Занятие для учащихся начального звена «Урок толерантности»
Пояснительная записка |
Цель занятия | Создание условий для формирования у учащихся толерантного отношения к миру. |
Задачи занятия | Способствовать формированию терпимого отношения к непохожим учащимся. Способствовать развитию умения анализировать и понимать чувства других людей. |
Адресат | Учащиеся начального звена. |
Описание занятия | Форма проведения – групповое занятие. Продолжительность занятия составляет 40 минут. Структура занятия: - введение, постановка проблемы, целеполагание; - работа по теме занятия; - обобщение полученной информации, обратная связь. Методы работы на занятии: словесные (беседа, групповая дискуссия, обсуждение); наглядные (демонстрация мультипликационного фильма, компьютерной презентации); практические (выполнение детьми практического задания). |
Необходимое оборудование | Мультимедийная техника и компьютер. Мультипликационный фильм «Гадкий утенок» (Союзмультфильм, 1956 г., режиссер - В. Дегтярев). Раздаточный материал для каждого ученика: заготовка письма (Приложение 1); материал для обыгрывания ситуации – записка (Приложение 2). |
Использованные источники литературы и Интернет-ресурсов | |
Занятие для учащихся начального звена «Урок толерантности»
Ход занятия:
Постановка проблемы.
- Ребята, всем вам знакома сказка Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок»? (учащиеся отвечают утвердительно). А кто из вас смотрел и мультипликационный фильм с таким же названием? Давайте вспомним, о чем эта сказка, мультфильм? (учащиеся высказываются). Правильно ребята, эта сказка (мультфильм) о гадком утенке, которого все обижали, потому что он не был похож ни на кого на птичьем дворе (ни на уток, ни на гусей, ни на кур, ни на индюшат и т.д.). А оказалось, что гадкий утенок - вовсе не утенок, а лебедь, красивый, статный лебедь, в которого и вырос гадкий утенок в конце сказки.
- Давайте припомним, как относились к гадкому утенку на птичьем дворе? Я предлагаю посмотреть отрывок из мультипликационного фильма «Гадкий утенок», чтобы лучше вспомнить обсуждаемую нами ситуацию.
Просмотр отрывков мультипликационного фильма по мотивам сказки Г. Х. Андерсена «Гадкий утенок» (Союзмультфильм, 1956 г., режиссер - В. Дегтярев). Их последующее обсуждение.
Демонстрируется отрывок мультфильма, в котором гадкий утенок впервые появляется на птичьем дворе со своей мамой уткой, где подвергается нападкам со стороны его обитателей, его прогоняют с птичьего двора и он оказывается вынужденным прятаться на болоте в дупле старого дерева.
- Итак, ребята, мы посмотрели с вами отрывок из мультфильма. Давайте попробуем ответить на предложенный вопрос – Как к гадкому утенку отнеслись на птичьем дворе? (учащиеся высказываются: клевали, били, обзывали, смеялись, не подпускали к еде, а в конце концов – прогнали с птичьего двора).
- А почему же это происходило? (учащиеся высказываются: он был некрасивый, непохожий на всех остальных). Правильно ребята, он не был похож ни на кого из представителей на птичьем дворе. Ни на уток, ни на индюшат, ни на куриц и т.д. Поэтому к нему так плохо относились.
- Как вы думаете, что чувствовал гадкий утенок, когда над ним издевались другие обитатели птичьего двора? (учащиеся высказываются: ему было плохо, одиноко, невыносимо, он страдал, не понимал, почему же так к нему относятся).
- А как отнеслись к нему в конце сказки прекрасные лебеди? (учащиеся высказываются: по-хорошему, они приняли его к себе). А как вы думаете, почему они так отнеслись к нему? (учащиеся высказываются). Ребята, скорее всего, они отнеслись к нему подобным образом из-за того, что он вырос в прекрасного лебедя и был похож на этих прекрасных, статных птиц. Но давайте предположим, что гадкий утенок не вырос бы в такую прекрасную птицу – лебедя, а стал бы другой птицей. Тогда как бы отнеслись к нему лебеди? (учащиеся высказываются). Конечно, мы не можем сказать точно, что произошло бы? Но я могу предположить, если бы гадкий утенок не был бы похож на лебедей, то, скорее всего, они его тоже бы не приняли к себе, а заклевали. Почему?... Потому что они поступили бы также, как и другие птицы поступали с ним.
- Ребята подобная ситуация может произойти и в мире людей. Давайте вспомним примеры из жизни, когда к вам (или к вашим друзьям) относились плохо, потому что вы чем-то были не похожи на окружающих. Кто хочет поделиться собственным примером из жизни? (учащиеся рассказывают собственные примеры – не обязательно о себе, можно о их друзьях. Педагог оказывает эмоциональную поддержку. Важным моментом в обсуждении является акцент на собственных переживаниях, чувствах, эмоциях учащихся в подобной ситуации, озвученные вслух для одноклассников).
- Мы с вами увидели, что подобная ситуация, когда к тебе относятся плохо, обзывают, смеются, не дружат из-за того, что ты чем-то не похож на других, очень часто происходит и среди людей. Практически каждый из вас побывал в подобной ситуации. Мы также увидели, что чувства, переживания человека, оказавшегося в такой ситуации, не очень приятные: это обида, грусть, злость, страх, чувство одиночества и т.д.
Обсуждение ситуации.
- А сейчас ребята, я хочу познакомить вас с подобной ситуацией, которая произошла с одной девочкой. Мне однажды на глаза попалась записка. Ребята часто пишут друг другу записки. И вы, наверное, это делаете. Эту записку я теперь храню в конвертике. И хочу поделиться с ее содержанием с вами. Вам интересно узнать, что в ней? (да)
Записка передается в руки одному из учеников класса для зачитывания вслух: «Давайте не будем дружить с Катей. Она такая толстая и некрасивая, а еще она плохо одевается. Подпишитесь, кто согласен»
- Что требует автор записки от своих одноклассников? (учащиеся высказываются: не дружить с девочкой Катей).
- А почему? За что? (учащиеся высказываются: потому, что она толстая, некрасивая, плохо одевается).
- Как вы думаете, можно ли не дружить с человеком из-за этого? (учащиеся высказываются: конечно же нет). Конечно же, ребята, то, что человек немного полнее других, или то, что у него нет красивой дорогой одежды, не может являться причиной, по которой с ним не нужно дружить. Полнота очень часто является в детском возрасте временным явлением, и когда человек вырастает, чаще всего он становится стройным. Иногда полнота – это следствие болезни, в чем также не виноват сам человек – у него просто может быть нарушен обмен веществ. Красивую дорогую одежду или игрушки ученик тоже не может купить себе сам. Есть они у него или нет зависит только от материального благополучия семьи – если родители могут позволить подобные дорогие вещи, то у ребенка они будут, а если нет – то он вынужден довольствоваться тем, что ему дали. Поэтому от него это тоже не зависит. А красота – это вообще относительно. Нет некрасивых людей. Каждый красив по-своему. У кого-то красивые глаза. У кого-то красивые волосы. Кто-то красив телом, а кто-то красив душой.
- А из-за чего можно не дружить с человеком? (учащиеся высказываются). В первую очередь нужно, ребята, обращать внимание на внутренний мир человека, его характер, душу. Если человек имеет плохой, «некрасивый», «темный» характер (не умеет дружить, дерется, обманывает, совершает дурные поступки) – в подобной ситуации, возможно, с ним и не надо дружить. Однако, можно попробовать помочь ему исправиться, дать совет, как правильно себя вести, показать пример поведения и т.д.
Обыгрывание ситуации «Катя – ваша одноклассница».
- А теперь, ребята, я предлагаю представить, что девочка Катя, про которую написано в записке, учится в вашем классе. Что кто-то написал про нее записку, и записка дошла до вас. Теперь перед вами стоит выбор – подписаться под требованием автора не дружить с Катей, или нет. Как вы поступите в такой ситуации? Почему вы так поступите? Мне важно узнать мнение каждого (учащиеся высказываются).
- Конечно, ребята, очень часто одноклассники, боятся пойти против другого, более сильного ученика в классе, поэтому поддаются его влиянию. Он сказал не дружить, они и не дружат. Сказал обзываться, они и обзываются. Так поступать ни в коем случае нельзя. У каждого из вас должна быть своя голова на плечах.
Обыгрывание ситуации «Вы и есть эта девочка Катя».
- А теперь, ребята, я предлагаю представить, что вы и есть эта девочка Катя. Вы учитесь в этом классе. Кто-то написал про вас записку с требованием не дружить с вами. И эта записка дошла до вас, вы ее прочитали. Что же вы почувствуете в этой ситуации? (учащиеся высказываются).
- Да, ребята, подобная ситуация может причинить душевный вред каждому. Человек, с которым отказываются дружить, общаться, смеются над ним, обзывают его, унижают, оскорбляют, всегда страдает и страдает очень сильно. В этой ситуации важно оказать ему поддержку. Поэтому я предлагаю выполнить следующее практическое задание.
Выполнение практического задания «Два письма».
- Мы с вами сейчас условно разделимся на две группы (на 1 и 2 вариант) и попробуем написать два письма. Одно письмо будет адресовано девочке Кате - со словами поддержки. Оно будет начинаться с таких слов: «Катя, не горюй и не переживай!..» Ваша задача – поддержать Катю, помочь ей в подобной ситуации.
- Как вы думаете, а кому будет адресовано второе письмо? (учащиеся высказываются). Конечно, ребята, второе письмо мы напишем ученику, написавшему записку с требованием не дружить с Катей. В этом письме мы должны сказать ему, что так поступать с окружающими некрасиво и т.д. И оно будет начинаться со слов: «Ученик, так к ребятам относиться нельзя!..»
- Давайте немного поработаем самостоятельно, а после - кто захочет поделиться содержанием своих писем, зачитает их вслух свои одноклассникам.
Зачитывание писем.
Учащиеся зачитывают свои письма. Педагог поддерживает их, выражает благодарность.
- Вы молодцы ребята! А вам интересно, какие бы два письма написала я. Если интересно, то я их вам зачитаю:
«Катя, не горюй и не переживай! Этот ученик просто не знает, что человека нужно ценить не за его внешность, а за его внутренний мир. Не обращай внимания на его невежество. Ты очень добрая, вежливая, умеешь выслушать. За это я тебя и ценю. Я уверена, что у тебя обязательно будет много друзей. Я сама буду дружить с тобой»
«Ученик, так к ребятам относиться нельзя! Подобным поведение ты причиняешь им душевную боль! А потом помни – к людям надо относиться так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе. Если ты не хочешь оказаться в ситуации Кати, тебе срочно нужно измениться самому»
Подведение итогов занятия.
- Ребята, мы сегодня с вами говорили о том, как относятся к непохожим на других людям. Часто это отношение очень недружелюбное, таких людей обижают, не хотят с ними дружить. Теперь мы с вами знаем, что испытывает этот человек – он страдает, переживает, испытывает чувство одиночества. Некоторые из вас уже были в подобной ситуации и не понаслышке знаком с ней. Давайте же будем немного добрее к окружающим, давайте обращать внимание не на внешность, а на внутренний мир человека. Ведь, это намного важнее.
Приложение 1.
Дидактический материал к заданию «Два письма»
Катя, не горюй и не переживай! __________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ | | Ученик, так к ребятам относиться нельзя! _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ |
Приложение 2.
Дидактический материал к заданию «Обсуждение ситуации»
Данная записка должна быть написана на тетрадном листочке неприглядного вида корявым детским почерком.
Давайте не будем дружить с Катей. Она толстая и некрасивая, а еще она плохо одевается! Подпишитесь, кто согласен. |