Однажды в созвездии Лебедя.
Цель: 1. Развитие умения понимать друг друга и эффективно взаимодействовать.
2. Способствовать сплочению класса.
Ход.
1. Предыстория. В созвездии Лебедя существуют две цивилизации, конкурирующие друг с другом в поисках новых сырьевых ресурсов. Это цивилизации Гуситов и Уткинов. Между ними существует договоренность: в случае открытия новой планеты, на которой нет разумных обитателей, все ее богатства достаются той цивилизации, чей звездолет первым достигнет этой планеты.
Однажды случилось так, что корабли – разведчики обеих цивилизаций - независимо друг от друга обнаружили новую необитаемую планету и одновременно приземлились на ней.
Недра планеты оказались насыщены разнообразными полезными ископаемыми. Заметив присутствие друг друга, Гуситы и Уткины укрылись в своих космических кораблях и привели в боевую готовность свои космические корабли и оружие. По-видимому, вооруженного столкновения было не избежать. Вопрос в том, кто сделает первый шаг. Началось тягостное ожидание.
Однако оставалась возможность мирно договориться. Но между кораблями не было связи. Для того чтобы высказать свои предположения, необходимо покинуть корабль и выйти наружу. Это риск: соперники могут не сделать такого же шага, а просто уничтожить конкурентов.
Жребием определяется, какая из команд будет Гуситами, а какая Уткинами. Команды должны распределить между собой те обязанности, которые выполняют члены экипажа космического корабля. Выбирается капитан корабля, второй пилот, бортинженер, штурман и т.д.
2. Инструкция для игроков: Делая каждый ход, необходимо решить, как поступить. Всего должны сделать 10 ходов. Каждый ход предполагает выбор: либо выйти наружу, либо открыть огонь. Отражение сделанных вами шагов представлено на бланке. В зависимости от выборов команд складываются различные ситуации, оценка которых в баллах приведена на карточке. За 5 минут, отводимых на каждый ход, каждая команда должна принять решение. Если решение за это время не принято, команда штрафуется на три балла.
Голосовать можно сколько угодно раз, но если при окончательном голосовании есть люди, поднявшие руки против, то за каждого из них команда теряет по 1 баллу. Решение команд сообщается после каждого хода. Побеждает тот, кто после 10 ходов наберет максимальное количество баллов. В процессе игры на двух каких-то ходах произойдет удвоение баллов. В соответствующее время я вам об этом сообщу. Ведущий отдает капитанам две карточки. Смысл содержания первой карточки в том, что если обе команды начинают боевые действия, они теряют по 3 балла. Если какая – то команда решает выйти для переговоров, а соперники прицельным огнем стирают их с лица земли, то погибшие лишаются 5 баллов, а стрелки по парламентерам приобретают 5 баллов. Если же обе команды решаются попытать счастья на пути переговоров, то и те и другие получают по 3 балла.
Во второй карточке представители каждой цивилизации фиксируют решения, принимаемые командами, и текущие результаты. Такая же карточка есть и у ведущего.
У кого есть шанс улететь? В процессе принятия решения необходимо постоянно уточнять: все ли согласны со сделанным выбором? Есть ли те, кто против? Поясняется, что попадание в минус не означает выигрыш. Только накопленные баллы ведут к победе. Чем больше «-», тем меньше шансов улететь с планеты. Объясняется, что удвоение баллов удобно делать на четвертом и восьмом ходу, но ведущий может это сделать и позднее, исходя из специфики складывающейся ситуации. Как правило, к середине игры от участников обеих команд можно услышать обвинения в коварстве, агрессивности и т. д. Стратегии команд становятся известны после 10 хода, когда игроки подводят в своих карточках итоговый баланс.
3. Что выгоднее? Все садятся в круг и ведущему необходимо дать возможность всем высказаться, важно здесь помешать возникновению конфликта. Однако именно в этот момент в группе появляются проблески понимания. Необходимо команды подвести к причинам сложившейся ситуации, а также к выводу о том, что кроме игр против кого-то есть игры, когда выигрывать можно, только выбирая стратегию «вместе».
Первая карточка.
Гуситы | Уткины | Гуситы | Уткины |
Открыть огонь | Открыть огонь | -3 | -3 |
Открыть огонь | Выйти наружу | +5 | -5 |
Выйти наружу | Открыть огонь | -5 | +5 |
Выйти наружу | Выйти наружу | +3 | +3 |
Вторая карточка.
№ хода | Решение Гуситов | Решение Уткинов | Баллы Гуситов | Баллы Уткинов |
1 | | | | | | |
2 | | | | | | |
3 | | | | | | |
4 | | | | | | |
5 | | | | | | |
6 | | | | | | |
7 | | | | | | |
8 | | | | | | |
9 | | | | | | |
10 | | | | | | |