СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие элективного курса по биологии «Развитие навыков систематизации информации при решении задач по биологии на составление жизненных циклов растений»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Изменения в КИМ ЕГЭ по биологии, направлены на увеличение разнообразия проверяемых аспектов биологической подготовки выпускников. Особый акцент сделан на сформированность способов деятельности: овладение,  методологическими умениями; применение знаний при объяснении биологических процессов, явлений, овладение умениями решать биологические задачи. Проверка умений работы с информацией биологического содержания осуществляется через представления её различными способами (в виде текстов, рисунков, схем, таблиц, графиков, диаграмм). Занятие учит способам систематизации знаний по жизненным циклам растений и применения их при решении задач в формате ЕГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Занятие элективного курса по биологии «Развитие навыков систематизации информации при решении задач по биологии на составление жизненных циклов растений»»

Занятие элективного курса по биологии 11 класс

«Развитие навыков систематизации информации при решении задач по биологии на составление жизненных циклов растений»

(в рамках подготовки учащихся к ЕГЭ)

Изменения в КИМ ЕГЭ по биологии, направлены на увеличение разнообразия проверяемых аспектов биологической подготовки выпускников. Особый акцент сделан на сформированность способов деятельности: овладение, методологическими умениями; применение знаний при объяснении биологических процессов, явлений, овладение умениями решать биологические задачи. Проверка умений работы с информацией биологического содержания осуществляется через представления её различными способами (в виде текстов, рисунков, схем, таблиц, графиков, диаграмм).

В настоящее время из экзаменационной работы ЕГЭ по биологии исключены все задания с выбором одного ответа, а значит, необходимо готовить учащихся к сдаче экзаменов в новом формате, развивать умение сравнивать, обобщать, классифицировать, систематизировать учебный материал, применять сквозной метод изучения биологии, понимать единство биологических процессов и явлений.

Цель занятия: развитие навыков систематизации информации как одного из условий решения задач по биологии.

Организация работы: учащиеся делятся на 2 группы ( в каждой группе ребята с разным учебным потенциалом)

Оборудование: магнитные пособия по циклам развития растений, карточки с терминами и ответами, тренажеры по циклам развития, подборка задач на жизненные циклы растений, карточки с изображением растений различных отделов, презентация, мультимедийный проектор, таблицы

Этап урока, оборудование

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оценивание этапа, его эффективность

1

Систематизация опорных знаний по циклам развития растений

( карточки с терминами и ответами)

Приложение 1

Приложение 2












Приложение 3

Таблицы-тренажеры










Слайд

1.Раздает карточки с терминами по теме и ответами. Задача учащихся – подобрать к нужному термину правильное объяснение.




2.Дает задание на составление общей схемы жизненных циклов растений

Что нам необходимо для решения задач (знания о хромосомном наборе)


3. Дает задание на определение хромосомного набора на каждой стадии жизненного цикла.

1.Составляют пары термин-объяснение, анализируют информацию








2.Используя выданные термины, выстраивают из них общую схему жизненнего цикла растений с чередованием полового и бесполого поколений.



3. Учащиеся в таблице-тренажере отмечают хромосомный набор на каждой стадии развития


4. Составление правил по плоидности наборов 1)споры, гаметофит, гаметы – гаплоидны, зигота и спорофит – диплоидны

2) Гаметы у растений образуются путем митоза на гаплоидном гематофите, споры образуются путем мейоза на диплоидном спорофите)

1 группа оценивает работу второй группы и наоборот (отвечают представители разных групп, определяя тождественные понятия)



Анализ схемы на доске











Анализ хромосомных наборов на доске (отвечает каждый в группе).Учащиеся сравнивают свою работу с эталоном

Озвучивают правила по жизненным циклам

2

Систематизация знаний по жизненным циклам растений (магнитные пособия по циклам размножения мхов и папоротников)


Различные типы тестов из 1 части ЕГЭ

Слайд


1.Выдаёт каждой группе магнитные пособия











2.Выдает группам тренировочные тестовые задания разного типа на знание жизненных циклов

1.Пара учащихся первой группы составляют цикл развития мхов, уч-ся второй группы -цикл папоротников

Вторая пара учащихся подписывает плоидность к каждой стадии жизненного цикла

2.Решение группами тестовых заданий

Анализ работы учащихся











Решает каждый самостоятельно, затем взаимопроверка с товарищем в группе, затем сравнение с эталоном

3

Применение полученных знаний при решении практических задач 2 части ЕГЭ

Составление алгоритма решения задач


Слайд

Выдает группам тренировочные задачи

Группа решает задачу по своей теме, объясняет решение другой группе.

Составляется алгоритм решения задач.

Правильность решения оценивается баллами (по критериям оценивания заданий ЕГЭ)

4

Эволюция жизненных циклов растений.

(Изображения различных групп растений)

Организует работу в группе с раздаточным материалом


Подводит к формулировке вы-вода о значении преобладания диплоидной стадии спорофита в цикле развития растений

Распределяют растения на две группы:

-с преобладающей стадией гаметофита

- с преобладающей стадией спорофита

Взаимопроверка групп

5

Подведение итогов занятия.

Домашнее задание

Чистые листы

Дает задание каждому учащемуся составить задачу по теме «Жизненные циклы растений»

Обмен текстами задач в качестве домашнего задания




















Приложение №1

Карточки с терминами: гаметы, споры, гаметофит, спорофит, микроспорангии, макроспорангии, зигота, митоз, мейоз, архегонии, антеридии, диплоидный набор хромосом, гаплоидный набор хромосом, материнские клетки спор, заросток, сорусы, протонема

Термин

Определение

Гаметы

половые клетки


споры

Клетки, образующиеся в спорангиях путем мейоза

Спорофит

Растение, образующее споры

Гаметофит

Растение, образующее гаметы

Микроспорангии

Органы, образующие микроспоры

Макроспорангии

Органы, образующие макроспоры

Зигота

диплоидная клетка, образующаяся при слиянии гамет


Митоз

Деление соматических клеток

Мейоз

Редукционное деление в процессе образования гамет

Архегонии

Женские гаметангии растений, в которых созревают яйцеклетки

Антеридии

Мужские гаметангии растений, в которых созревают спермии

Диплоидный набор хромосом

Двойной набор хромосом

Гаплоидный набор хромосом

Одинарный набор хромосом

Материнские клетки спор

Клетки, образующие в результате мейоза гаплоидные споры

Заросток

гаметофит папоротников, образующийся из проросшей споры

Сорусы

Органы бесполого размножения папоротников, расположенные на листьях

Протонема

тонкая зеленая нить, выросшая из споры мхов.


Гаметогенез

Образование половых клеток











Алгоритм решения задач по жизненным циклам растений

  1. Определяем, к какому поколению относится исследуемый орган (спорофит, гаметофит)?

  2. Определяем хромосомный набор органа (клетки), зная, что гаметофит и его органы гаплоидны, а спорофит и его органы диплоидны.

  3. Вспоминаем, в результате каких делений образовался орган, помним, что гаметы и клетки гаметофита образуются путем митоза, а споры на спорофите путем мейоза.





























Приложение №2

Общая схема жизненных циклов растений

С



пора



Митоз !



Г аметофит

vv

митоз !

Яйцеклетки -----гаметы------спермии

! оплодотворение



З игота



Прорастает=делится

Спорофит



Спорангии -----материнские клетки спор

М ейоз !



Споры











Приложение 3 Таблица-тренажер

Определение хромосомных наборов на этапах жизненного цикла растений

Стадия жизненного цикла растений

Хромосомный набор

В результате какого деления формируется

Спорофит

2 n

митоз

Спорангии

2 n

митоз

Споры

1n

мейоз

Гаметофит

1n

митоз

Гаметы

1n

митоз

Зигота

2n

-

Приложение 4

Тестирование по теме. Решение заданий 1 части ЕГЭ.

№1 Расположите последовательно этапы жизненного цикла папоротника, начиная со стадии зиготы.

  1. Зигота

  2. Созревание гамет в архегониях и антеридиях.

  3. Формирование гаметофита

  4. Образование спорофита.

  5. Мейоз в спорангиях.

  6. Оплодотворение.

  7. Образование и рассеивание спор.

(1, 4, 5, 7,3, 2, 6)

№2 Найдите соответствие между характеристикой жизненного цикла и названием растения

Характеристика стадий жизненного цикла

Названия растения

1. Гаметофит зеленый, обоеполый, имеет вид маленькой зеленой пластинки.

2. Гаметофит – листостебельное растений.

3. Спорофит – взрослое растение.

4. Гаметофит – раздельнополое растение.

5. Спорофит образуется на гаметофите.

6. Зигота формируется на верхушке побегов.


  1. Щитовник мужской

  2. Кукушкин лен



1

2

1

2

2

2













Приложение №5

Задача №1

Какой хромосомный набор характерен для листьев (вай) и заростка папоротника? Объясните из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки?

  1. В клетках листьев папоротника диплоидный набор хромосом (2n) , так как они, как и всё растение развиваются из зиготы с диплоидным набором хромосом путем митоза.

  2. В клетках заростка гаплоидный набор хромосом ( n ), так как заросток образуется из гаплоидных спор путем митоза.

Задача №2

Какой хромосомный набор характерен для клеток листьев и коробочки на ножке кукушкиного льна? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления они образуются.

  1. В клетках листьев кукушкиного льна – гаплоидный набор хромосом ( n ), они образуются как и все растение из гаплоидной споры путем митоза.

  2. Коробочка на ножке имеет хромосомный набор 2n , так как развивается из диплоидной зиготы на женском гаметофите путем митоза/



Задача №3

Какой хромосомный набор характерен для гаметофита и гамет мха сфагнума. Из каких клеток и в результате какого деления они образуются

  1. Гаметофит мхов гаплоидный ( n ), так как образуется из гаплоидной проросшей споры путем митоза.

  2. Гаметы мхов гаплоидны, так, как образуются на гаплоидном гаметофите путем митоза.

Задача №4

Какой хромосомный набор характерен для гамет и спор мха кукушкиного льна. Объясните, из каких клеток и в результате какого деления они образуются?

  1. Гаметы мхов образуются на гаплоидных гаметофитах путем митоза и имеют гаплоидный набор хромосом ( n ).

  2. Споры мхов образуются в диплоидном спорофите (коробочке на ножке) путем мейоза и имеют гаплоидный набор хромосом

Задача №5

Какой набор хромосом характерен для зиготы и для спор зеленых водорослей? Из каких исходных клеток и в результате какого деления они образуются?

  1. В зиготе диплоидный набор хромосом ( 2n ), она образуется при слиянии гамет.

  2. В спорах гаплоидный набор хромосом ( n ), они образуются из зиготы с диплоидным набором путем мейоза.



Алгоритм решения задач по жизненным циклам растений

  1. Определяем, к какому поколению относится исследуемый орган (спорофит, гаметофит)?

  2. Определяем хромосомный набор органа (клетки), зная, что гаметофит и его органы гаплоидны, а спорофит и его органы диплоидны.

  3. Вспоминаем, в результате каких делений образовался орган, помним, что гаметы и клетки гаметофита образуются путем митоза, а споры на спорофите путем мейоза.



Оценочный лист

Этапы работы

Какие умения развивает

Оценка

1.Работа с биологическим терминами и понятиями

Развивает умение сравнивать и анализировать теоретический материал

а) полностью

б) частично

в) не развивает

2.Систематизация знаний по жизненным циклам растений

Развивает умение систематизировать и обобщать знания

а) полностью

б) частично

в) не развивает

3.Решение задач по теме

Способствует формированию умений применять полученные знания на практике

а) полностью

б) частично

в) не развивает
























Термин

Определение

Гаметы

Половые клетки


Споры


Клетки, образующиеся в спорангиях путем мейоза

Спорофит



Растение, образующее споры

Гаметофит



Растение, образующее гаметы

Микроспорангии



Органы, образующие микроспоры

Макроспорангии



Органы, образующие макроспоры

Зигота

диплоидная клетка, образующаяся при слиянии гамет


Митоз



Деление соматических клеток

Мейоз



Редукционное деление в процессе образования гамет


Архегонии



Женские гаметангии растений, в которых созревают яйцеклетки

Антеридии

Мужские гаметангии растений, в которых созревают спермии

Диплоидный набор хромосом


Двойной набор хромосом

Гаплоидный набор хромосом


Одинарный набор хромосом

Материнские клетки спор

Клетки, образующие в результате мейоза гаплоидные споры

Заросток

гаметофит папоротников, образующийся из проросшей споры

Сорусы

Органы бесполого размножения папоротников, расположенные на листьях

Протонема

тонкая зеленая нить, выросшая из споры мхов.


Гаметогенез



Образование половых клеток



Задача №1

Какой хромосомный набор характерен для листьев (вай) и заростка папоротника? Объясните из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки?

  1. В клетках листьев папоротника диплоидный набор хромосом (2n) , так как они, как и всё растение развиваются из зиготы с диплоидным набором хромосом путем митоза.

  2. В клетках заростка гаплоидный набор хромосом ( n ), так как заросток образуется из гаплоидных спор путем митоза.

Задача №2

Какой хромосомный набор характерен для клеток листьев и коробочки на ножке кукушкиного льна? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления они образуются.

  1. В клетках листьев кукушкиного льна – гаплоидный набор хромосом ( n ), они образуются как и все растение из гаплоидной споры путем митоза.

  2. Коробочка на ножке имеет хромосомный набор 2n , так как развивается из диплоидной зиготы на женском гаметофите путем митоза/



Алгоритм решения задач по жизненным циклам растений

  1. Определяем, к какому поколению относится исследуемый орган (спорофит, гаметофит)?

  2. Определяем хромосомный набор органа (клетки), зная, что гаметофит и его органы гаплоидны, а спорофит и его органы диплоидны.

  3. Вспоминаем, в результате каких делений образовался орган, помним, что гаметы и клетки гаметофита образуются путем митоза, а споры на спорофите путем мейоза.

Задача №1

Какой хромосомный набор характерен для листьев (вай) и заростка папоротника? Объясните из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки



Задача №2

Какой хромосомный набор характерен для клеток листьев и коробочки на ножке кукушкиного льна? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления они образуются.

Задача №1

Какой хромосомный набор характерен для листьев (вай) и заростка папоротника? Объясните из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки



Задача №2

Какой хромосомный набор характерен для клеток листьев и коробочки на ножке кукушкиного льна? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления они образуются?




Термины




Определение

Гаметы

половые клетки


споры

Клетки, образующиеся в спорангиях путем мейоза

Спорофит

Растение, образующее споры

Гаметофит

Растение, образующее гаметы

Микроспорангии

Органы, образующие микроспоры

Макроспорангии

Органы, образующие макроспоры

Зигота

диплоидная клетка, образующаяся при слиянии гамет


Митоз

Деление соматических клеток

Мейоз

Редукционное деление в процессе образования гамет

Архегонии

Женские гаметангии растений, в которых созревают яйцеклетки

Антеридии

Мужские гаметангии растений, в которых созревают спермии

Диплоидный набор хромосом

Двойной набор хромосом

Гаплоидный набор хромосом

Одинарный набор хромосом

Материнские клетки спор

Клетки, образующие в результате мейоза гаплоидные споры

Заросток

гаметофит папоротников, образующийся из проросшей споры

Сорусы

Органы бесполого размножения папоротников, расположенные на листьях

Протонема

тонкая зеленая нить, выросшая из споры мхов.


Гаметогенез

Образование половых клеток



Алгоритм решения задач по жизненным циклам растений

1.Определяем, к какому поколению относится исследуемый орган (спорофит, гаметофит)?

2.Определяем хромосомный набор органа (клетки), зная, что гаметофит и его органы гаплоидны, а спорофит и его органы диплоидны.

3.Вспоминаем, в результате каких делений образовался орган, помним, что гаметы и клетки гаметофита образуются путем митоза, а споры на спорофите путем мейоза.