Занятие по культуре поведения «Этичные и неэтичные поступки».
Цели и задачи: Способствовать развитию у детей навыков культуры поведения в повседневной жизни, учить видеть свои недостатки в поведении, уметь их исправлять; избавляться от дурных привычек и способствовать формированию полезных. Воспитывать любовь и уважительное отношение к близким и окружающим людям.
Я расскажу вам об отдельных ситуациях, которые произошли с нашими детьми. Но имена их я изменю. А вы решите, этично ли поступили эти ребята.
Ситуация1. Катя пришла очень нарядная, ей захотелось, чтобы все это сразу заметили, и с порога она громко сказала: «Посмотрите, какая я красивая, какое платье у меня, какие туфельки, ни у кого таких нет!».
-Правильно ли поступила Катя, этично? И почему? (Ответы детей)
Ситуация 2. Кто из девочек поступил этично?
…Лена подошла к воспитателю и сказала: «Вы сегодня такая красивая! Лучше ,чем вчера».
… Елена Сергеевна увидела Катю и сказала: «Ты всегда выглядишь хорошо, но сегодня особенно хорошо!»
-Спасибо,-сказала Катя,- мне очень приятно.
Хорошее о человеке надо тоже уметь правильно высказать, т.е. хвалить так, чтобы этим не обидеть человека. Не забывать о тактичности.
Ситуация 3. Мама зовёт сына:
-Серёжа, помоги, пожалуйста, вымой посуду.
Серёжа отвечает:
-Сейчас.
Проходит некоторое время, мама снова просит сына и слышит то же ответ. Серёжа, закончил свои дела. Приходит на кухню и видит, усталая мама сама вымыла посуду.
- Ну зачем ты вымыла,- обижается сын.- я бы вымыл, немного погодя.
Мама не ответила.
Как вы думаете, почему обиделась мама на сына? Если Серёжа был действительно занят, то что он должен сказать? Этично или неэтично поступил Серёжа?
Ситуация 4. Сестра взяла краски брата без разрешения. Порисовала и положила на место. Пришёл брат, заметил, что краски мокрые, но промолчал. Кто поступил неэтично?
-Сейчас проведём небольшое соревнование. Все распределяются на две группы-команды, каждой поочерёдно задаётся вопрос. Если 1-я команда не отвечает на вопрос, то он передаётся 2-й команде. Жюри (трое: педагог и дети) даёт штрафное очко на неэтичное поведение команд после раунда. В каждом раунде нечётное число вопросов.
1-й раунд
1.Что при встрече и расставании должен сделать культурный человек?
2. Что нужно сделать , если друг ошибся? (помочь исправить ошибку, если огорчился-пожалеть его, объяснить, как можно тактичней, в чём его ошибка).
3.Если друг попал в беду- ваши действия (если возможно-помочь ему, обратиться за помощью к взрослым).
2-й раунд. Выберет правильный ответ.
Вы в гостях у друга, играете. Случайно он разбивает что-то.
Ваши действия:
а) помочь другу незаметно спрятать осколки;
б) посоветовать другу самому во всём признаться;
в) вместе с другом признаться во всём и разделить вину пополам.
2. Друг дал вам поиграть в игру. Вы случайно её сломали. Ваши действия:
а) отдадите игру и сделаете вид, что ничего не случилось;
б) расскажете другу и попросите прощения;
в) Расскажете родителям и попросите их вам помочь исправить игру или приобрести новую.
3. Вы нечаянно толкнули друга, и он уронил книги. Ваши действия:
а) извинюсь и подниму книги;
б) извинюсь и пойду дальше;
в) пройду мимо.
3-й раунд
Что такое правила поведения?
Какие поступки вы назовёте неэтичными?
Кому и почему вы должны уступать место в транспорте?
Жюри подводит итоги, победившая команда получает призы (по 2 карандаша, по 2 открытки или по 2 небольшие игрушки и т. п.)
После раздачи призов педагог может спросить: «Интересно, как вы поступите с призом?» Этот небольшой педагогический эксперимент позволит увидеть, кто из детей понял тему «Культурный человек» и вручит половину призов ребятам из проигравшей команды.
На следующем занятии следует рассказать о «рыцарском поступке» детей.,