр обмотки должен быть меньше пакета железа якоря. Если диаметр больше, замените якорь.

43. Если на валу якоря есть желтый налет от подшипника, удалите его мелкой шкуркой, иначе это вызовет заедание шестерни на валу.

Если на поверхностях цапф и шлицев вала появились задиры, забоины, замените якорь.

44. Проверьте надежность пайки выводов обмотки якоря к пластинам коллектора. Осмотрите обмотку по торцам якоря: диаметр обмотки должен быть меньше пакета железа якоря.

Если диаметр больше, замените якорь.

45. Проверьте состояние обмотки якоря с помощью контрольной лампы в цепи переменного тока напряжением 220 В. Подсоедините провода к пластине коллектора и сердечнику якоря. Если лампа загорелась, значит, есть замыкание обмотки якоря или пластины коллектора на «массу». В этом случае надо заменить якорь. ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ Обмотки якоря можно проверить мегомметром. Один его контакт подсоедините к коллектору, другой – к сердечнику якоря. Сопротивление обмоток должно быть не меньше 10 кОм. При меньшем сопротивлении замените якорь.

45. Проверьте состояние обмотки якоря с помощью контрольной лампы в цепи переменного тока напряжением 220 В.

Подсоедините провода к пластине коллектора и сердечнику якоря. Если лампа загорелась, значит, есть замыкание обмотки якоря или пластины коллектора на «массу».

В этом случае надо заменить якорь.

ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ

Обмотки якоря можно проверить мегомметром.

Один его контакт подсоедините к коллектору,

другой – к сердечнику якоря. Сопротивление обмоток должно быть не меньше 10 кОм.

При меньшем сопротивлении замените якорь.

46. Удерживая обгонную муфту, попробуйте провернуть шестерню стартера в обе стороны: она должна вращаться свободно только по часовой стрелке. Если шестерня проворачивается в обе стороны, замените привод. 47. Наденьте привод стартера на вал якоря. Он должен свободно, без заеданий перемещаться по шлицам вала.

46. Удерживая обгонную муфту, попробуйте провернуть шестерню стартера в обе стороны: она должна вращаться свободно только по часовой стрелке.

Если шестерня проворачивается в обе стороны, замените привод.

47. Наденьте привод стартера на вал якоря.

Он должен свободно, без заеданий перемещаться по шлицам вала.

48. Если детали привода сильно изношены или повреждены, замените привод. При обнаружении забоин на заходной части зубьев шестерни подшлифуйте их мелкозернистым наждачным кругом малого диаметра. 49. Осмотрите крышку стартера со стороны коллектора и промежуточную опору. Если на этих деталях появились трещины, замените их. Осмотрите также втулки в крышке и опоре, в которых вращается вал якоря. При обнаружении сильного износа или механических повреждений замените крышку или опору с дефектными втулками.

48. Если детали привода сильно изношены или повреждены, замените привод.

При обнаружении забоин на заходной части зубьев шестерни подшлифуйте их мелкозернистым наждачным кругом малого диаметра.

49. Осмотрите крышку стартера со стороны коллектора и промежуточную опору.

Если на этих деталях появились трещины, замените их. Осмотрите также втулки в крышке и опоре, в которых вращается вал якоря. При обнаружении сильного износа или механических повреждений замените крышку или опору с дефектными втулками.

50. Осмотрите втулку, запрессованную в картер сцепления. Если втулка изношена или на ней появились задиры, раковины, замените втулку. ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ Втулка расположена в глухом отверстии картера сцепления и поэтому труднодоступна. Чтобы удалить втулку, заверните в нее метчик подходящего размера до упора в дно отверстия, как бы нарезая во втулке резьбу. При дальнейшем вращении метчика втулка будет выпрессована из отверстия.

50. Осмотрите втулку, запрессованную в картер сцепления.

Если втулка изношена или на ней появились задиры, раковины, замените втулку.

ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ

Втулка расположена в глухом отверстии картера сцепления и поэтому труднодоступна.

Чтобы удалить втулку, заверните в нее метчик подходящего размера до упора в дно отверстия, как бы нарезая во втулке резьбу.

При дальнейшем вращении метчика втулка будет выпрессована из отверстия.

51. Щетки, изношенные до высоты менее 12 мм, необходимо заменить. 52. Проверьте перемещение щеток в держателях. Щетки должны перемещаться легко, без заеданий. Проверьте надежность крепления держателей щеток: они должны быть прочно закреплены.

51. Щетки, изношенные до высоты менее 12 мм, необходимо заменить.

52. Проверьте перемещение щеток в держателях.

Щетки должны перемещаться легко, без заеданий.

Проверьте надежность крепления держателей щеток: они должны быть прочно закреплены.

53. Держатели изолированных щеток не должны замыкаться на «массу». Проверьте это с помощью контрольной лампы на 12 В 54. Проверьте усилие пружин, прижимающих щетки, с помощью динамометра. Для этого вставьте якорь в крышку со стороны привода, установите корпус и щеткодержатель. 55. Вставьте щетки в щеткодержатели. В момент отрыва пружины от щетки усилие должно быть в пределах 9,0–11,0 Н (0,9–1,1 кгс).

53. Держатели изолированных щеток не должны замыкаться на «массу».

Проверьте это с помощью контрольной лампы на 12 В

54. Проверьте усилие пружин, прижимающих щетки, с помощью динамометра.

Для этого вставьте якорь в крышку со стороны привода, установите корпус и щеткодержатель.

55. Вставьте щетки в щеткодержатели.

В момент отрыва пружины от щетки усилие должно быть в пределах 9,0–11,0 Н (0,9–1,1 кгс).

56. Проверьте омметром сопротивление обмоток тягового реле. Сопротивление втягивающей обмотки должно быть в пределах 0,52–0,59 Ом (пунктирные линии красного цвета), а удерживающей – 0,725–0,795 Ом (сплошные линии желтого цвета) при температуре окружающего воздуха от +15 до +25 °С. Якорь тягового реле должен перемещаться в корпусе свободно, без заеданий. ПРИМЕЧАНИЕ Одновременно с проверкой сопротивления обмотки проверьте, замыкает ли контактная пластина контактные болты тягового реле. Если омметр показывает бесконечность, то либо произошел обрыв в обмотке, либо пластина не замыкает контактные болты. В первом случае тяговое реле надо заменить.

56. Проверьте омметром сопротивление обмоток тягового реле.

Сопротивление втягивающей обмотки должно быть в пределах 0,52–0,59 Ом (пунктирные линии красного цвета),

а удерживающей – 0,725–0,795 Ом (сплошные линии желтого цвета) при температуре окружающего воздуха от +15 до +25 °С.

Якорь тягового реле должен перемещаться в корпусе свободно, без заеданий.

ПРИМЕЧАНИЕ

Одновременно с проверкой сопротивления обмотки проверьте, замыкает ли контактная пластина контактные болты тягового реле. Если омметр показывает бесконечность, то либо произошел обрыв в обмотке, либо пластина не замыкает контактные болты.

В первом случае тяговое реле надо заменить.

57. Осмотрите контактные болты.  Зачистите мелкой шкуркой подгоревшие головки болтов.  При сильном выгорании головок можно развернуть болты на 180°, чтобы они прижимались к контактной пластине невыгоревшей стороной.  Если поверхность контактной пластины сильно изношена, то ее можно повернуть другой стороной к контактным болтам. При сборке стартера выполните следующее. 58. Надежно припаяйте выводы обмоток к контактам тягового реле.

57. Осмотрите контактные болты. Зачистите мелкой шкуркой подгоревшие головки болтов.

При сильном выгорании головок можно развернуть болты на 180°, чтобы они прижимались к контактной пластине невыгоревшей стороной.

Если поверхность контактной пластины сильно изношена, то ее можно повернуть другой стороной к контактным болтам.

При сборке стартера выполните следующее.

58. Надежно припаяйте выводы обмоток к контактам тягового реле.

59. Смажьте моторным маслом шлицы и цапфы вала якоря... 60. ...втулки задней крышки и промежуточной опоры...

59. Смажьте моторным маслом шлицы и цапфы вала якоря...

60. ...втулки задней крышки и промежуточной опоры...

61. ...наконечник якоря тягового реле... 62. ...и шлицы обгонной муфты.

61. ...наконечник якоря тягового реле...

62. ...и шлицы обгонной муфты.

63. Подбором регулировочных шайб отрегулируйте осевой зазор вала якоря стартера. Зазор должен быть не более 0,5 мм. 64. Опору на рычаг устанавливайте выступом к якорю.

63. Подбором регулировочных шайб отрегулируйте осевой зазор вала якоря стартера. Зазор должен быть

не более 0,5 мм.

64. Опору на рычаг устанавливайте выступом к якорю.

65. Стяжные шпильки должны проходить через изоляционные трубки. 66. При подсоединении рычага к наконечнику якоря тягового реле язычок на наконечнике якоря должен быть направлен вниз.

65. Стяжные шпильки должны проходить через изоляционные трубки.

66. При подсоединении рычага к наконечнику якоря тягового реле язычок на наконечнике якоря должен быть направлен вниз.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!