Занятие по формированию элементарных математических представлений тема:
«Наша лодочка»
Программное содержание: Учить делить квадрат на две равные части, называть части и сравнивать целое и часть. Совершенствовать навыки счета в пределах 10. Развивать представление о том, что результат счета не зависит от его направления. Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу (вперед —назад, направо — налево). Развивать внимание, мышление. Умение слушать задания воспитателя, не перебивать товарищей, дослушивать до конца. Активизация и обогащение словаря: Учить отвечать полным ответом. Дидактический наглядный материал: Демонстрационный материал: 2 квадрата, 10 корабликов разного цвета, фланелеграф.
Раздаточный материал: Квадраты, ножницы, клей, кораблики, лист белой бумаги.
Ход занятия
Потеплело. Побежали,
Всюду быстрые ручьи.
Засвистели птицы песню:
«Чьи мы? Чьи мы? Чьи-чьи-чьи...»
Смастерю-ка я кораблик.
Из бумажного листа,
Ручеёк его подхватит,
И закружит у моста.
Только вырвется отважно
Мой кораблик на волну,
И помчится дальше к морю,
В неизвестную страну.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем мастерить кораблики, но для этого вы должны меня внимательно слушать и выполнять мои задания. Я знаю, что у вас все получится. Поможет нам в этом одна геометрическая фигура, которая говорит о себе так.
Все четыре стороны,
У меня всегда равны.
Прямоугольника я брат
А зовут меня ……… (квадрат).
1 часть. Игровое упражнение «Строим кораблик».
На фланелеграфе 2 квадрата. (Разделенные на части, двумя способами).На 2 прямоугольника и 2 треугольника.
Воспитатель: ребята, какие фигуры вы видите.
Дети: квадрат.
Воспитатель: Наш кораблик будет состоять из двух половинок квадрата.
Давайте вместе подумаем, как можно разделить квадрат?
Дети: разрезать пополам.
Воспитатель: Разделить квадрат можно совмещая противоположные стороны.
Воспитатель: Какая фигура получилась?
Дети: прямоугольники.
Воспитатель: какие можно совместить противоположные углы.
Воспитатель: Какая фигура получилась?
Дети: треугольники.
Сколько частей получилось при делении каждого квадрата?
Дети: две части.
Воспитатель: Как можно назвать каждую часть?
Дети: половина.
Воспитатель: Покажите половину квадрата.
Дети: Показывают.
Воспитатель: Что больше целый квадрат ни одна его часть?
Дети: целый квадрат больше.
Воспитатель Что меньше: часть квадрата или целый квадрат?
Дети: часть квадрата меньше.
Воспитатель: Как вы думаете, можно ли с помощью этих частей сделать кораблик?
Дети: да! Можно.
2 часть. Игровое упражнение «Кораблики уходят в море».
3 часть. Игровое упражнение «Маршрут кораблей».
Воспитатель: я предлагаю вам сделать заготовки для корабликов, разделив их так, как мы с вами говорили (разрезать квадрат пополам на 2 прямоугольника).
После выполнения задания уточняет:
Воспитатель: Какие фигуры у вас получились?
Дети: прямоугольники.
Воспитатель: Сколько частей получилось при делении квадратов?
Дети: две части.
Воспитатель: Как можно назвать каждую часть?
Дети: половина.
Воспитатель: теперь мы срежем углы у прямоугольников и приклеим на лист бумаги. Физ. Минутка «Кораблик»
Что там чудится в тумане (дети вытягиваются и прикладывают руку вглядываясь)
Волны плещут в океане,(дети машут руками, изображая волны).
Это мачты кораблей (дети вытягивают руки вверх).
Пусть плывут сюда скорей (дети приветствуют, машут руками).
Мы по берегу гуляем,
Мореходов поджидаем (ходьба на месте).
Ищем ракушки в песке (наклоны).
И сжимаем в кулаке (дети сжимают кулачки).
Чтоб побольше их собрать, –
Надо чаще приседать (приседания).
На фланелеграфе 10 корабликов разного цвета.
Воспитатель: Сколько всего кораблей уходит в море?
Дети: 10 кораблей.
В каком направлении вы считали? Посчитайте теперь кораблики справа налево.
Воспитатель: Сколько всего корабликов?
Дети: 10 корабликов.
Воспитатель: Изменилось ли число кораблей?
Дети: нет, не изменилось.
Воспитатель: Правильно, не менялось.
Воспитатель: А теперь посчитайте кораблики по порядку, слева направо называя цвет и порядковое место корабля. Который по счету желтый корабль?
Воспитатель: Посчитайте корабли по порядку справа налево, называя цвет и по рядковое место. Изменилось ли порядковое место желтого корабля?
Дети: да изменилось.
Воспитатель: порядковое место предмета меняется в зависимости от того, с какой стороны мы начинаем считать. Но принято считать слева направо».
У детей в руках кораблики.
Воспитатель: ребята адмирал корабля «Весна» прислал приказ, в котором указано, по какому маршруту должны плыть корабли.
Воспитатель называет направление движения: «Вперед, налево, направо, задний ход, стоп, корабль». Дети передвигаются с корабликами в соответствии с указаниями воспитателя.
Итог: Ребята, скажите пожалуйста, что мы делали на занятии?
Дети: мы узнали, что из квадратов можно сделать 2 треугольника и 2 прямоугольника.
Воспитатель: как мы это сделали?
Дети: разрезали пополам.
Воспитатель: все умнички!