СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие на тему"О Родине малой моей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие о малой Родине г.Обоянь Курской области. Годы Великой Отечественной войны, период оккупации.

Просмотр содержимого документа
«Занятие на тему"О Родине малой моей"»

«О Родине малой моей!»

Цели урока:

1.Формировать представления о России, малой родине,

расширять знания детей о великой отечественной войне.

2. Познакомить поближе с государственной символикой.

3.Создать условия для гражданско – патриотического воспитания.

4.Способствовать развитию слухового восприятия устной речи и музыкального произведения, расширению кругозора учащихся, обогащению их словарного запаса и осмысленности восприятия устной речи.

5. Способствовать формированию уважительного отношения к символам страны,воспитание патриотических чувств: любви к Родине, уважение к флагу, гербу, гимну России; формирование мотивации: вызвать интерес к изучению своей страны.

Задачи: 

Показать детям значимость событий Великой Отечественной войны, показать величие подвига русского солдата.

Развивать патриотические чувства, любовь к родине, уважение к ветеранам войны.

Развивать творческие способности детей, их мышление, речь.

Задачи урока:

Образовательные:

1.знакомство учащихся с основными символами государства, в ходе различных форм работы логично и аргументировано отвечать на проблемные вопросы;

2.расширение кругозора детей.

Развивающие:

1.развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся; совершенствование мыслительных операций: анализа, обобщения, сопоставления;

2.развитие психических процессов: памяти, мышления, воображения, внимания, восприятия;

3.развитие эстетических представлений и художественного вкуса учащихся.

Воспитательные:

1.воспитание у детей уважительного отношения к символам государства, к своей родине и стране;

2.воспитание чувства гордости за свою Родину;

3.воспитание у детей интереса к изучению родного края;

4.воспитание усидчивости, аккуратности, любознательности.

УУД:

Личностные: мотивация учебной деятельности, рефлексивно

самооценивать свою деятельность.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять контроль, учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Познавательные:отвечать на простые вопросы, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других, умение отвечать на поставленный вопрос;осмысленно воспринимать письменную и устную речь; при восприятии заданий – выполнять их.

Оборудование: Георгиевская ленточка, цветные ладошки из картона, ватман, клеящие карандаши, смайлики, кружки из белой бумаги,фломастеры, цветные полосы белого,синего и красного цвета.

Звучит песня "Родина моя".

РОДИНА. 
Отечество; страна, в которой человек родился и гражданином которой он состоит. Место рождения кого-нибудь.

-Какие близкие по смыслу слова к слову «Родина» вы знаете?

- Почему она дорога каждому человеку?



-Какие символы нашей страны вы знаете?

-Правильно. Это флаг, гимн, герб.

- Давайте их рассмотрим повнимательнее.



Все видели флаг нашей страны.

-Из каких цветов он состоит?

Цвета полос: белый, синий, красный.

-Кто знает что обозначают цвета на нашем флаге?

Дети вытаскивают полоски( белого, синего, красного) цвета и читают обозначение цветов.

С древних времен на Руси цвета означали:
белый цвет - благородство и откровенность;
синий цвет - верность, честность, безупречность и целомудрие;
красный цвет - мужество, смелость, великодушие и любовь.

Обратите внимание на то, в каком порядке расположены эти цвета.

Следующий символ нашей страны – это герб.

На фоне орла изображён всадник, который защищает нашу страну.

Еще одним символом нашей страны является гимн-главная песня страны. Ее исполняют на всех государственных праздниках. При исполнении гимна полагается встать.

Давайте попробуем из цветных полосочек сложить Российский флаг.Вспомните, в каком порядке нужно расположить цвета.

Как называется страна в которой мы живём?

Россия- наша Родина.



-А что значит, когда мы говорим "малая Родина"?

Обоянь – это город боевой славы земли российской.

Была ясная тёплая погода.Все были счастливы и веселы, ничто не предвещало  войны.

Июнь…Клонился к вечеру закат.

И белой ночи разливалось море,

И раздавался звонкий смех ребят,

Не знающих, не ведающих горя.

(читает ребёнок)

И вдруг...Люди слушают сообщение.   (Включаю Голос Левитана).

22 июня 1941 года началась самая страшная война в истории нашей Родины.

Звучит песня "Священная война".

- Это страшное кровопролитие длилось 1418 дней и закончилось победой советского народа, но унесла миллионы человеческих жизней…

 Нечего было есть. Взрослому работающему человеку давали 250 граммов в день,  тем, кто не работал и детям по 125граммов хлеба из смеси опилок и муки в день( наглядный показ).Такими маленькими были эти кусочки хлеба. Сейчас мы с вами кушаем, что хотим, а на войне люди умирали от голода. Голод и страшные зимние морозы.В таких условиях трудно было выжить. Люди умирали целыми семьями.

-Когда началась Великая Отечественная война?



В период с 11 ноября 1941 года по 19 февраля 1943 года территория Обоянского района была оккупирована немецко-фашистскими захватчиками.

-Кто догадался, что значит слово "оккупирована"?

-Каким словом мы можем заменить это слово?



Однако, прежде чем фашисты заняли город, этому предшествовали кровавые бои, ставшие примером настоящего героизма защитников города. Оккупация города продолжалась 15 месяцев.

-Скажите,сколько месяцев в году?

- А 15 месяцев- это больше или меньше года?

-Больше года город Обоянь был оккупирован захватчиками.

Было несколько попыток освобождения Обояни, однако они не имели успеха. Одна попытка относится к январю 1942 года. Тогда город пытались занять 169 – я стрелковая дивизия под командованием полковника Рогачевского С.М.,10 танковая бригада под командованием полковника В.А. Бутмана.5 января 1942 года советские войска вышли к пригородным сёлам Казацкое, Пушкарное, Стрелецкое.

-Кто знает, где расположены эти сёла?

А 6 января с большими потерями удалось овладеть укреплёнными зданиями вокзала и элеватора.

-Где находятся вокзал и элеватор?

-Наши воины со всех сторон пытались освободить Обоянь.

В ночь на 7 января 1942 года была предпринята решающая попытка освобождения Обояни, за сутки штурма 7 и 8 января несколько раз советским войскам удавалось ворваться в центр города, но каждый раз они были отброшены оттуда.

В ходе этих боёв совершил тяжёлый 40-километровый поход по тылам противника батальон777-го стрелкового полка227-й стрелковой дивизии под командованием лейтенантаХ. Б. HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D1%8F%D0%BD,_%D0%A5%D0%B0%D1%87%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80_%D0%91%D0%B5%D0%B3%D0%BB%D1%8F%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87"Меликяна. В бою 8 января 1942 года командир батальона погиб смертью героя. Ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

Штурм города длился много дней.Воины Красной Армии заняли боевые позиции на городском кладбище, находившемся на окраине города.

Если вы будете с родителями идти по городскому кладбищу, обратите внимание на рвы, длинные углублённые полосы в земле. Это бывшие окопы, которые вырыли наши солдаты. Стояли сильные морозы, практически не оставалось боеприпасов. Обмороженные, в большинстве своем раненные солдаты, беспрерывно штурмовали город, не давая врагу передышки ни днем, ни ночью. Однако, занять город им не удалось. В большинстве своем все воины пали в бою. Часть тяжелораненых были взяты в плен, часть, втайне от фашистов, забрали по домам местные жители.

Это было очень опасно.Если немцы узнавали, кто ухаживает за ранеными, то убивали этих жителей.

Несмотря на такие жертвы, город остался занятый врагом.

-За что лейтенанту Меликяну было присвоено звание Героя Советского Союза?

За то, что он погиб, пытаясь освободить наш город Обоянь.



Потом наступил февраль 1943 года.Освобождение города было возложено в основном на 303 стрелковую дивизию полковника К. С. Федоровского.

Немцы отчаянно оборонялись. В ночь на 18 февраля они взорвали мост через реку Псёл. Но на этот раз утром, 19 февраля 1943 года, наш город был полностью освобождён от немецко-фашистской оккупации.

-Итак,19 февраля 1943 года Красная Армия освободила Обоянь и Обоянский район. В город вошли части 303 Сибирской стрелковой дивизии полковника К.С.Федоровского, именем которого названа одна из улиц города.

-Когда же освободили наш город?

19 февраля 1943 года – День освобождения города Обояни

-Почему именем Федоровского названа улица в нашем городе?

Потому что под его командованием был освобождён город.

В нашей школе есть музей им. 303 Сибирской стрелковой дивизии.

Спасибо, что вы были внимательны .Теперь давайте немного отдохнём.



Физминутка.



В наши дни героизм защитников Родины увековечен в мемориальном комплексе. 9688 обоянцев воевало на фронтах Великой Отечественной Войны. Воевали они не ради наград, а затем чтобы дальше жить, любить, смеяться. Ратные подвиги некоторых из них были отмечены высшими воинскими наградами:

Кавалеры ордена Славы:

-Арнаутов Петр Иванович

-Долженков Сергей Яковлевич

-Косинов Яков Семенович

Герои Советского Союза:

-Бордунов Алексей Николаевич;

-Вахарловский Виктор Валерианович;-Ерин Павел Константинович;-Конев Иван Никифорович;-Кривошеин Семен Моисеевич;-Максин Алексей Михайлович;-Нефедов Петр Прокофьевич;-Трубицын Николай Парфилович;-Шатохин Афанасий Ильич;-Шенцов Николай Степанович;-Шумаков Захар Егорович.

Их имена навечно внесены в Книгу памяти.Всего на территории района 12 воинских захоронений и 4 памятных обелиска.Проходя по улицам нашего города, не забывайте, какой ценой достался нам мир.

 Сегодня мы говорим о Великой Отечественной Войне.

Прошло уже 75 лет со дня Победы. Но мы помним тех, кто не вернулся с той далекой и страшной войны. Кто был на ней, но не дожил до сегодняшнего дня. Кто победил, что бы мы все сейчас жили спокойно!  Это победа наших дедов и прадедов.

В этот день память погибших чтят минутой молчания. Давайте и мы, стоя, склонив голову, молча почтим память тех, кто отдал свою жизнь за нас, за мир на земле.

 Говоря о войне, мы часто говорим о подвигах.

-Как вы понимаете слово "подвиг"?

Подвиг - это когда в великом бескорыстном порыве души человек отдает себя людям, во имя людей жертвует всем, даже собственной жизнью. Именно так поступали наши прадеды.

Ученик читает фрагмент стихотворения: Щипачева С.П. «Павшим»

Весь под ногами шар земной.

Живу. Дышу. Пою.

Но в памяти всегда со мной

Погибшие в бою.



Пусть всех имён не назову,

Нет кровнее родни.

Не потому ли я живу,

Что умерли они?



 Да, много горя принесла война. В каждом доме были погибшие, земля была залита кровью. Но наш народ выдержал. Советские солдаты прогнали фашистов с нашей земли. И тогда немцы поняли, что справиться с таким сильным народом невозможно. И они сдались, признали своё поражение.

-Когда мы празднуем день Победы над фашистской Германией?

9 мая объявили о победе советского народа над фашистской Германией.



- Знаете ли вы, что является символом великой Победы, символом доблести и отваги?

Георгиевская ленточка особой расцветки: чёрный цвет - это дым, а оранжевый - это огонь. В День Победы их прикалывают к груди как символ уважения к подвигу ветеранов.(Показываю)

-Война- это плохо, это разруха, смерть, слёзы.

-А какое есть противоположное слово? (мир).

-Что вы представляете, когда говорите это слово? (солнышко, радуга, цветы, цветущие деревья, мирные дома).

-Помните, на одном из занятий, мы обвели на бумаге и вырезали свои ладошки. Мы решили сохранить их, чтобы потом сделать аппликацию.Этот момент настал.

- Давайте с вами создадим коллективную картину (на общем листе создаём коллективную иллюстрацию).

 - Вы у меня молодцы! Я желаю всем, чтобы никогда в нашем мире не было войны, чтобы всегда над  нашей головой было мирное голубое небо, чтобы все народы жили в мире и согласии.

Мы, наше поколение, должны сберечь память о тех, кто отдал жизнь, защищая нашу Родину.

В городе Обояни живёт человек, который умеет писать стихи - это Коновалов Сергей Афанасьевич. В годы войны он был ребёнком.Послушайте, пожалуйста, одно из его стихотворений (читает ученик).

Я не хочу, чтоб вновь пришла война

И поделила всех на тех и этих,

Я не хочу, чтоб плакала страна,

В надрыв кричали женщины и дети.

Я не хочу, чтобы ряды мужчин

Ушли за горизонт, оглядываясь часто,

Я не хочу без всяких там причин,

Чтоб к этому и мы были причастны.

Я сыт войной из детства - верьте мне,

В миру ведь не бывает зла страшнее,

Я не хочу и слышать о войне,

Мое желанье с каждым днем сильнее.

Хочу, чтоб женщины рожали бы детей,

День улыбался солнцу на рассвете,

Мое желанье с каждым днем сильней.

Пусть будет мир на всей, на всей планете.



19 февраля 1943 года. Этот день является памятным днём для всех обоянцев. Сколько бы лет ни прошло, но эта дата никогда не сотрется из нашей памяти.

Когда идёте по нашему парку, обратите внимание на аллею памяти.

Помните потомки! Гордитесь ими! Равняйтесь на них!

В нашей школе есть отряд с которым я хочу вас познакомить, думаю, что они достойная смена своих прадедов.

Беседа с юнармейским отрядом.

Оцените (с помощью смайликов) понравилось ли вам занятие.

Звучит песня "Поклонимся великим тем годам".