Занятие по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи в 4 классе I вида с ученицей
Предмет: развитие слухового восприятия и формирование произношения
Возраст: 4 класс, 11 лет.
Место проведения: кабинет индивидуальной работы.
Работа над произношением
а) Тема: звуки «Ц», «С»
Цель: дифференциация звуков «Ц – С», выработка слуховых и артикуляционных дифференцировок звуков «Ц - С» на материале слогов, слов, словосочетаний, предложений
Оборудование: таблички.
б) Тема: логическое ударение в повествовательном предложении
Цель: работа над логическим ударением, голосом, учить говорить громким и тихим голосом, воспринимать слухо-зрительно, различать и опознавать речевой материал по теме, различать положение смыслового ударения во фразе, закреплять слитное произнесение слов и предложений, тренировка выделения голосом слов с логическим ударением, прослушивание интонационной конструкции (повествовательной), нотирование слов, развивать внимание, память, уточнять и обогащать словарь
Оборудование: карточки с предложениями, предметные картинки,
а) 1.Орг. момент.
- Как ты слышишь? Скажи по-другому.
Продолжаем работать над звуками Ц и С
Слуховая дифференцировка слогов, слов, словосочетаний
ацве – асве анце – ансе
цвет – свет концерт – консервы кольцо – перстень
Разноцветные листья, красивые цветы, цветная капуста, высокая пшеница,
слесарные ножницы, сверкать на солнце, цирковой артист, синяя птица, чисто полотенце.
Мой сосед - … … .
Я люблю суп из … … .
Аллеи парка усыпаны … … .
… … - к богатому урожаю.
… … - это инструмент.
… … были на выставке.
б) логическое ударение в повествовательном предложении.
Напоминание правила на слух. (Важные по смыслу слова в предложении выделяем по-разному. Говорим все слово громко или тихо, повышаем или понижаем тон голоса – ударный слог этого слова говорим громче).
Послушай предложения, выдели голосом слова с логическим ударением.
Собака украла сало. Собака украла сало. Собака украла сало.
Мама нарезала сыр. Яблоки лежат на столе. Компьютер стоит дорого.
(выборочно)
Послушай часть стихотворения, расставь паузы на слух, выдели главные слова (логическое ударение), подчеркни карандашом и прочитай.
Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает…
Развитие речевого слуха
Тема: текст «Товарищи».
Пестрый материал.
Цель: восприятие текста целиком, различение и повторение текста по предложениям с индивидуальными слуховыми аппаратами.
Опознавание речевого материала предложений, словосочетаний, слов, ответы на вопросы.
Оборудование: текст
Учитель читает текст 1 – 2 раза.
- О ком, о чем текст?
Восприятие и различение текста по предложениям
1, 2, 3,…,11 предложений
Пестрый материал.
Повтори: 150, 360, 580, 1000.
Вова ходил в магазин за хлебом. Кто? За чем?
Наташа пожелала маме хорошего здоровья.
Поздравительная открытка, папин подарок, нигде не было, насыпал на ладонь.
Итог: I и I части занятия