СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие: Обобщение знаний о составе слова для детей с умственной отсталостью.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие: Обобщение знаний о составе слова для детей с умственной отсталостью. Занятие проведено в игровой форме. Материал подобран согласно умственного развития обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Занятие: Обобщение знаний о составе слова для детей с умственной отсталостью.»

Тема: Обобщение знаний о составе слова.

Цель занятия:

- закрепить знания детей о составе слова;

- формирование навыков словообразования при помощи суффиксов и приставок;

- воспитание эмоционального отношения к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

Оборудование: панорама деревенского двора; игрушки – домашние животные (корова, коза, собака, кошка), рисунок с изображением дедушки и бабушки, иллюстрация «Деревня», таблицы, карточки с вопросами, индивидуальные карточки, карточки со словами, рабочие тетради, магниты.


Ход занятия:

I Организационный момент Сегодня мы с вами ребята отправляемся в деревню к бабушке и дедушке, а по дороге будем закреплять своё умение образовывать новые слова при помощи приставок и суффиксов.

Бабушка – это кто? А дедушка?

Из каких частей состоят слова? Баб-ушк- а Дед-ушк-а

Сначала мы поедем на поезде (произносим звук чух-чух-чух) (ту-тууу)


Но вот беда, части слова рассыпались, нужно собрать из них слова.

У каждого ученика на парте – карточки с частями слова.

Вариант 1

По-, -езд-

По-, -езд поезд

Вариант 2

-а-, -к-, -по-, -езд-

II Сообщение темы занятия. Повторение.

1. Как называется главная часть родственных слов? (корень)

2.Какая часть слова стоит после корня и служит для образования новых слов? (суффикс)

3.Какая часть слова стоит перед корнем и служит для образования новых слов? (приставка)

4.Какая часть слова служит для связи слов в предложении? (окончание)

Вы уже поняли, ребята, о чём мы будем говорить сегодня на занятии?

Во время поездки продолжим закрепить и обобщить знания о составе слов, учиться образовывать однокоренные слова.





окончание (квадрат синего цвета);
– корень (овал красного цвета);
приставка (прямоугольник желтого цвета);
– суффикс (треугольник зеленого цвета).

III Основная часть занятия

1.Сначала мы едем на поезде.

Перед окнами мелькают леса, перелески, лесочки, лесные полосы.

Какие это слова? (родственные) Почему?


2.Продолжим наше путешествие пешком. В начале нашего пути нам надо подняться на Волшебную гору Родственных слов

Вспомним, какие слова называются родственными (слова, имеющие одинаковый корень, подходящие друг другу по смыслу и имеющие одинаковое значение).


Найдите слова родственные к слову «гора».

Гора, горка, пригорок, горный, гористый, горе

Составляем ромашку к слову гора из слов горе, горка, гористый, горняк, горный.

Назовите лишнее слово - горе. Почему?


Гору мы преодолели, дальше наша дорога идёт через лес

VI Физкультминутка.

Вот мы в лес зашли,

Белый гриб нашли,

Выросли маслята-

Дружные ребята.

А опята – плясуны

На поляне пляшут

Шапочками машут,

Раз грибок, два грибок

Положили в кузовок.



V Задание А сейчас мы заглянем в корзинку грибника. Что же мы там найдем? Учитель показывает корзинку с муляжами грибов, про каждый гриб задаёт загадки.

Загадка 1

Я стою на ножке толстой,
Я стою на ножке гладкой
Под коричневою шапкой
С нежной бархатной подкладкой.

(Боровик)




Загадка 2. 

Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту
Зовусь я …. ? (Подосиновик)


Загадка 3

Не спорю, не белый – 
Я, братцы, попроще …
Расту я обычно
В березовой роще. (Подберёзовик)


Загадка 4

Он живет под елками,
Скрытый их иголками.
Много у него братишек.
Рыжий гриб зовется… (Рыжик)

Дети узнают загаданные грибы, достают их изображения. Слова записывают в тетрадь и разбирают по составу.

Какое слово по составу отличается от других?

Боровик, подосиновик, подберёзовик, рыжик

Боровик, потому что в этом слове нет приставки – есть только два суффикса -ов-, -ик-, а в словах подосиновик и подберезовик есть еще приставка под-.


VI Вот мы и добрались до деревни бабушки и дедушки.

Бабушка нас угощала чаем с пирогами, варениками, потом мы кормили домашних животных.

-Назовите домашних животных.

Собака, корова, кошка, коза.

-Назовите их детенышей.

Собака – щенок, корова – теленок, кошка-котёнок, коза-козлёнок

-Будут ли родственными слова в этих парах?

Только кошка –котёнок, коза – козлёнок. А остальные пары слов не являются родственными, потому что у них разные корни.

Какая часть слова помогла образовать новые слова?

Суффиксы -онок- и суффикс -ёнок-.


Итог занятия. Из каких частей состоит слово? Какая главная часть в слове?

С помощью каких частей образуются новые слова?