Тема: «Обидчивость, несдержанность, раздражительность»
Цель: профилактика депрессивных состояний в подростковой среде.
Задачи: Сплочение коллектива, формирование навыков саморегуляции.
Целевая аудитория: учащиеся 7-9 классов
Форма проведения: групповое занятие.
1.Упражнение. «Ассоциация». Учащимся предлагается соотнести свой характер с погодным явлением, осадками (например, снег, ветер, гроза, радуга) и объяснить почему.
2. Сегодняшнее занятие я бы хотела начать с притчи.
- Послушайте внимательно притчу и подумайте, о чем мы будем сегодня говорить?
Притча о гвоздях
Жил - был очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.
В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. Потом он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днем число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди.
Наконец пришел день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.
Шло время, и пришел день, когда юноша сообщил отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвел к забору:
- Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким, как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остается в душе такой же шрам, как и эти дыры. И не важно, сколько раз после этого ты извинишься, - шрам останется.
- Кто понял, о чем будет идти речь? (Речь будет идти о вспыльчивости, несдержанности)
- Какие слова самые главные в притче? (Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остается такой же шрам, как и эти дыры. И не важно, сколько раз после этого ты извинишься - шрам останется.)
- Что значит обидеть человека? (Сделать ему больно, оставить в душе шрам)
- Как можно обидеть? (Обидеть можно поступками, физической силой, словом можно даже убить человека)
- Что значит - извиниться перед человеком? (значит признать свою вину и осознать, что этого больше не произойдёт, дать человеку честное слово, глядя прямо в глаза).
- Если ты не сдержал слово? (значит ты солгал, струсил, не осознал своей ошибки)
- Как вы думаете, почему некоторые люди не хотят извиниться перед человеком, которого они обидели? (наверно, он трус, неуверенный в себе человек, не осознающий своих поступков)
Какие чувства переживает человек которого обидели?
- Какой вывод из этого? (Прежде, чем обидеть человека - сто раз подумай, осознай, сумей сдержать себя, свой пыл)
3.Упражнение «Спектр эмоций»
В жизни ваше «Я-эмоциональное» меняется в зависимости от оценки вас другими (значимыми). Подумайте, что вы чувствуете, когда кто-то говорит вам следующие слова. (Выберите ответ, обозначающий ваше состояние в этот момент времени, и объясните, почему вы это чувствуете в каждом случае.)
«Работа выполнена отлично! Ты заслуживаешь пятёрку!»
«Не задавай вопросов! Делай только то, что тебе велели!»
«Может быть, ты мне поможешь?»
«Пошёл прочь, а то ударю!»
«Какой ты способный!»
«Как ты сегодня хорошо выглядишь!»
«Ты, лентяй! Неудачник, вечно у тебя ничего не получается!»
Возможные ответы: печаль, огорчение, радость, удовольствие, страх, отчаяние, безразличие, сомнение, удивление, обида, окрылённость, неуверенность, растерянность, гордость, сострадание, гнев, воодушевление, негодование.
4. Задание «Мимика человека».
А как мы выражаем свои эмоции?
– А можно ли глядя на человека понять, что он чувствует в данный момент, какую эмоцию переживает?
– Что помогает это определить?
Мимика – выражение лица человека. Ваше лицо выражает различные эмоции.
Выражение лица в основном зависит от различных сочетаний положения глаз, губ и бровей.
У вас хорошо получается, а теперь задание: у вас на столе лежат заготовки лиц, ваша задача «Изобразить эмоцию на лице».
5. Упражнение « Продолжи фразу».
Меня больше всего раздражает….
6. Правила для несдержанных и вспыльчивых людей
Сдерживай свои эмоции
Не капризничай, не ворчи, не порти настроение другим
Будь всегда приветлив, не груби, не кричи
Здоровайся при встрече
Веди себя так, чтобы другим было приятно с тобой.
Не уверен – не обещай
Ошибся – признай свою вину, извинись
Пообещал, но забыл сделать – попроси прощения
Сначала подумай, потом говори
Не можешь сказать правду – объясни, почему;
Вопрос. Что делать если вами овладела сильная эмоция?
Если вами овладела сильная эмоция:
Попросите помощи.
Сядьте и поплачьте (дайте выход эмоциям).
Сделайте перерыв, посчитайте про себя, подумайте о чём-либо приятном.
Побегайте, дайте себе физическую нагрузку.
Внушайте себе, что всё не так плохо.
Выясните, как успокаивают себя в этом случае другие, и попробуйте делать то же самое.
7. Рефлексия. Человек имеет право на любую эмоцию, имеет право чувствовать и выражать свои чувства.
Влияют ли эмоции на наши поступки? Эмоции влияют на наши поступки, на наше поведение. Поэтому важно учиться контролировать свои эмоции, управлять своими эмоциями.
Научиться управлять своими эмоциями – это в первую очередь, значит выражать их в такой форме, чтобы было понятно другим людям и не причинять им вреда.