СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие для учащихся начального звена «Урок толерантности».

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Занятие для учащихся начального звена «Урок толерантности».»

Занятие для учащихся начального звена «Урок толерантности»



Пояснительная записка

Цель занятия

Создание условий для формирования у учащихся толерантного отношения к миру.

Задачи занятия

  • Способствовать формированию терпимого отношения к непохожим учащимся.

  • Способствовать развитию умения анализировать и понимать чувства других людей.

Адресат

Учащиеся начального звена.

Описание занятия

Форма проведения – групповое занятие.

Продолжительность занятия составляет 40 минут.

Структура занятия:

- введение, постановка проблемы, целеполагание;

- работа по теме занятия;

- обобщение полученной информации, обратная связь.

Методы работы на занятии: словесные (беседа, групповая дискуссия, обсуждение); наглядные (демонстрация мультипликационного фильма, компьютерной презентации); практические (выполнение детьми практического задания).

Необходимое оборудование

  • Мультимедийная техника и компьютер.

  • Мультипликационный фильм «Гадкий утенок» (Союзмультфильм, 1956 г., режиссер - В. Дегтярев).

  • Раздаточный материал для каждого ученика: заготовка письма (Приложение 1); материал для обыгрывания ситуации – записка (Приложение 2).

Использованные источники литературы и Интернет-ресурсов

  • Интернет сайт «Nachalka.com»/Режим прямого доступа: http://www.nachalka.com/multfilm_51/



















Занятие для учащихся начального звена «Урок толерантности»



Ход занятия:



  1. Постановка проблемы.



- Ребята, всем вам знакома сказка Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок»? (учащиеся отвечают утвердительно). А кто из вас смотрел и мультипликационный фильм с таким же названием? Давайте вспомним, о чем эта сказка, мультфильм? (учащиеся высказываются). Правильно ребята, эта сказка (мультфильм) о гадком утенке, которого все обижали, потому что он не был похож ни на кого на птичьем дворе (ни на уток, ни на гусей, ни на кур, ни на индюшат и т.д.). А оказалось, что гадкий утенок - вовсе не утенок, а лебедь, красивый, статный лебедь, в которого и вырос гадкий утенок в конце сказки.

- Давайте припомним, как относились к гадкому утенку на птичьем дворе? Я предлагаю посмотреть отрывок из мультипликационного фильма «Гадкий утенок», чтобы лучше вспомнить обсуждаемую нами ситуацию.



  1. Просмотр отрывков мультипликационного фильма по мотивам сказки Г. Х. Андерсена «Гадкий утенок» (Союзмультфильм, 1956 г., режиссер - В. Дегтярев). Их последующее обсуждение.



Демонстрируется отрывок мультфильма, в котором гадкий утенок впервые появляется на птичьем дворе со своей мамой уткой, где подвергается нападкам со стороны его обитателей, его прогоняют с птичьего двора и он оказывается вынужденным прятаться на болоте в дупле старого дерева.



- Итак, ребята, мы посмотрели с вами отрывок из мультфильма. Давайте попробуем ответить на предложенный вопрос – Как к гадкому утенку отнеслись на птичьем дворе? (учащиеся высказываются: клевали, били, обзывали, смеялись, не подпускали к еде, а в конце концов – прогнали с птичьего двора).

- А почему же это происходило? (учащиеся высказываются: он был некрасивый, непохожий на всех остальных). Правильно ребята, он не был похож ни на кого из представителей на птичьем дворе. Ни на уток, ни на индюшат, ни на куриц и т.д. Поэтому к нему так плохо относились.

- Как вы думаете, что чувствовал гадкий утенок, когда над ним издевались другие обитатели птичьего двора? (учащиеся высказываются: ему было плохо, одиноко, невыносимо, он страдал, не понимал, почему же так к нему относятся).

- А как отнеслись к нему в конце сказки прекрасные лебеди? (учащиеся высказываются: по-хорошему, они приняли его к себе). А как вы думаете, почему они так отнеслись к нему? (учащиеся высказываются). Ребята, скорее всего, они отнеслись к нему подобным образом из-за того, что он вырос в прекрасного лебедя и был похож на этих прекрасных, статных птиц. Но давайте предположим, что гадкий утенок не вырос бы в такую прекрасную птицу – лебедя, а стал бы другой птицей. Тогда как бы отнеслись к нему лебеди? (учащиеся высказываются). Конечно, мы не можем сказать точно, что произошло бы? Но я могу предположить, если бы гадкий утенок не был бы похож на лебедей, то, скорее всего, они его тоже бы не приняли к себе, а заклевали. Почему?... Потому что они поступили бы также, как и другие птицы поступали с ним.



- Ребята подобная ситуация может произойти и в мире людей. Давайте вспомним примеры из жизни, когда к вам (или к вашим друзьям) относились плохо, потому что вы чем-то были не похожи на окружающих. Кто хочет поделиться собственным примером из жизни? (учащиеся рассказывают собственные примеры – не обязательно о себе, можно о их друзьях. Педагог оказывает эмоциональную поддержку. Важным моментом в обсуждении является акцент на собственных переживаниях, чувствах, эмоциях учащихся в подобной ситуации, озвученные вслух для одноклассников).

- Мы с вами увидели, что подобная ситуация, когда к тебе относятся плохо, обзывают, смеются, не дружат из-за того, что ты чем-то не похож на других, очень часто происходит и среди людей. Практически каждый из вас побывал в подобной ситуации. Мы также увидели, что чувства, переживания человека, оказавшегося в такой ситуации, не очень приятные: это обида, грусть, злость, страх, чувство одиночества и т.д.





  1. Обсуждение ситуации.



- А сейчас ребята, я хочу познакомить вас с подобной ситуацией, которая произошла с одной девочкой. Мне однажды на глаза попалась записка. Ребята часто пишут друг другу записки. И вы, наверное, это делаете. Эту записку я теперь храню в конвертике. И хочу поделиться с ее содержанием с вами. Вам интересно узнать, что в ней? (да)



Записка передается в руки одному из учеников класса для зачитывания вслух: «Давайте не будем дружить с Катей. Она такая толстая и некрасивая, а еще она плохо одевается. Подпишитесь, кто согласен»



- Что требует автор записки от своих одноклассников? (учащиеся высказываются: не дружить с девочкой Катей).

- А почему? За что? (учащиеся высказываются: потому, что она толстая, некрасивая, плохо одевается).

- Как вы думаете, можно ли не дружить с человеком из-за этого? (учащиеся высказываются: конечно же нет). Конечно же, ребята, то, что человек немного полнее других, или то, что у него нет красивой дорогой одежды, не может являться причиной, по которой с ним не нужно дружить. Полнота очень часто является в детском возрасте временным явлением, и когда человек вырастает, чаще всего он становится стройным. Иногда полнота – это следствие болезни, в чем также не виноват сам человек – у него просто может быть нарушен обмен веществ. Красивую дорогую одежду или игрушки ученик тоже не может купить себе сам. Есть они у него или нет зависит только от материального благополучия семьи – если родители могут позволить подобные дорогие вещи, то у ребенка они будут, а если нет – то он вынужден довольствоваться тем, что ему дали. Поэтому от него это тоже не зависит. А красота – это вообще относительно. Нет некрасивых людей. Каждый красив по-своему. У кого-то красивые глаза. У кого-то красивые волосы. Кто-то красив телом, а кто-то красив душой.

- А из-за чего можно не дружить с человеком? (учащиеся высказываются). В первую очередь нужно, ребята, обращать внимание на внутренний мир человека, его характер, душу. Если человек имеет плохой, «некрасивый», «темный» характер (не умеет дружить, дерется, обманывает, совершает дурные поступки) – в подобной ситуации, возможно, с ним и не надо дружить. Однако, можно попробовать помочь ему исправиться, дать совет, как правильно себя вести, показать пример поведения и т.д.





  1. Обыгрывание ситуации «Катя – ваша одноклассница».



- А теперь, ребята, я предлагаю представить, что девочка Катя, про которую написано в записке, учится в вашем классе. Что кто-то написал про нее записку, и записка дошла до вас. Теперь перед вами стоит выбор – подписаться под требованием автора не дружить с Катей, или нет. Как вы поступите в такой ситуации? Почему вы так поступите? Мне важно узнать мнение каждого (учащиеся высказываются).

- Конечно, ребята, очень часто одноклассники, боятся пойти против другого, более сильного ученика в классе, поэтому поддаются его влиянию. Он сказал не дружить, они и не дружат. Сказал обзываться, они и обзываются. Так поступать ни в коем случае нельзя. У каждого из вас должна быть своя голова на плечах.



  1. Обыгрывание ситуации «Вы и есть эта девочка Катя».



- А теперь, ребята, я предлагаю представить, что вы и есть эта девочка Катя. Вы учитесь в этом классе. Кто-то написал про вас записку с требованием не дружить с вами. И эта записка дошла до вас, вы ее прочитали. Что же вы почувствуете в этой ситуации? (учащиеся высказываются).

- Да, ребята, подобная ситуация может причинить душевный вред каждому. Человек, с которым отказываются дружить, общаться, смеются над ним, обзывают его, унижают, оскорбляют, всегда страдает и страдает очень сильно. В этой ситуации важно оказать ему поддержку. Поэтому я предлагаю выполнить следующее практическое задание.



  1. Выполнение практического задания «Два письма».



- Мы с вами сейчас условно разделимся на две группы (на 1 и 2 вариант) и попробуем написать два письма. Одно письмо будет адресовано девочке Кате - со словами поддержки. Оно будет начинаться с таких слов: «Катя, не горюй и не переживай!..» Ваша задача – поддержать Катю, помочь ей в подобной ситуации.

- Как вы думаете, а кому будет адресовано второе письмо? (учащиеся высказываются). Конечно, ребята, второе письмо мы напишем ученику, написавшему записку с требованием не дружить с Катей. В этом письме мы должны сказать ему, что так поступать с окружающими некрасиво и т.д. И оно будет начинаться со слов: «Ученик, так к ребятам относиться нельзя!..»

- Давайте немного поработаем самостоятельно, а после - кто захочет поделиться содержанием своих писем, зачитает их вслух свои одноклассникам.





  1. Зачитывание писем.



Учащиеся зачитывают свои письма. Педагог поддерживает их, выражает благодарность.



- Вы молодцы ребята! А вам интересно, какие бы два письма написала я. Если интересно, то я их вам зачитаю:



«Катя, не горюй и не переживай! Этот ученик просто не знает, что человека нужно ценить не за его внешность, а за его внутренний мир. Не обращай внимания на его невежество. Ты очень добрая, вежливая, умеешь выслушать. За это я тебя и ценю. Я уверена, что у тебя обязательно будет много друзей. Я сама буду дружить с тобой»



«Ученик, так к ребятам относиться нельзя! Подобным поведение ты причиняешь им душевную боль! А потом помни – к людям надо относиться так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе. Если ты не хочешь оказаться в ситуации Кати, тебе срочно нужно измениться самому»



  1. Подведение итогов занятия.



- Ребята, мы сегодня с вами говорили о том, как относятся к непохожим на других людям. Часто это отношение очень недружелюбное, таких людей обижают, не хотят с ними дружить. Теперь мы с вами знаем, что испытывает этот человек – он страдает, переживает, испытывает чувство одиночества. Некоторые из вас уже были в подобной ситуации и не понаслышке знаком с ней. Давайте же будем немного добрее к окружающим, давайте обращать внимание не на внешность, а на внутренний мир человека. Ведь, это намного важнее.











Приложение 1.



Дидактический материал к заданию «Два письма»





Катя, не горюй и не переживай! __________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________




Ученик, так к ребятам относиться нельзя!

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________








Приложение 2.



Дидактический материал к заданию «Обсуждение ситуации»



Данная записка должна быть написана на тетрадном листочке неприглядного вида корявым детским почерком.





Давайте не будем дружить с Катей. Она толстая и некрасивая, а еще она плохо одевается! Подпишитесь, кто согласен.