Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
Егорлыкский Центр Внешкольной работы
Открытое занятие
«Картина в технике кинусайга»
в детском объединении «Рукодельница»
Подготовила
Рыбинцева Татьяна Викторовна
педагог дополнительного
образования
станица Егорлыкская
2023г.
Цель: Создать условия для проявления творческих способностей при изготовлении картин в технике кинусайга
Задачи:
образовательные:
совершенствовать навыки работы по изготовлению картин на пенопласте с использованием лоскутков ткани.
формировать умение организовывать рабочие место и соблюдать правила безопасного использования инструментов;
развивающие:
развивать мелкую моторику рук;
развивать коммуникативные способности, логическое мышление, творческие способности, воображение, художественный вкус;
воспитывающие:
формировать эстетическое восприятие;
вызвать интерес к использованию нетрадиционных технологий в прикладном творчестве.
Форма работы: групповая.
Методы и приемы:
беседа
вопросы
показ образца
объяснения
Оборудование и материалы: эскиз будущей работы, ножницы, канцелярский нож. маникюрная пилка, цветные лоскуты тканей, пенопласт, карандаш, линейка, клеящий карандаш
План занятия:
I. Орг. момент (2 мин)
II. Основная часть
- Обсуждение предварительной работы: выбор рисунка, создание эскиза, подбор материала и инструментов, выполнение работы. Закрепление пройденного материала (10 мин)
- Практическая работа обучающихся (15мин)
III. Итог занятия (3 мин.)
Ход занятия
Организационный момент
Педагог: Ребята, а вы знаете, что есть на свете такая загадочная страна, которая славиться своей способностью возводить любую деятельность в ранг искусства. Это Япония.
Оригами, икебана (ИКЕБА́НА (япон. Ikebana — живые цветы; второе рождение цветов), японское искусство составления композиций из живых или засушенных растений, ...) , канзаши (Под канзаши подразумевается плетение красивых изделий из лент с украшением декора) и многие другие виды творчества прошли поэтому пути. Веер также привлек внимание японских мастеров и стал предметом искусства. а чтобы назвать следующую технику, предлагаю вам отгадать загадку
Друг за другом лоскуточки
Уложили мы в рядочки
Без иголки и без нитки
Получаются картинки
Ну, смекни и угадай-ка
Что за чудо? (Кинусайга)
Педагог : Правтльно. Это кинусайга. Кинусайга – это искусство создания красивых картин из лоскутков.
Педагог : Так откуда пришла техника кинусайга к нам? (Япония) (ответы обучающихся)
Педагог : Правильно. я вам хочу напомнить, что японцы раньше делали картины из Кимоно-традиционной японской одежды, которую носят и до сих пор. Оно делалось из натурального шелка и стоило очень дорого. И поэтому, старые кимоно никогда не выбрасывали , а шили из них мелкие вещи. А из оставшихся небольших обрезков делали картины для украшения жилища.
Педагог: На сегодняшний день в качестве расходного материала можно взять не только кусочки шелковых тканей, но и любые другие, какие есть под рукой: ленточки, кружева, бусины добавят шарма готовым изделиям.
В наше время технология изготовления стала довольно популярной, но выполнялась в упрощенном виде, из различных тканей и на пеноплексе.
Педагог: Расскажите, как же мастер раньше изготавливал картины в Японии?
Дети: Мастер изготавливал эскиз рисунка на бумаге, чтобы потом можно было изобразить его на доске из дерева. После того, как рисунок был на дощечке, делают по его контуру прорези, глубиной 2 мм. Разрезают не большие лоскутки и вставляют в прорези, после чего крепились на изнанке.
Педагог: А как сейчас мы можем изготовить картину? Изменилась ли технология?
Дети: С помощью копировальной бумаги переносим рисунок на лист пенопласта. С помощью ножа делаем прорези по контуру рисунка глубиной 2 мм. Разрезаем ткань на подходящие по размеру лоскутки. Заправляем лоскутки в пенопласт с помощью пилки. Срезаем лишние края. И так заполняем весь рисунок. Делаем рамку.
Педагог: Чтобы приступить к работе, давайте вспомним правила безопасности при работе с острыми предметами и ножницами
«Техники безопасности при работе с инструментами»
Главное в нашем творчестве - это рабочее место. Инструменты и приспособления располагаются справа от работающего, а материалы – слева:
Передавай ножницы только в закрытом виде кольцами вперёд.
Не оставляй ножницы в раскрытом виде.
Не трогать пальцами лезвие ножа, передавать нож только в закрытом виде;
Не размахивать инструментами и после работы класть на стол.
Молодцы. Правила техники безопасности повторили.
Практическая часть:
Теперь приступаем к выполнению работы. Выбираем рисунок, переводим его на пеноплекс через копирку.
«Физминутка».
- Раз – подняться, потянуться,
Два – нагнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – присесть и сразу встать.
А когда скажу я «семь» -
На места садиться всем!
Вырезают рисунок ножом. Затем вырезают части картины.
Педагог: Основную работу сделали, а теперь приступаем к самому интересному: подбор материала. Мы уже с вами говорили, что чем больше тканей разной фактуры и расцветок мы будем использовать, тем разнообразнее получатся будущие работы.
Оказание помощи при работе
Подведение итогов.
Педагог: Сегодня мы с вами занимались одной из видов технологий лоскутного мастерства – кинусайга.
-Что вам понравилось?
-Что узнали интересного?
-Что оказалось сложным?
Спасибо за проделанную работу и проявленные творческие способности.
Список используемой литературы
Максимова М., Кузьмина М. Лоскутики//М.Максимова, М.Кузьмина: М.- «ЭКСМО -Пресс», 1998. – 109с.
Художественное лоскутное шитьё: учебно – методическое пособие для учителя. – М.: Школьная пресса, 2004. – 96 с.: ил. («Школа и производство» Библиотека журнала». Вып. 21.)
Дамские рукоделия. Пэчворк - искусство вдохновения - http://www.ma-dam.ru/index.php?menu_id=373&menu_parent_id=329\
Шитье из лоскутков. Наука и жизнь / Архив журнала «Наука и жизнь» // 1998. №2 - http://www.nkj.ru/archive/articles/10341/
Лоскутное шитье. От истоков до современности // - http://www.museum.ru/N20175