«Дружбе, доброта, отзывчивость»
Цели и задачи: раскрыть значение дружбы, доброты, отзывчивости в жизни людей; сплочение детского коллектива; развивать у детей чувство взаимопонимания, поддержки; развитие познавательной активности.
Оборудование: отрывок из произведения В.Осеевой «До первого дождя»; памятки для детей «Правила настоящей дружбы»; материал для конкурсов (листы А4, карандаши, ручки); отрывки пословиц.
Ход занятия:
Вводная часть.
Вступительная беседа.
- Ребята, сегодня наше занятие мне хочется начать с отрывка из песни В.Шаинского. Послушав его, вы узнаете о ком, и о чем мы будем говорить.
(звучит песня «Дружба».)
- О ком и о чем мы сегодня будем говорить?
- Мы поговорим об очень важных человеческих качествах дружбе, доброте и отзывчивости. Ведь именно эти качества помогают людям обрести друзей, найти взаимопонимание, стать настоящим Человеком. А чтобы разговор получился интересным, проведем его в виде игры между двумя командами.
Основная часть.
- Для начала ответьте на вопрос: кто такой друг? Кого мы можем назвать другом?
- Если обратиться к словарю Ожегова, то узнаем, что : друг – который связан с кем-нибудь дружбой. Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.)
- Поднимите руку, у кого есть друг?
- Итак, начинаем игру!
Конкурс 1. «Для чего мне нужен друг».
В конкурсе участвует вся команда. Каждая команда получает лист бумаги и ручку и должна за 5-7 минут написать «Для чего мне нужен друг» (5-7 предложений.) Зачитывает один представитель от команды.
Конкурс 2. «Конкурс художников». Портрет моего друга. В этом конкурсе участвуют по одному представителю от команды. Каждый из них получает лист бумаги и цветные карандаши. Участники должны за 5-7 минут нарисовать портрет своего друга. После выполнения задания участники рассказывают о том, кого они изобразили.
Работа с остальными участниками. Проблемные ситуации.
Конкурс 3. «Психологический портрет».
- Какие качества необходимы другу? Назовите 5 качеств, которые необходимы другу.
- Давайте узнаем, какие еще качества должны быть у друга.
Конкурс 4. «Пословицы о дружбе».
- Пословицы рассыпались. Соберите их. Найдите каждой пословице свой конец.
НЕТ ДРУГА – ИЩИ, А НАЙДЕШЬ – БЕРЕГИ.
ДРУГ ПОЗНАЕТСЯ В БЕДЕ.
НЕДРУГ ПОДДАКИВАЕТ, А ДРУГ СПОРИТ.
СТАРЫЙ ДРУГ ЛУЧШЕ НОВЫХ ДВУХ.
ЛУЧШЕ ДРУГ ВЕРНЫЙ, ЧЕМ КАМЕНЬ ДРАГОЦЕННЫЙ.
Конкурс 5. «До первого дождя».
Рассказ В.Осеевой «До первого дождя».
Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в детский сад вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня – за Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, А Таня в одном платье. Девочки побежали.
- Сними свой плащ, мы накроемся вместе! – крикнула на бегу Таня.
Я не могу, я промокну! – нагнув вниз голову с капюшоном, ответила ей Маша.
В детском саду воспитательница сказала:
Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как же это так получилось? Ведь вы же шли вместе?
У Маши был плащ, а я шла в одном платье, - сказала Таня.
Так вы бы могли укрыться одним плащом, - сказала воспитательница и, взглянув на Машу, покачала головой. – Видно, ваша дружба до первого дождя!
Обе девочки густо покраснели: Маша за себя, а Таня за Машу.
- Прочитайте текст и придумайте вопросы к нему к другой команде.
Например: почему воспитательница сказала девочкам: «Ваша дружба до первого дождя»? почему покраснели Маша и Таня?
- Как вы думаете, существуют ли правила настоящей дружбы?
Правила настоящей дружбы:
Помогай товарищу: если умеешь что-то делать, научи его; если товарищ попал в беду, помоги ему, чем можешь.
Делись с товарищами: если у тебя есть интересные игрушки, книги, поделись с другими ребятами, с теми, у кого их нет.
Останови товарища, если он делает что-то плохое.
Хорошо дружить – значит говорить друг другу только правду; если друг в чем-то неправ, скажи ему об этом.
Не ссорься с товарищами; старайся работать и играть с ними честно и дружно, не спорь по пустякам; не завидуй – надо радоваться успехам друзей.
Умей принять помощь, советы и замечания других ребят.
Раздаются памятки участникам команд.
Заключительная часть.
- Подошло к концу наше занятие.
- Действительно ли важно, чтобы человек обладал добротой, чуткостью, отзывчивостью, умел дружить? В чем это проявилось на сегодняшнем занятии?
- Что особого вы сегодня отметили для себя?
- Я желаю вам верных друзей, настоящей долгой дружбы! Всем спасибо!
3