СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие "Осторожно, опасность!"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью занятия является обучение детей навыкам распознавания и избегания опасной ситуации, а также стратегиям поведения в случае попадания в опасную ситуацию.

Просмотр содержимого документа
«Занятие "Осторожно, опасность!"»

Учебно-профилактическое занятие для обучающихся 2-4 классов «Осторожно, опасность!»



Пояснительная записка


Ежегодно в России от жестокого обращения погибает несколько тысяч детей. Гораздо большее число детей страдает от насилия, которое не оканчивается гибелью, но наносит тяжкий физический или психологический вред ребенку. Так, по данным Уполномоченного по правам ребенка при Президенте Российской Федерации, за последний год около 2 тыс. детей погибло в результате насилия. По данным неофициальной статистики, каждый год около двух миллионов детей избиваются родителями, более 10 тыс. несовершеннолетних становятся инвалидами в результате совершения против них преступлений. Это не только наносит непоправимый вред здоровью ребенка, травмирует его психику, тормозит развитие его личности, но и формирует социально дезадаптивных, инфантильных людей, не умеющих трудиться, неспособных создать здоровую семью, быть хорошими родителями. В настоящее время это стало серьезной социальной и
общечеловеческой проблемой. Ребенок может попасть в опасную ситуацию, столкнуться с насильственными действиями в любое время и в любой ситуации: в школе, на отдыхе, в общественном месте, исключением не является и семья.

Маленькие дети очень доверчивы и этим нередко пользуются злоумышленники. Нередки случаи, когда дети без лишних вопросов идут с чужими взрослыми людьми, которые обещают им конфету или уверяют, что за углом ждет мама. Дети запросто могут открыть двери чужим людям, которые не всегда отличаются благонадежностью и приходят с добрыми намерениями. Ребенка легко и просто обмануть, он плохо замечает нестыковки во лжи и привык верить всем взрослым, которые с детства являются для него авторитетом.

Для того, чтобы дети как можно реже становились жертвами преступлений, им следует грамотно и доступно рассказывать, что в мире, к сожалению, есть люди, которые не проявляют доброты к окружающим и стараются использовать их для достижения собственных целей. Такие люди занимаются грабежами и совершают другие незаконные действия, за что их сажают в тюрьму и предают всеобщему осуждению. Дети должны знать, что их защищают от таких людей, но не все находится во власти государства и поэтому с преступниками можно столкнуться в обычной жизни. И для того чтобы обезопасить себя необходимо знать некоторые правила которые помогут избежать беды. Предупреждая детей о возможной опасности, нужно быть очень осторожным. Так как можно напугать ребенка и добиться ситуации, когда он будет бояться всех прохожих и в случае необходимости (к примеру, когда потеряется в людном месте) окажется абсолютно беспомощным.

Исходя из актуальности проблемы, было разработано профилактическое занятие для учащихся начальных классов «Осторожно, опасность!».

Целью занятия является: обучение детей навыкам распознавания и избегания опасной ситуации, а также стратегиям поведения в случае попадания в опасную ситуацию.

Задачи:

  • ознакомить детей с понятием «опасность»;

  • обучить детей распознавать сигналы опасности (знакомство с маркерами опасных ситуаций и с их учетом принимать правильное решение);

  • предоставить детям информацию о возможных способах реагирования в ситуации проявления жестокости по отношению к ним.

Целевая группа: учащиеся начальных классов.

Форма проведения: групповая

Методы работы:

  • мозговой штурм;

  • групповая дискуссия;

  • ролевая игра;


Длительность занятия: два академических часа.

Ожидаемые результаты: после проведения занятия дети смогут правильно оценивать ситуацию, чтобы вовремя уберечь себя от опасности. Будут знать как себя вести в опасной ситуации и к кому обратиться за помощью, если стали жертвой жестокого обращения.


План - конспект занятия


Этапы проведения занятия

1. Знакомство

2. Как избежать опасной ситуации?

    1. групповое обсуждение понятия «опасность»;

    1. мозговой штурм «как понять, что мне угрожает опасность?» (маркеры опасности);

    2. беседа с детьми «как уберечь себя?», правило четырех «НЕ».

    3. ролевая игра «Как не попасть в беду?»

3. Что делать если не удалось избежать опасности?

    1. Обсуждение стратегий поведения детей в случае попадания в опасную ситуацию.

    2. Сексуальное насилие.

3.3. Работа с раздаточным материалом «Кто поможет?»

4. Подведение итогов, получение обратной связи.


  1. Дети сидят за партами, ведущий спрашивает, как их зовут, они называют свои имена хором, после чего ведущий представляется и рассказывает о цели встречи.

  2. Как избежать опасной ситуации?

    1. Ребята, сейчас мы поговорим с вами об опасности. Родители и учителя, стараясь вас уберечь, рассказывают о том, что опасно переходить дорогу на красный свет, гулять по льду, играть со спичками и прочее. Мы сегодня с вами будем говорить о тех случаях, когда опасность исходит от другого человека.

Какие примеры таких опасных ситуаций, когда угроза исходит от другого человека, вы могли бы привести (ответы детей).

    1. Давайте теперь мы определимся, что такое опасность? (ответы детей).

Совершенно верно, опасность это:

- возможность, угроза действия, чего-нибудь нежелательного,

- это когда тебе или кому-либо другому что-то или кто-то угрожает, опасность может угрожать жизни, здоровью.

А давайте, теперь вместе подумаем, как человек понимает, что ситуация является опасной? Какие эмоции люди могут испытывать в этих ситуациях? (ответы детей).

Действительно это такие эмоции как: тревога за себя или за другого; страх; обида; досада; злость; чувство вины, стыда (на доску вывешивается плакат со смайлами (приложение №1).


Если детям трудно называть переживаемые человеком эмоции, можно им предложить представить одну из ситуаций («кто-то хочет отобрать ценную вещь», «кто-то хочет тебя ударить») и спросить о том, какие ощущения возникают в этот момент у человека на уровне тела и действий. Обсудить, что признаками

злости, гнева являются ощущения, что «вскипает» кровь, лицо горит, мышцы напряжены, хочется оттолкнуть, ударить, закричать;

страха – ощущение незащищенности, неуверенности, невозможности изменить ситуацию, хочется закрыться, спрятаться, может закружиться голова, стать ватными ноги, пропасть голос.

Сделать вывод о том, что такие основные эмоции как злость и страх возникают как раз для того, чтобы человек предпринял усилия для избежания опасности, устранения надвигающейся угрозы.


    1. Ребята, какие места или события является местами повышенной возможной опасности? (ответы детей).

Итак, местами и событиями повышенной опасности являются:

незнакомые люди, просящие о помощи и предлагающие пойти с ними;

телефонные звонки, в ходе которых пытаются узнать, находитесь ли вы дома одни и когда придут родители;

неосвещенные улицы;

заброшенные, пустынные места;

прогулки в одиночестве;

неприятное и чрезмерное внимание со стороны знакомых взрослых.


А как вы думаете, как выглядят преступники? (Дети обычно описывают негативный образ).

Ребята, помните, что нападающие на детей преступники выглядят, как обычные люди. Они ничем не отличаются от других. Наоборот, они ведут себя вежливо, даже ласково.


    1. И для того, чтобы не попасть в опасную ситуацию нужно навсегда запомнить «Правило четырех «НЕ» (приложение №2):

  • Не разговаривай с незнакомцами и не впускай их в дом.

  • Не заходи с незнакомцами в лифт и подъезд.

  • Не садись в машину к незнакомцам.

  • Не задерживайся на улице после школы, особенно с наступлением темноты.


    1. Давайте теперь потренируемся, как надо себя вести, чтобы избежать опасности. (На данном этапе выбираются добровольцы из учащихся, кто будет участвовать в разыгрывании ситуаций. Можно работать не с одним ребенком, а с группой детей, это позволяет включить большее число учеников в деятельность, концентрирует их внимание, повышает заинтересованность. А также проигрывание опасных ситуаций позволяет увидеть плюсы или минусы того или иного поведения. А также на подсознательном уровне закладывает верную модель поведения. Таким образом, в случае возникновения опасности, ребенок даже если и будет растерян и напуган, он на физическом уровне вспомнит, как надо действовать.)

Из представленных ниже вариантов выбирается три ситуации, которые могут быть наиболее интересны классу, в котором проводиться занятие. Их интересы и актуальные потребности можно определить по предыдущим высказываниям, вопросам и пр.

Ситуации для разыгрывания:

Ты вошел в подъезд, у лифта стоит посторонний взрослый человек, двери закрылись. Как нужно поступать?

На улице к тебе подъезжает машина, водитель просит объяснить, как проехать, говорит, что не понимает объяснений и просит проехать с ним, обещая, что привезет тебя назад.

Звонит старая приятельница мамы и говорит, что приехала из другого города и сейчас заедет подождать маму, пока та не вернется с работы.

Кто-то на улице предлагает вам зайти к нему домой и взять игрушки, которые у него остались от младшей сестры и пр.

Звонок в дверь, вы дома одни, вам говорят, что у соседей прорвало трубу и просят позвонить от вас, чтобы вызвать сантехника.

В автобусе рядом с вами едет подвыпивший человек.

Идя по улице, видите компанию молодых людей или подростков,

Рядом с вами тормозит машина и вас просят показать дом или улицу.


3. Что делать если не удалось избежать опасности?

3.1. А теперь, давайте обсудим, как нужно вести себя, что нужно делать, если опасной ситуации не удалось избежать? (ответы детей).

После того, как дети озвучили свои варианты, знакомим их с общими, универсальными правилами поведения в опасной ситуации.

Если ты находишься с преступником в замкнутом помещении и нет возможности вырваться, то не провоцируй его, стараясь ударить или напугать, тем, что расскажешь папе, и он его найдет. В таком случае, преступник может решить не оставлять свидетеля, поэтому угрожать – опасно для жизни.

Если на тебя напали, но у тебя есть возможность убежать (это лестничный пролет, улица, парк), старайся вырваться – бей, кусай, используй все, что есть под руками. Старайся стукнуть в самые больные места – это паховая область, коленная чашечка, солнечное сплетение (показываем детям, где оно находиться).

Если удалось вырваться – необходимо бежать туда, где больше людей – они помогут, и отпугнут преступника. Не старайся спрятаться в каком-нибудь укромном месте, так ты можешь загнать себя в тупик.

Затем, мы знакомим детей с основными стратегиями поведения в опасных ситуациях, иллюстрирую их конкретными примерами (образность позволит детям лучше запомнить информацию).



Стратегии поведения в опасных ситуациях.

Так получилось, что ты возвращаешься домой вечером один, и к тебе пристает незнакомец.

Не жди когда тебя схватят, если сможешь брось в него что-нибудь (например, портфель, мешок с обувью или просто горсть мелочи), убегай в сторону, где много людей, если зажимают рот рукой, укуси за руку, используй любые подсобные средства (ручку, расческу, ключи), дерись изо всех сил, как только он ослабит хватку - убегай.


Ты идешь от школы домой и заметил, что за тобой следом идет незнакомый мужчина.

Ты можешь зайти в какой-нибудь магазин, по пути к дому, позвонить родителям, попросить, чтобы они тебя встретили, описав ситуацию. Если у тебя нет возможности куда-нибудь зайти, а мужчина продолжает идти следом за тобой, расскажи о нем любому повстречавшему взрослому, если дома есть домофон, перед входом в подъезд вызови свою квартиру и пусть родители тебя встретят, если незнакомый мужчина уже находится в подъезде, сразу же выйди на улицу и дождись когда в подъезд войдет кто-то из взрослых жильцов дома, не выходи на лестницу в позднее время, мусор выносить лучше утром, при внезапном нападении оцени ситуацию и по возможности убегай или защищайся любыми способами.


На улице к тебе пристали хулиганы и требуют отдать мобильный телефон, деньги.

Отдай, твоя жизнь важнее! Если же видишь по близости людей и понимаешь, что они тебя услышат и могут помочь, кричи, зови на помощь!


Кто-то пытается взломать вашу дверь.

Ты должен тут же позвонить в милицию, а затем соседям или знакомым, которые живут поблизости, громко кричать: "Папа! Папа! Иди сюда" и ни в коем случае не подходить к двери.


Ты вышел из школы и видишь, как старшеклассники дразнят и пинают твоего одноклассника

Один из вариантов: заступиться за него, отвлечь старшеклассников и вместе бежать, можно сказать обидчикам чтобы они перестали иначе вы позовете взрослого или же сразу обратиться за помощью к взрослому (При обсуждении данной ситуации может возникнуть дискуссия. Обращение за помощью к взрослым может быть расценена ребятами как слабость и «стукачество». Важно донести, что главное - заступиться за другого, так как ему могли причинить серьезный вред. А не ввязавшись в драку, спас себя от избиения. В этом есть ум и сила.)


    1. К сожалению, бывают такие ситуации, что взрослый может проявлять повышенный, неприятный интерес к ребенку и это может быть для ребенка опасно. И опасно это бывает потому, что возможно взрослый хочет установить более близкие отношения с ребенком (как например отношения у мамы и папы, когда они встречаются, живут вместе) и если подобные отношения между взрослыми - это нормально, но такие отношения между взрослым и ребенком – ненормально и плохо для обоих.

Так вот, если какой-то взрослый будь то друг семьи, родственник, старший брат, сосед или кто-то еще, проявляет к вам интерес, пытается обнять, прикасается к некоторым частям тела, которые никто не может трогать, возможно, рассказывает о том, что очень интересно и увлекательно целоваться и он может этому научить, нужно понимать, что эта ситуация опасна. Во всех этих ситуациях у человека появляются очень неприятные чувства: отвращение, неприязнь, стыд. И это первый знак того, что ситуация опасна.

К сожалению, дети не редко становятся жертвами насильников, поэтому:

Если незнакомец начинает приставать, снимать одежду,

не угрожай ему рассказать все родителям или милиции, не плачь, будь спокойным, постарайся вовлечь насильника в разговор;

Насильник прижимает тебя к себе,

не отталкивай его, обними и укуси за нос или губу, постарайся причинить как можно больше боли, чтобы был шанс убежать.

Если представилась возможность бежать, не собирай одежду, убегай, в чем есть.


    1. Часто бывает так, что людям, попавшим в опасную ситуацию, требуется помощь, поддержка. Иногда человеку бывает стыдно рассказывать про то, что с ним произошло, ему может казаться, что он сам виноват в том, что с ним случилось. Вы должны помнить, что есть люди, которые вас очень любят, очень переживают за вас. И если даже ругаются, то только потому, что очень испугались за вас. Поэтому рассказать о случившемся надо тому человеку, которому вы больше всего доверяете, который может вас защитить

На доске вывешивается лист ватмана, на котором в центре листа символически изображена опасная ситуация, вокруг написаны различные слова, указывающие к кому или куда можно обратиться за помощью (мама, папа, классный руководитель, одноклассник, соседка, близкие родственники, друзья, полиция, пожарные, директор школы, и пр.) (Приложение №3).

Детям предлагается озвучить, к кому бы они обратились за помощью и почему.

Когда дети выбрали способы себе помочь, ведущий спрашивают, какие чувства испытывают дети, когда знают, что им помогут? (уверенность, силу, облегчение).

Также во время занятия ведущие диктуют детям номер телефона доверия 8-800-2000-122 и объясняют, как он работает, что на него можно позвонить бесплатно и в любое время, но не стоит баловаться, т. к. возможно именно в момент вашего баловства, кто-то кому действительно нужна помощь, не может дозвониться.


Итак, наше занятие подходит к концу, и я уверена, если вы будете строго соблюдать определенные правила поведения, то не попадете в опасную ситуацию, а если и случится такое, то найдет из нее выход.


  1. В конце занятия детям раздаются листы, на которых изображены «солнышки» с разным настроением (Приложение №4), предлагается обвести карандашом солнышко с таким же настроением, как у них. (Это позволит увидеть, не напуган ли кто-то из детей после занятия, не расстроен ли, что может являться знаком того, что ребенок находиться в трудной ситуации, но боится сказать об этом при всех).

Также внизу листа написана фраза «Сегодня на уроке я узнал(а)...», просим детей написать о том, новом, что они узнали на уроке. И просто поделиться своими впечатлениями.



Литература


  1. Богачева О. П., Школа выживания, или 56 способов защитить ребенка от преступления/ О. П. Богачева, Ю. П. Дубягин – Пихта, 1997. - 298 с.

  2. Коджаспирова Г.М., Психолого-педагогическая безопасность жизнедеятельности детей, попавших в трудную жизненную ситуацию (учебно-методическое пособие)/ Г.М. Коджаспирова, Г.П. Иванова - М, 2009. – 325 с. 

  3.  Сборник статей по итогам научно-практической конференции 
    Психологическая Безопасность образовательной среды 
    Часть 1 / М. 2011. – 346 с.

  4. Сборник статей по итогам научно-практической конференции 
    Психологическая Безопасность образовательной среды 
    Часть 2/ М. 2011. – 311 с.



























Приложение № 1

«Экран эмоций»














Приложение №2

(Сторона 1)



Предупрежден, значит

вооружен!





Не разговаривай с незнакомцами и не впускай их в дом.



Не заходи с ними в лифт и подъезд.



Не садись в машину к незнакомцам.



Не задерживайся на улице после школы, особенно с наступлением темноты.





Предупрежден, значит вооружен!





Не разговаривай с незнакомцами и не впускай их в дом.



Не заходи с ними в лифт и подъезд.



Не садись в машину к незнакомцам.



Не задерживайся

на улице после школы, особенно с наступлением темноты


Предупрежден, значит вооружен!





Не разговаривай с незнакомцами и не впускай их в дом.



Не заходи с ними в лифт и подъезд.



Не садись в машину к незнакомцам.



Не задерживайся на улице после школы, особенно с наступлением темноты


Предупрежден, значит вооружен!





Не разговаривай с незнакомцами и не впускай их в дом.



Не заходи с ними в лифт и подъезд.



Не садись в машину к незнакомцам.



Не задерживайся на улице после школы, особенно с наступлением темноты




Приложение №2

(Лист 2)

«Ты не один в своей беде!

Позвони, тебя выслушают!»

Телефон доверия 8-800-200-122


«Ты не один в своей беде!

Позвони, тебя выслушают!»

Телефон доверия 8-800-200-122


«Ты не один в своей беде!

Позвони, тебя выслушают!»

Телефон доверия 8-800-200-122




«Ты не один в своей беде!

Позвони, тебя выслушают!»

Телефон доверия 8-800-200-122

Приложение №3



Кто поможет?


Родители


Соседи Друзья




Учителя
























Приложение №4


«Подводя итоги»



Сегодня на уроке, я узнал(а) _________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!