СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЗАНЯТИЕ детско – родительского клуба «ЭКСПЕРИМЕНТИРУЯ, РИСУЕМ» по теме: «УЧИМСЯ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАТЬ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

функционирование родительского клуба "Экспериментируя, рисуем"

Просмотр содержимого документа
«ЗАНЯТИЕ детско – родительского клуба «ЭКСПЕРИМЕНТИРУЯ, РИСУЕМ» по теме: «УЧИМСЯ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАТЬ»»

ЗАНЯТИЕ

детско – родительского клуба

«ЭКСПЕРИМЕНТИРУЯ, РИСУЕМ»

по теме:

«УЧИМСЯ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАТЬ»

Цель: способствовать сплочению группы, созданию положительной эмоциональной обстановки; познакомить участников с целями и задачами занятий; закрепить знания в области экспериментирования.


Ход занятия

I часть

Мини – лекция «Роль экспериментирования в развитии ребенка - дошкольника».

II часть

  1. Упражнение «Подари улыбку соседу».

  2. Создание эмблемы клуба.

  3. Совместный практикум «Разработка алгоритма экспериментирования».

  4. Чаепитие.


I часть

Мини – лекция «Роль экспериментирования в развитии ребенка – дошкольника»

Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.

По мнению академика Н.Н. Подъякова. в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.

Работа с детьми 4 – 5 лет направлена на расширение представлений детей о явлениях и объектах окружающего мира. Основными задачами, решаемыми в процессе экспериментирования, являются:

  1. активное использование опыта игровой и практической деятельности детей (Почему лужи ночью замерзают, днѐм оттаивают? Почему мячик катится?);

  2. группировка объектов по функциональным признакам (Для чего необходима обувь, посуда? С какой целью она используется?);

  3. классификация объектов и предметов по видовым признакам (посуда чайная, столовая).

Методы познавательной деятельности

  1. практические (опыты, эксперименты);

  2. наглядные (модели, схемы и т.д.);

  3. словесные (пояснения, рассказ, познавательные сказки, художественное слово).

Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений:

1. О материалах (глина, дерево, ткань, бумага, металл, стекло, резина, пластмасса).

2. О природных явлениях (времена года, явления погоды, объекты неживой природы - песок, вода, снег, лѐд; игры с цветными льдинками).

3. О мире животных (как звери живут зимой, летом) и растений (овощи, фрукты), условия, необходимые для их роста и развития (свет, влага, тепло).

4. О предметном мире (игрушки, посуда, обувь, транспорт, одежда и т.д.).

5. О геометрических эталонах (круг, прямоугольник, треугольник, трапеция).

6. О человеке (мои помощники - глаза, нос, уши, рот и т.д.).

Структура детского экспериментирования

  1. Проблемная ситуация.

  2. Постановка цели эксперимента.

  3. Выдвижение гипотезы.

  4. Проверка предположения.

  5. Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось).

  6. Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулирование вывода или выводов (как получилось).

Детское экспериментирование способствует:

  • развитию познавательных способностей детей,

  • умению находить ответы на вопрос «почему?»

  • формированию умений: поставить цель, найти способы еѐ решения и обобщить полученный результат;

  • развитию доказательной речи дошкольников;

  • приобщению детей к исследовательской деятельности

Оборудование экспериментального уголка

  1. Песок, глина;

  2. набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;

  3. материалы для игр с мыльной пеной;

  4. красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

  5. семена бобов, фасоли, гороха;

  6. некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука);

Простейшие приборы и приспособления:

  1. лупы, сосуды для воды, «ящик ощущений» (чудесный мешочек), зеркальце для игр с «солнечным зайчиком», контейнеры из «киндер-сюрпризов» с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами;

  2. «бросовый материал»: веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки, пуговицы, бумага разная по фактуре (газетная, писчая, картон, обои, бархатная и т. д.)


II часть

Упражнение «Подари улыбку соседу»

Инструкция: участники становятся в круг, берутся за руки. Каждый по очереди «дарит» улыбку своим соседям слева и справа, важно при этом смотреть друг другу в глаза.


Создание эмблемы клуба.

Уважаемые родители! Вы все уже являетесь не только участниками детско – родительского клуба «Экспериментируя, рисуем», но и специалистами в области рисования в нетрадиционной форме, имеете сертификаты подтверждающие это. Наш клуб существует уже год, на протяжении которого вы получили определенные знания, умения, навыки. Каждый клуб имеет свою эмблему, а у нас ее нет. Давайте сегодня с вами проявим все наше мастерство, творчество, талант, создадим нашу собственную эмблему, не забывая, что мы опытные экспериментаторы и талантливые нетрадиционные художники. На столах перед вами расположено все необходимое. Обсудим проект эмблемы?


Совместный практикум «Разработка алгоритма экспериментирования»

Несомненно, что развитие любой детской деятельности происходит не само собой, а под руководством взрослого. Таким образом, и развитие деятельности детского экспериментирования имеет свои особенности руководства со стороны взрослого.

Рассмотрим некоторые особенности руководства экспериментальной деятельностью дошкольника.

Совместно разработаем алгоритм детского экспериментирования.

Перед вами стакан с чаем. Предмет для ребенка ничем не примечательный. Как привлечь ребенка к эксперименту? Как вы думаете, что необходимо сделать на первом этапе?

Первым делом ставим исследовательскую задачу. Каким образом? (чтобы ребенку стало интересно – младший возраст, старшие ставят цель самостоятельно). Хочется сладкого чая. Что сделать?

Далее совместно прогнозируем результат. Как это сделать? Что в результате получится?

Чтобы данная деятельность была безопасной, повторим правила безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования. Какие? Назовите.

Что далее? Помогаем организовать работу детей. Организация опыта, безопасного места экспериментирования.(дети садятся за круглый стол, места определяют по своему усмотрению; взрослый готовит все к эксперименту: стаканы с чаем для каждого ребенка, ложки сахарницы)

Выполнение эксперимента под вашим руководством. Дети совместно с взрослым производят опыт с чаем и сахаром, размешивая его ложкой.

Наблюдение результатов эксперимента. Дошкольники пробуют чай.

Формулировка выводов. Дети старшего дошкольного возраста делают выводы самостоятельно. Что произошло? Почему? Какой вывод можно сделать? Что еще можно растворить в воде?


Рефлексия. Чаепитие.