СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие кружка математики в 9 классе по теме: "Решение линейных неравенств с одной переменной и их систем"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данную разработку можно использовать при подготовке к ОГЭ по математике, либо при обобщении знаний по этой теме в 8 классе.

Просмотр содержимого документа
«Занятие кружка математики в 9 классе по теме: "Решение линейных неравенств с одной переменной и их систем"»

Тема занятия:

«Решение линейных неравенств с одной переменной и их систем»

  • Цель: Расширить, обобщить и систематизировать знания о линейных неравенствах и системах линейных неравенств; совершенствовать умения решать неравенства и системы линейных неравенств, графически изображать множество их решений, а также записывать решения в виде числового промежутка.

Оборудование:

  • Медиа-проектор

  • Экран

  • Авторская презентация к занятию

  • Раздаточный материал

План:

  1. Организационный момент, мотивация учащихся.

  2. Актуализация знаний по теме: "Линейное неравенство"

  3. Математический диктант.

  4. Актуализация знаний по теме: "Решение линейных неравенств с одной переменной"

  5. Выполнение упражнений. (как решить неравенство данное в начале урока?)

  6. Актуализация знаний по теме: "Решение систем линейных неравенств"

  7. Выполнение упражнений (Решение задачи, данной в начале занятия).

  8. Физкультминутка. Зарядка для глаз.

  9. Способы решения двойных неравенств.

  10. Самостоятельная работа.

  11. Домашнее задание.

  12. Итог занятия.





ХОД УРОКА.

Организационный момент.

Наш урок я хочу начать с древней притчи.

Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые несли под горячим солнцем тяжелые камни для строительства храма. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу.

У первого спросил:

-Что ты делал весь день?

Первый устало ответил: – «Я целый день таскал тяжелые, ненавистные камни».

У второго спросил:

-А что ты делал целый день?

Тот спокойно ответил:

-Я добросовестно выполнял свою работу.

-А ты чем занимался? – спросил мудрец у третьего.

А третий улыбнулся, лицо его засветилось радостью и он ответил:

-А я принимал участие в строительстве прекрасного храма.

Очень важно, как мы воспринимаем, то, что мы делаем.

Я хочу, чтобы вы, получая (узнавая) каждый день новые знания, не считали для себя тяжелой ношей, а воспринимали и относились к ним с радостью, желанием и наполняли и строили свой храм знаниями, умениями, навыками.

Итак. Сегодня у нас урок повторения по теме «Решение линейных неравенств с одной переменной и их систем». Этот урок посвящен повторению,  обобщению всего материала темы.

Запишите число и тему урока.

Решить неравенство: (  - 2,5)( 7 - 6х)( 2 - 5) ˂ 0 Задача: Автомобиль выехал из пункта А в пункт В расстояние между которыми 200 км. Если автомобиль увеличит скорость на 20 км/ч, то за 4 часа он проедет расстояние, большее 200 км. Если он уменьшит скорость на 20 км/ч, то даже за 5 ч не успеет дойти до станции. С какой скоростью должен ехать автомобиль?

Актуализация знаний:

Таблица 1. Линейное неравенство.

Теория

Примеры

Неравенство вида: ах + b ˃ 0, (˂ 0), (≥ 0),(≤ 0) называют линейным.





Решением неравенства называют значение переменной, при котором неравенство, обращается в верное числовое неравенство.

Решить неравенство - значит найти все его решения или доказать, что решений нет.



Соотношения между знаком неравенства, скобкой и точкой.

1) 7х +3 ˃ 0;

2) 4,5х - 9 ˂ 4;

3)  -  ≥ 1.

Назовите какое либо значение переменной х, являющееся решением неравенства: 7х +3 ˃ 0





Если ˃ или ˂ , скобка - ( , точка - светлая

Если ≥ или ≤, скобка - [ , точка - тёмная

Математический диктант.

1) Какие неравенства соответствуют промежуткам

А: (-1 ; 4] 1) -3 ≤ х ≤ 17

Б: (- ∞ ;6) 2) х ≥ 0

В: [ 0; + ∞ ) 3) х

Г: [ -3; 17] 4) -1



2)Какие неравенства соответствуют геометрическим моделям:

А: 1) х ≥ 12,5

Б: 2) - 5 ˂ х ≤ - 3

В: 3) х ˂ - 10

Г: 4) 0 ˂ х ˂ 3

3)Какие промежутки соответствуют геометрическим моделям:

А: 1) (- ∞; - 33)

Б: 2) (0; 17)

В: 3) (-1; 9]

Г: 4) [- 4; + ∞)

Актуализация знаний:

Таблица 2. Решение линейных неравенств с одной переменной

Теория

Практика

Основная идея решения неравенства состоит в следующем: мы заменяем данное неравенство другим, но равносильным данному. Такие замены осуществляются на основе следующих утверждений:

  1. Если какой-либо член неравенства с переменной перенести из одной части неравенства в другую с противоположным знаком, оставив при этом без изменения знак неравенства, то получится неравенство равносильное данному.

  2. Если обе части неравенства с переменной умножить или разделить на одно и тоже положительное число, оставив при этом без изменения знак неравенства, то получится неравенство равносильное данному.

3. Если обе части неравенства с переменной умножить или разделить на одно и тоже отрицательное число, заменив при этом знак неравенства на противоположный, то получится неравенство равносильное данному.

1.Решить неравенство: 2х + 8 ≥ 0.

Решение. Согласно утверждению 1, получим: 2х ≥ - 8.

По утверждению 2: х ≥ - 4.

Промежуток: [ - 4; + ∞) будет являться решением неравенства.

Ответ: [ - 4; + ∞).







2. Решить неравенство: 4х + 5 ˃ 6х + 25.

Решение.

Согласно утверждения 1, получим:

4х - 6х ˃ 25 -5, -2х ˃ 20. По утверждению 3: х ˂ - 10

Промежуток ( - ∞; - 10) является решением неравенства.

Ответ: (- ∞; - 10) .



Реши сам: (по 1 чел от варианта решают за доской)

в 1: Решить неравенства: а) 3х - 2 ˃ 7х - 14 б) х - 4 ≤ 3х

в 2: Решить неравенства: а) 5(х - 2) + 3х ≤ 6 б) 23 - 7х ≤ 3 - 2х

Ответ: в1: а) (- ∞; 4), б) [- 2; + ∞)

в2: а) (- ∞; 2]. б) [4; + ∞)



Решение неравенства: (  - 2,5)( 7 - 6х)( 2 - 5) ˂ 0

Актуализация знаний.

Таблица 3. Решение систем линейных неравенств.

Теория

Решением системы неравенств с одной переменной называется значение переменной, при котором верно каждое из неравенств системы.

Множеством решений системы неравенств -является пересечение множеств решений неравенств, входящих в данную систему.

Если множества решений данных неравенств не имеют общих элементов(т.е. их пресечение пусто), то система не имеет решений.

Практика





Реши сам: ( ответы вывести на экран)

Решить систему неравенств:

а)  б)  в) 

Ответ: а) (-∞; - 2), б) [1,5; 3], в) решений нет

Минута отдыха. (1 мин) (Физкультминутка)

Дадим отдых глазам. Отложите ручки и карандаши. Выпрямитесь. Закройте глаза. Закрытыми глазами посмотрите вправо, влево, вверх, вниз. Сильно за­жмурьте глаза, расслабьте. Сделайте круговые движения глазами сначала в од­ну сторону, затем в другую. Еще раз зажмурьте глаза, расслабьте. Немного по­сидите с закрытыми глазами. Хорошо. Медленно открываем глаза. Восстанавливаем резкость глаз.

Решить задачу, данную в начале урока



Задача: Автомобиль выехал из пункта А в пункт В расстояние между которыми 200 км. Если автомобиль увеличит скорость на 20 км/ч, то за 4 часа он проедет расстояние, большее 200 км. Если он уменьшит скорость на 20 км/ч, то даже за 5 ч не успеет дойти до станции. С какой скоростью должен ехать автомобиль?

1) Что обозначим за х? (скорость автомобиля)

2) Как найти расстояние? (Скорость умножить на время.)

3) Что произойдет с расстоянием, если скорость увеличить на 20км/ч? (за 4 часа он пройдет больше 200км.)

4) Как тогда найдем расстояние ((х+20)4.)

5) Запишите неравенство ((х+20)4200.)

6) А что будет если уменьшить и посчитать расстояние пройденное автомобилем за пять часов. (за 5 часов он пройдет меньше 200км.)

7) Запишите неравенство ((х-20)5)

8) Требуется найти те значения х при которых верно неравенство (х+20)4200 и (х-20)5т. е. найти общее решение

Решив, каждое неравенство получим



9) Значит х должен удовлетворять условию

30

На доске может быть такая запись решения системы:

х – км/ч –скорость автомобиля

200 км – расстояние между пунктом А и В

х+20 – км/ч – увеличили скорость

(х+20)*4 – км – проедет расстояние, если скорость увеличится на 20км/ч.

(х-20)*5 – км – проедет расстояние, если скорость уменьшится на 20км/ч.

(1усл) если увеличится скорость, то (х+20)*4200

(2усл) если уменьшится скорость, то (х-20)*5





30





30 60

Ответ: скорость автомобиля больше 30км/ч, но меньше 60км/ч; или (30;60)

Актуализация знаний.

Таблица 4. Способы решения двойных неравенств.

Решить неравенство: - 3 ˂ 2х - 1 ˂ 3

1-й способ

- 3 ˂ 2х - 1 ˂ 3

- 3 + 1 ˂ 2х ˂ 3 + 1

-.2 ˂ 2х ˂ 4

- 1 ˂ х ˂ 2

Ответ: (- 1; 2)


2-й способ

- 3 ˂ 2х - 1 ˂ 3 ↔ 





 - 1 ˂ х ˂ 2

Ответ: (-1; 2)








Самостоятельная работа.

1) Решить неравенство:

1 в: а) 4 + 12х ≥ 7 + 13х; б) 4( 6 + х ) - (2 - 3х) ˃ 1

2 в: а) 7 - 4х ˂ 6х - 23; б) 2( 3 + х) - ( 4 - 5х) ≤ 9

2) Решить двойное неравенство:

1 в: - 3 ˂ 5х - 2 ˂ 1; 2 в: - 2 ˂ 2х - 1 ˂ 2;

3) Решить систему неравенств:

1 в: а)  2 в: а) 

б)  б) 

Ответы: (вывести на экран)

1 вариант. 2 вариант.

1.а) (-∞;-3]; 1.а) (3;+∞);

б) (-3;+∞). б) (-∞;1].

2. (-0,2; 0,6) 2. (-0,5; 1,5)

3. а) (-∞;2) 3. а) решений нет

б) (- 6; - 2) б) (-6; - 2)



Домашнее задание: сборник заданий ОГЭ: №8 В - с 21 по 26,31,32

Рефлексия.

  1. На уроке я работал активно / пассивно

  2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен

  3. Урок для мне показался коротким / длинным

  4. За урок я не устал / устал

  5. Моё настроение стало лучше / стало хуже

  6. Материал урока мне был понятен / не понятен

  7. На экзамене с подобным заданием справлюсь/ не справлюсь

































ЛИСТ САМОКОНТРОЛЯ

Фамилия, имя ___________________________

Вид задания

№ задания

Ответ

Отметка о выполнении

Количество баллов

Математический диктант

1




2



3



Решение неравенств

а)





б)




Решение систем неравенств

а)





б)




в)




Самостоятельная работа

1а)





1б)




2




3а)




3б)




Итого баллов




Критерии оценивания: "5" - 12 -13 баллов

"4"- 9 - 11 баллов

"3" - 6 - 8 баллов

"2" - 0 - 5 баллов



















Справочные материалы для учащихся.





Теория: Решение систем линейных неравенств


Решением системы неравенств с одной переменной называется значение переменной, при котором верно каждое из неравенств системы.

Множеством решений системы неравенств -является пересечение множеств решений неравенств, входящих в данную систему.

Если множества решений данных неравенств не имеют общих элементов(т.е. их пресечение пусто), то система не имеет решений.


Практика



Решить неравенство: - 3 ˂ 2х - 1 ˂ 3


1-й способ

- 3 ˂ 2х - 1 ˂ 3

- 3 + 1 ˂ 2х ˂ 3 + 1

-.2 ˂ 2х ˂ 4

- 1 ˂ х ˂ 2

Ответ: (- 1; 2)


2-й способ

- 3 ˂ 2х - 1 ˂ 3 ↔ 





 - 1 ˂ х ˂ 2

Ответ: (-1; 2)






Дидактические материалы к занятию





Карточка №1

Математический диктант.

1) Какие неравенства соответствуют промежуткам

А: (-1 ; 4] 1) -3 ≤ х ≤ 17

Б: (- ∞ ;6) 2) х ≥ 0

В: [ 0; + ∞ ) 3) х

Г: [ -3; 17] 4) -1

Ответ:

А

Б

В

Г







2)Какие неравенства соответствуют геометрическим моделям:

А: 1) х ≥ 12,5

Б: 2) - 5 ˂ х ≤ - 3

В: 3) х ˂ - 10

Г: 4) 0 ˂ х ˂ 3

Ответ:

А

Б

В

Г







3)Какие промежутки соответствуют геометрическим моделям:

А: 1) (- ∞; - 33)

Б: 2) (0; 17)

В: 3) (-1; 9]

Г: 4) [- 4; + ∞)

Ответ:

А

Б

В

Г









Карточка №2

в 1: Решить неравенства:

а) 3х - 2 ˃ 7х - 14 б) х - 4 ≤ 3х

Карточка №2

в 2: Решить неравенства:

а) 5(х - 2) + 3х ≤ 6 б) 23 - 7х ≤ 3 - 2х

Карточка №3

Решить систему неравенств:

а)  б) 

в) 





Карточка №4 : Самостоятельная работа.

1) Решить неравенство:

1 в: а) 4 + 12х ≥ 7 + 13х; б) 4( 6 + х ) - (2 - 3х) ˃ 1

2) Решить двойное неравенство:

1 в: - 3 ˂ 5х - 2 ˂ 1;

3) Решить систему неравенств:

1 в: а) 

б) 



Карточка №4 : Самостоятельная работа.

1) Решить неравенство:

2 в: а) 7 - 4х ˂ 6х - 23; б) 2( 3 + х) - ( 4 - 5х) ≤ 9

2) Решить двойное неравенство:

2 в: - 2 ˂ 2х - 1 ˂ 2;

3) Решить систему неравенств:

2 в: а) 

б)