МБОУ Сарсак - Омгинский лицей Агрызского муниципального района РТ
Учитель математики
первой квалификационной категории
Маркитонова Л,Л.
Занятие математического кружка «Друзья природы» по теме
«Лес - наше богатство»
Цели:
Образовательная: расширить знания учащихся о роли леса в природе и жизни человека.
Развивающая: научить применять знания, полученные при изучении разных предметов. Развивать умение работать с дополнительной литературой, составлять задачи. Развивать логическое, творческое мышление, познавательный интерес.
Воспитательная: прививать любовь к окружающей природе, чувство патриотизма, эстетические чувства.
21 марта во всем мире отмечается Международный день леса или Всемирный день защиты лесов, который был основан в 1971 году. Инициатором учреждения данного Дня выступила Европейская конфедерация сельского хозяйства на 23-й Генеральной Ассамблее в 1971 году, и эта идея была поддержана Всемирной Продовольственной и сельскохозяйственной организацией при ООН (ФАО).
Мы с вами проведем необычный урок. Послушаем, подумаем, порешаем…
Наш урок хочу начать стихотворением «Что такое лес…» (слайд№1)
Что такое лес?
Сосны до небес,
Берёзы и дубы,
Ягоды, грибы...
Звериные тропинки,
Пригорки и низинки,
Мягкая трава,
На суку сова.
Ландыш серебристый,
Воздух чистый-чистый.
И родник с живой
Ключевой водой.
(слайд №2)
Леса - это своеобразный энергетический резервуар биосферы: из общего количества энергии, определенной в форме сухого органического вещества, лишь 5% приходятся на сельхозугодия, а почти 95% - на леса/
(слайд №3) Задача: Общая площадь лесов в мире составляет 19 млн. кв. км. 12 млн. кв. км приходится на зону тропиков, из них 10 млн. кв. км занимают широколиственные леса. Сколько % составляют тропики и широколиственные леса? (Учащиеся в парах решают задачку. Ответы сравниваются.) (63% тропики, из них 83,3% широколиственные леса ).
Лес - самая долговечная экосистема. Средний возраст хвойных лесов в Европейской части России - 96 лет, Азиатской - 117, а оборот чистого пихтового леса на Северном Кавказе составляет 500 - 600 лет.
(слайд №4) Задача: Известно, что лиственница сибирская может дожить до 900 лет, а ель сибирская только до 300. Во сколько раз дольше может прожить лиственница? (900:300=3раза)
Леса играют большую роль и в круговороте воды. Лесные почвы фильтруют воды, стекающие с полей и промышленных площадок, и очищают их от многих вредных примесей. Лесные экосистемы испаряют в атмосферу влагу и благотворно влияют на климат, повышая влажность воздуха.
Задачи: (слайд №5)
1.Взрослая берёза за сутки испаряет в среднем 80 литров воды, бук – 100 литров, а липа – 200 литров. Сколько вёдер воды ежедневно испаряет каждое из этих деревьев, если одно ведро вмещает 10 литров? (Ответ: 8. 10, 20 вёдер воды.)
2.Сухой мох сфагнум может впитать в 25 раз больше воды, чем его собственный вес. Сколько воды впитает 10 кг мха? (Ответ: 250 кг воды)
(Слайд №6) За один летний солнечный день 1га леса поглощает из воздуха 250 кг углекислого газа, а выделяет 200 кг кислорода. На сколько кг больше 1га леса поглощает из воздуха углекислого газа, чем выделяет кислорода? (на 50кг)
Математические исследования.
(слайд №7) Предлагаю посчитать, сколько деревьев сможет выделить кислород необходимый для дыхания 30 человек. Один человек потребляет в сутки 350г кислорода, а одно дерево за 1час вырабатывает 43 ¾ г кислорода.
1.350*30=10500г (потребляет 30 человек)
2.43 ¾*24=1050г (выделяет 1 дерево в сутки)
3.10500:1050=10(деревьев)
Ответ:10 деревьев
На 50км² леса в воздухе находится около 40 т пыли, а над такой же площадью безлесного пространства в 12 раз больше. Сколько тонн пыли находится над 1га безлесного пространства.
1.40000:5000=8(кг пыли над 1га леса)
2.8*12=96(кг над безлесным пространством)
Ответ: 96кг
Задача: Небольшой хвойный лес отфильтровывает за год 35 тонн пыли, а такой же лиственный – 70 тонн пыли. Во сколько раз больше отфильтровывает лиственный лес, чем хвойный? (в 2 раза)
(слайд №8) Какое из деревьев, растущих на улицах села является лучшим пылесосом? 15*8 –(49+48) =
Береза-28
Сосна—17
Тополь-23
(тополь - лучший пылесос, очищает воздух от пыли и ядовитых газов)
Лес – это источник радости и здоровья Лесной воздух чист, содержит полезные вещества - фитонциды, которые выделяют листья деревьев. Фитонциды убивают болезнетворные микробы. Хвоя выделяет в воздух большее количество фитонцидов. Бактерицидными действиями обладает и смола хвойных деревьев. Дышать лесным воздухом полезно для здоровья. Чаще совершайте прогулки по лесу.
Задача: 1га лиственного леса выделяет за сутки 2кг фитонцидов, это на 3кг меньше, чем 1га хвойного леса, а 1 га можжевелового леса в 6 раз больше, чем 1га хвойного леса. Сколько кг фитонцидов выделяют за сутки хвойный, можжевеловый лес?( 5кг,30 кг.)
Один куст можжевельника выделяет за сутки 10 кг фитонцидов. Сколько фитонцидов выделяет за неделю, за месяц, за год?(70кг,300кг,3600кг.)
(слайд №9) Давайте посмотрим практическое значение леса. Человечество приспособилось получать от природы все, что ему нужно. Например, возьмем дерево. Это и строительный материал, и материал для изготовления мебели и бумаги. Огромное количество «легких Земли» вырубается, чтобы удовлетворить потребности человека. Причем, духовные потребности человека требуют намного больше затрат, чем, к примеру, постройка дома.
Ребята, как вы думаете, сколько бумаги мы с вами используем ? Для изготовления одного листа бумаги формата А4 требуется 13-21 грамм древесины. Если посчитать, то получается, что для изготовления одной книги требуются около 5 килограммов дерева. Статистика говорит о 125 миллионах деревьев, вырубаемых ежегодно для производства бумаги.
Задача: 20кг макулатуры сохраняют одно дерево. Сколько деревьев сохраняет 100 кг макулатуры? (Ответ:5 деревьев).
На земле нет ни одного человека, чья жизнь ни была бы связана с лесом. Без дерева сегодняшняя жизнь немыслима. Леса наши настоящее богатство, их используют как - источник топлива, строевой древесины и сырье для перерабатывающей промышленности. Из древесины изготавливают бумагу, искусственные ткани, лаки, краски, пластмассы, фотопленку и кинопленку, и многое другое. Ежегодно вырубаются в районе 600-700га леса и продаются на корню огромные лесные массивы. Лес становится средством наживы и обогащения. С лица земли исчезают из–за вырубки лесов растения и животные, изменяется климат, мелеют реки.
Большие потери лесу наносят лесные пожары. Одна маленькая спичка может превратить красивый полный жизни лес в кладбище обгорелых бревен. Горят леса в основном по вине человека.
Лесные пожары: Низовой (горят сухие ветки, валежник, нижние сучья, кустарники, травы) скорость распространения 5-7 м/с. Верховой (горят кроны деревьев) скорость распространения 10-30 м/с. Определите, на какое расстояние может распространиться низовой пожар за одну безветренную июньскую ночь?
Лес становится свалкой для мусора.
Страдает лес и от природных явлений. Гибнут деревья при строительстве автомобильных дорог, промышленных предприятий, при добыче торфа и песка
Один из способов охраны леса я могу вам предложить прямо сейчас.
1тонна макулатуры сохраняет 5м³ леса. В школе 83 учеников. Сколько можно сохранить кубометров леса, если каждый ученик нашей школы соберёт10кг макулатуры? Сколько учебников можно сделать из этой макулатуры, если выход бумаги 60%? Вес учебника ½ кг.
1.10*83=830(кг макулатуры )= 0,83т
2.5*0,83=4,15 (м³ леса)
3.60% от 830кг
0.6*830=198 (кг бумаги)
4.198 : ½=396 (учебников)
Ответ: сохраним 4,15м³, 396 учебников
( слайд №10) Мы должны сохранить лес, чтобы не оскудели окончательно наши души, не разорвалась связующая нас нить и было бы к чему прикоснуться и где набраться сил в часы тяжелых испытаний.