СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие педагога-психолога "Секреты общения" для обучающихся 2 класса

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие "Секреты общения"можно провести с обучающими младшего школьного возраста -2 класс. 

Просмотр содержимого документа
«Занятие педагога-психолога "Секреты общения" для обучающихся 2 класса»

Развивающее занятие «Секреты общения»

2 класс.

Цель: способствовать осознанию обучающимися ценности и сложности человеческого общения

  • Задачи: познакомить обучающихся со средствами вербального и невербального общения; способствовать раскрепощению участников.

  • установить психологический и эмоциональный контакт с детьми;

  • учить детей анализировать свое поведение, мимику, позы, жесты, а также других людей;

  • воспитывать чувства доброжелательности, внимания к окружающим людям.

Методы:

- словесные (беседа на этапе орг.момента, при подготовке к акт. познав. деятельности, при анализе эпизодов, при подведении итогов занятия, на этапе рефлексии);

- наглядные (при подготовке к активной познавательной деятельности, при выводах урока, на основном этапе - как сопровождение);

- наблюдение (непосредственное, целенаправленное восприятие новых знаний посредством органов чувств);

- практические (развивающие игры);

- ИКТ.

Форма проведения занятия: групповая.

Планируемый результат:
Личностный: формирование культуры общения, снятие барьеров в общении, саморегуляция в процессе общения - соблюдают этические нормы общения.

Метапредметный: обучающиеся демонстрируют:
-коммуникативные УУД (умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли с условиями коммуникации; владеют диалогической формой речи; планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками); 

-регулятивные УУД (целеполагание как постановка учебной задачи; само регуляция как способность к мобилизации сил и энергии, производят оценку результатов работы, коррекцию – внесение необходимых дополнений с учётом оценки результата самим обучающимся); 

-познавательные УУД(самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели; осознанно строят речевые высказывание в устной форме; анализируют информацию и строят логические цепочки рассуждений, производят классификацию; развито критическое мышление).

Предметный: обучающиеся знакомы с понятием «общение» и его значением для человека; умеют общаться и соблюдают этические нормы общения.




I. Организационный момент.

Обучающиеся и психолог сидят в кругу на стульях.

Сегодня у нас с вами не обычный урок , а развивающее занятие с психологом. И задания, которые мы будем выполнять на этом занятии, тоже необычные. Мы будем разгадывать загадки,  много играть, но все эти игры будут учить нас общаться друг с другом так, чтобы это общение оставило у всех только приятные впечатления.

II. Приветствие

Дорогие ребята! Я рада видеть вас. Начнем наше необычное занятие. Думаю, что это не помешает нам работать активно и спокойно, но для начала давайте поприветствуем друг друга.

Игра «Приветствие».

Цель:  создание доброжелательной обстановки, установление контакта, развитие сплоченности группы.

Я предлагаю вам поздороваться интересным способом. Сейчас я здороваюсь с кем-то из вас, и те, к кому я обращусь, в ответ помашут мне рукой. Итак,

  • «доброе утро, девочки»,

  • «здравствуйте, мальчики»,

  • «приветствую тех, кто пришел сегодня в школу»,

  • «здравствуйте те, у кого сегодня отличное настроение»,

  • «чудесного дня тем, кто готов сегодня заниматься»,

  • «здравствуйте, все!»

Давайте посмотрим друг на друга и подарим самые искренние и добрые улыбки. И так начнем…

III. Работа по теме занятия

Хочу обратиться к эпиграфу нашего занятия. Это слова великого французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери:

«Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения»

-Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить?
-Ребята, для чего нам нужно общение? 
- Все ли умеют правильно общаться? 
-А что значит правильно общаться?

-Вы одинаково общаетесь со взрослыми и со сверстниками? 
-Какую цель мы поставим сегодня на нашем занятии ?

-Ребята, как вы понимаете значение слова «общение»?

Конечно же, общение играет очень важную роль в нашей жизни. Оно помогает нам, развивает нас. Благодаря общению мы узнаем много нового, интересного, полезного. Именно через общение мы обретаем новых друзей и поддерживаем отношения со старыми.

Тема нашего занятия – “Секреты общения”.  Ребята, общаться с одними людьми нам приятно, у нас поднимается настроение, а при общении с другими людьми у нас портится настроение, мы огорчаемся.

Давайте сегодня мы попытаемся разгадать такие секреты, которые помогут вам быть приятным собеседником, избегать конфликтов, лучше понимать друг друга.

 Ребята, видите, сколько способов общения существует. И общаться можно при помощи слов. А можно при помощи жестов, прикосновений, мимики, улыбки, глаз. Все они делятся на вербальные и невербальные.

  Те способы общения, которые мы выражаем с помощью слов, речи называются вербальными, а те, которые мы выражаем с помощью мимики, позы, жестов, называются невербальными. И у каждого способа общения есть свои секреты.

Упражнение «Произнесите слово с оттенком интонации…»

  1. Произнесите слово «Да» с оттенком интонации, выражающим:

  • Радость;

  • Страх;

  • Удивление;

  • Неудовольствие;

  • Грусть;

  • С азартом;

  • Торжественно.

Важным элементом в общении являются жесты и мимика.

Вы знаете, что это такое?
Жесты – это движения руками, а мимика – выражение лица.

Существуют различные способы приветствия у разных народов.

-В Японии при встрече словесное приветствие сопровождается церемониальным поклоном.
-Иранцы при встрече пожимают друг другу руки, затем прикладывают правую руку к сердцу — знак приветствия и глубокого уважения.
-В Новой Зеландии маори приветствуют друг друга, потираясь носами.

Покажите какой-нибудь жест. 


-А что делает человек, когда видит друга? (Улыбается )

Загадка. А сейчас я загадаю вам загадку, попробуйте ее отгадать.

Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда”

Подсказки детям: от чего становится всем светлей?

Ну, конечно же, это улыбка! Вот такой простой, но ценный секрет общения:

Если вы хотите нравиться людям - улыбайтесь им. И давайте подарим друг другу улыбки от всей души и почувствуем, как становимся богаче, получая улыбки окружающих, а также от того, что дарим свою улыбку друзьям. 

-А вы умеете улыбаться? 
Давайте проверим: улыбнитесь соседу справа, соседу слева, тому, кто сидит за вами. Замечательно! 
-Какие у всех красивые улыбки!
-Когда люди улыбаются, они становятся красивы.

Китайцы говорят: “Человек, который не умеет улыбаться, не должен открывать магазин”
-Что значит эта фраза?
-Какой из этого сделаем вывод?
Нужно улыбаться собеседнику!

Упражнение «Улыбнитесь, как улыбаются:»

  • Очень вежливый японец;

  • Собака своему хозяину;

  • Кот на солнышке;

  • Как хитрая лисичка;

  • Как радостный ребенок;

  • Как будто ты увидел чудо;

  • Как будто ты получил подарок.

Дорисуем улыбки нашим человечкам- смайлики.

Часто в жизни мы сталкиваемся с тем, что при обращении к нам в одних случаях к нам обращаются по имени, а других наше имя не называют.

В начале нашего занятия мы приветствовали друг друга по имени и без. Когда вам было приятнее, когда ваше имя называли или нет? (Ответы детей)

Конечно ребята, приятнее, когда называют тебя по имени, ведь имя – это самый важный звук, который мы слышим с детства. (.презентацию).

Вот и узнали один из секретов общения. Оказывается, любому человеку приятно, когда произносят его имя, поэтому если хотите установить с ним хорошие отношения, чаще называйте его в разговоре по имени.

Упражнение: «Мое имя»

На карточках- сердечках напишите свои имена и подберите по одному прилагательному, начинающемуся с первой буквы имени.

Упражнение: «Дарите комплименты»

-Ребята, скажите, вы любите получать подарки? Подарки могут быть в виде комплиментов.
Комплимент – это любезные, приятные слова.

Давайте поучимся говорить приятные слова.
Для этого нам нужно встать в большой круг. Давайте сделаем круг. 
Сейчас мы будем передавать друг другу букет цветов и говорить комплимент. Я начинаю. 
Какое настроение у вас стало после комплиментов? Кому приятнее, тому, кто говорит или тому, кому говорят? Всем!
Какой мы сделаем вывод?
 Нужно дарить комплименты, чтобы было приятно.
-Ребята, скажите, можно ли перебивать человека, когда он говорит?
-А если прям что-то очень важно хочется сказать? 
-А как тогда нужно поступить? 

Не перебивайте говорящего. Внимательно выслушайте его до конца.

Упражнение «Подели на группы»
Ребята, сейчас я раздам вам листочки, на которых написаны человеческие качества, вам нужно подумать и разделить их на две группы: качества которые помогают и которые мешают общению.
Доброта, открытость, подозрительность, внимание, душевность, грубость, зависть, скупость, искренность, лживость, порядочность, эгоизм, честность.
-Давайте проверим. зачитайте качества, которые помогают общению.

Помогают общению:доброта, открытость, внимание, душевность, интересность, искренность, порядочность и честность.
Мешают общению:подозрительность, грубость, зависть, скупость, лживость, эгоизм.
-Задумайтесь, все ли эти качества достаточно развиты у вас?
Значит, чтобы общаться нужно, развивать в себе хорошие качества. 

Наше занятие подходит к концу.

IV. Закрепление. Подведение итогов.

Давайте вспомним и еще раз проговорим те секреты общения, о которых вы узнали на этом занятии:

  • человеку приятно, когда его называют по имени;

  • основной вид общения – вербальное общение;

  • существуют невербальные средства общения, которые дополняют нашу речь;

  • слушайте собеседника внимательно, не перебивайте, старайтесь понять его мысли и чувства; улыбка помогает сделать общение приятным.

Ребята, вам приятно было получить комплимент? А что вам было приятнее дарить комплимент или принимать комплимент? Да действительно, каждому человеку приятно, когда к нему обращаются вежливо и по имени, когда собеседник внимателен и доброжелателен.


  • Ребята, о каких секретах (правилах) общения мы сегодня узнали?

  • Если пользоваться выведенными правилами, как это повлияет на наше общение с людьми?

  • А как вы думаете, они помогут нам сделать наше общение с товарищами приятным?

Очень важно уметь признать свою вину, извиниться, если ты не прав, не ссориться и не ругаться, важно слушать, слышать друг друга и конечно нужно учиться договариваться.


V. Заключение. Рефлексия.

Цель: развитие навыков саморефлексии. Обмен чувствами, впечатлениями, мнениями каждого участника группы относительно совместной деятельности. Выявление затруднений, с которыми столкнулись участники в ходе взаимодействия.

Вот и подошло наше занятие к концу. Я попрошу помахать рукой мне тех, у кого:

- после нашего занятия настроение стало хорошим;

- после нашего занятия настроение стало отличным;

те, кто:

- познал секреты общения;

- остался доволен нашим занятием;

- а я помашу рукой всем, кто присутствовал и общался на нашем занятии, поблагодарю всех, кто принимал участие и пожелаю всем отличного настроения!

Ребята, мне приятно было с вами общаться, и вы подарили хорошее настроение на целый день, даже на целую неделю. На память от меня смайлики с секретами успешного общения!


Спасибо за работу и до новых встреч!





Литература

  1. Александровская, Э.М. Личностные особенности младших школьников, испытывающих трудности в обучении [Текст] / Э.М. Александровская // Психология учебной деятельности школьников. - М., 2002.- № 2. – С.15.

  2. Адашкевич, Т.А. Программа психолого-педагогического сопровождения младших школьников в образовательном процессе с учетом их типологических особенностей [Текст] / Т.А. Адашкевич. Ленинск-Кузнецкий, 2009. – С.21-80.

  3. Волочков, А.А., Вяткин Б.А. Индивидуальный стиль учебной активности в младшем школьном возрасте [Текст] / А.А. Волочков // Вопросы психологии. - 2007. - № 5. - С.10.

  4. Гамезо, М.В., Герасимова B.C., Орлова Л.М. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития [Текст] / М.В. Гамезо. - М., 2001.

  5. Дусавицкий, А.К. Межличностные отношения в младшем школьном возрасте и их зависимость от способа обучения [Текст] / А.К. Дусавицкий // Вопросы психологии. - 2005. - № 1.

  6. Кряжева , Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Психологические игры и упражнения. Ярославль- «Академия развития», 2013.

  7. Прихожан, А.М. Тревожность и страх у младших школьников [Текст] / А.М. Прихожан // Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. - М., 1994.

  8. Развивающие и коррекционные программы для работы с младшими школьниками и подростками [Текст] / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.; Тула, 1993

  9. Фопель Клаус. Как научить детей сотрудничать?.Психологические игры и упражнения. М. «Генезис», 2003.