СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие-игра "ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ФОЛЬКЛОРА"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное мероприятие было проведено в подготовительной группе, для детей с ОНР-3. Занятие-игра разработано совместно с музыкальным руководителем ДОУ. В итоговом занятии использованы различные формы фольклора.

Просмотр содержимого документа
«Занятие-игра "ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ФОЛЬКЛОРА"»

Учитель-логопед Жукова М. Н. МБДОУ «Детский сад № 45 «Октябрёнок» г. Смоленска



Занятие-игра «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ФОЛЬКЛОРА»

Цель: продолжить знакомить детей с характерными чертами русского фольклора.

Задачи:

закрепить знания детьми жанров и видов русского устного народного творчества;

активизировать и расширять пассивный и активный словарь детей;

воспитывать интерес и любознательность, патриотические чувства путём приобщения к культурному наследию русского народа.

Оборудование: указатели, маршрутная карта, интерактивная доска, ноутбук, магнитофон, фортепиано, метла, яблоня с яблоками, письмо в конверте, домик, самовар, угощение, шумовые музыкальные инструменты; дети и взрослые в русских народных костюмах.

Ход путешествия

  1. Оргмомент

Логопед в русском народном костюме встречает детей в музыкальном зале:

Как у нас на Руси уж давно повелось,

Чтобы весело всем и счастливо жилось,

Чтоб не плакал никто и никто не скучал,

Сам народ для себя песни, шутки слагал.

Наши дедушки, бабушки нам говорили,

Как плясали они, хороводы водили.

Как смеялись, шутили, песни звонкие пели,

Своих деток учили петь ещё с колыбели.

  1. Чтение письма

Логопед: Сегодня, ребята, мы с вами отправляемся в путешествие, в гости к бабушке Забавушке , которая живёт в стране Фольклора. Она прислала нам письмо и приглашает в гости. Я сейчас вам его прочту: «Здравствуйте, дорогие внучата-дошколята! Я очень скучаю и жду вас в гости. А чтобы вы не сбились с пути – посылаю вам маршрутную карту. В пути вы встретитесь с моей внучкой . А ещё вас ждут затеи, игры, шутки. Я желаю вам удачи! В добрый час! До встречи! Бабушка Забавушка».

-Интересное письмо, правда, ребята? А что это такое – фольклор, страна Фольклора? (сказки, шутки, загадки, пословицы, поговорки, дразнилки, частушки, прибаутки и т.д). А кто же придумал всё это? (Народ). Ребята, а что это за маршрутная карта, что в ней нарисовано? Давайте посмотрим. Так. Здесь разные квадратики, прямоугольники, полоски, стрелочки…Что это значит? (Это план нашего зала и указатели, куда нужно идти). Да, это план музыкального зала, план страны Фольклора.

Показ слайда

Итак. Отправляемся? (да)

Звучит музыка

  1. Переулок загадок

- Эта стрелочка указывает, что нужно идти к пианино. А вот и указатель. Что здесь написано? (Переулок загадок). Здесь должна нас ждать внучка, куда же она спряталась? Так. Стоит магнитофон, наверное секрет в нём? Я сейчас его включу.

(Использование аудиозаписи)

Раздаётся голос: « Здравствуйте, ребята! Я внучка бабушки Забавушки, меня зовут загадка. Я вас ждала, ждала и не дождалась, убежала гулять. А для вас приготовила загадки. Если вы их угадаете, то дорожка укажет вам путь к моей бабушке. Желаю успехов! Слушайте:

- Гребешок имею, не пользуюсь им. Шпоры имею, а не езжу верхом? (петух)

После каждой отгадки на экране появляется картинка-ответ

-Что выше леса, краше света, без огня горит? (Солнце)

-Всегда во рту, а не проглотишь? (язык)

-Серовато, зубовато, по полю, по лесу рыщет, ягнят и зайцев ищет?(Волк)

-Имеет гнездо на дереве, прыгает по веткам, а не птица? (белка)

Молодцы! Счастливого пути!

  1. Перекрёсток скороговорок

- Загадки отгадали, а теперь идём дальше. Куда указывает нам стрелочка? К какому квадратику? Он обозначает вот этот красивый. Хохломской столик. А вот и указатель: «Перекрёсток скороговорок».

- Всех скороговорок не переговоришь, а мы попробуем. Ребята, кто из вас знает скороговорки?

Ответы детей, с ускорением:

Шёл косой козёл с косой.

Шли сорок мышей, несли сорок грошей.

От топота копыт пыль по полю летит.

У Тамары – тараторки 33 скороговорки.

Три сороки, три трещотки продавали по три щётки.

Хохлатые хохотушки хохотали: ха-ха-ха!

У Кондрата куртка коротковата.

Проворонила ворона воронёнка.

-Молодцы, ребята, справились! А теперь идём дальше. На маршрутной карте стрелочка указывает на полоски, а они обозначают…(окна). Идём к окнам.

  1. Улица пословиц и поговорок

А вот и указатель: «Улица пословиц и поговорок»

(Дети садятся на стульчики)

Пословица недаром молвится. Сейчас мы проведём викторину. Нужно будет закончить начатую пословицу:

Без труда не вытянешь – рыбку из пруда.

Землю красит солнце. – а человека труд.

Хорошая книга – лучший друг.

Хочешь, есть калачи, – не лежи на печи.

Нет милее дружка, – чем родная матушка.

Волков бояться – в лес не ходить.

В гостях хорошо, – а дома лучше.

Птица крепнет в полёте, – а человек в труде.

- Хорошо, а сейчас идём вперёд …Ой! Кто это?

  1. Встреча с Бабой Ягой

На экране появляется баба Яга

-А я Баба Яга –костяная нога. А вы детишки – шалунишки, куда это путь держите?

(Мы идём в гости к бабушке Забавушке).

- Так-так, всё ясно. Да я тут вам, бабушка, повстречалась и вас не пропущу.

(Как это не пропустишь?).

-А вот так, не пропущу и всё….Если конечно вы меня не развеселите.

(А ребята наши сейчас тебе частушки споют, да в игру сыграют.)

Дети поют и играют на шумовых музыкальных инструментах:

  1. Балалайка заиграла

И пустились ноги в пляс.

Мы весёлые частушки

Пропоём сейчас для вас.

  1. Мой дружочек, ох хороший

Да росточком очень мал.

Проводил меня до дому,

Я чихнула – он упал!

  1. У берёзки, у сосёнки

Тоненькие веточки,

А мы бойкие девчонки,

Все мы как конфеточки.

  1. На окошке два цветочка:

Голубой да аленький.

Я парнишка боевой.

Хоть и ростом маленький!

  1. По деревне я пошла, Ванечку увидела,

Под кустом сидел и плакал –

Курица обидела!

  1. Мы смоленские ребята.

Мы нигде не пропадём.

Если надо - мы станцуем,

Если надо и споём!

Баба яга: Ай да удальцы, развеселили бабушку…..А про игру вы ещё говорили…

( Да, сейчас сыграем.)

Игра «Бабка Ёжка»

Дети образуют круг. Водящий-бабка Ёжка с метлой находится внутри круга. После слов детей водящий догоняет детей. Тот, кого задели метлой, выходит из игры.

Бабка Ёжка- костяная ножка,

С печки упала

Ножку сломала.

Пошла в огород

Рассмешила весь народ.

Пошла она на улицу ,

Раздавила курицу.

(2 -3 раза)

Баба Яга: Ой, повеселили на славу. Так уж и быть – идите к своей бабушке Забавушке. Доброго пути!

Спасибо!

  1. Аллея сказок

-Ребята, а стрелочка на карте показывает на дерево. Где же оно?.. Вот дерево, а на нём указатель: «Аллея Сказок».

На слайде надпись «Яблоко сорвите - задание прочтите»

- В какой сказке растаяла девочка? (Снегурочка)

На экране появляется картинка-отгадка.

- В какой сказке девочка за своё трудолюбие и доброту получила сундук с богатством? (Морозко)

- Как называется сказка, где персонажи все вместе построили большой красивый дом? (Теремок)

-В какой сказке позвали на помощь мышку? (Репка).

- А теперь вам надо стрелочками на экране соединить картинку-отгадку с названием сказки.

(Дети выполняют у экрана).

Вы отлично справились ! А вот и наша карта окончилась, а где же бабушка Забавушка? Да вот же она….

  1. Встреча с бабушкой Забавушкой

Из домика выходит бабушка Забавушка:

- Здравствуйте мои дорогие внучата, вот и встретились! Я очень рада нашей встрече! По традиции наших бабушек и дедушек мы сейчас споём спляшем и сыграем в русскую народную игру «Золотые ворота»

Двое водящих из числа детей берутся за руки, делают воротики, остальные дети вереницей, взявшись за руки, идут через ворота со словами под музыку :

“Золотые ворота
Пропускают не всегда.
Первый раз прощается,
Второй раз запрещается,
А на третий раз не пропустим вас”.

Водящие опускают руки, ловят того, кто не успел пройти. Пойманный встаёт третьим, ворота расширяются в лабиринт и т.д. (2-3 раза).

Произвольная пляска

Бабушка Забавушка: А теперь прошу всех к столу. Я приготовила для вас угощение! (выносит поднос с самоваром и угощением)

Все прощаются и угощение получают.