Занятие по грамоте «Знакомство с буквой Ё»
Для подготовительной группы.
Программное содержание:
• продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука;
• познакомить с тем, что буква ё может обозначать звук «о» и пишется после мягких согласных звуков;
• учить составлять предложения из двух слов с заданным словом;
• продолжать учить детей называть слова с заданными звуками.
Демонстрационный материал: красные, синие, зеленые, черные фишки; касса с гласными буквами; буквы ё, Ё\ указка; фишки или мелкие игрушки.
Раздаточный материал: красные, синие, зеленые, черные фишки; касса с гласными буквами; буквы ё, Ё; указка.
Ход занятия
Мотивация. В группе появляется мишка, который хочет узнать новые буквы и звуки.
1. Работа над предложением
Воспитатель предлагает детям составить предложение из двух слов со словом медведь. Ребенок говорит предложение, затем называет 1-е, 2-е слово.
2. Звуковой анализ слова полка.
Дети самостоятельно разбирают слово за столами, затем ребенок, который быстро выполнил задание, разбирает его у доски; последовательно интонационно выделяет звуки, называет изолированно, характеризует их и обозначает соответствующими фишками или буршами (слово с доски не убирается).
3. Звуковой анализ слова свекла.
У доски работает вызванный ребенок; он интонационно выделяет I й звук — «с», говорит, что это твердый согласный звук, и обозначает его синей фишкой, интонационно выделяет 2-й звук — «вь», говорит, что это мягкий согласный, и обозначает его зеленой фишкой; выделяет 3-й звук — «о», говорит, что это гласный звук.
Затем воспитатель обращает внимание детей, что буква о в слове полка стоит после твердого согласного звука, а звук «о» в слове свекла слышится после мягкого согласного «вь», и говорит, что звук «о» мосле мягкого согласного обозначается буквой ё. Рассматривает ее с детьми и обозначает звук «о» буквой ё.
Вызванный ребенок продолжает разбирать слово и определяет 4 й, 5-й и 6-й звуки.
4. Физминутка
5. Игра «Кто внимательный».
Воспитатель ставит на доску синюю фишку и предлагает детям с казать, какие гласные буквы пишутся после твердых согласных (а, о), под синей фишкой ставит зеленую и предлагает сказать, какие гласные буквы пишутся после мягких согласных (я, ё). Дети закрывают глаза, воспитатель убирает букву или переставляет их местами в рядах, а дети должны сказать, какой буквы нет или что изменилось, и исправить ошибку.
6. Игра «Назови слова».
Воспитатель предлагает детям называть слова, которые начинаются со звука «й». Напоминает, что это самый короткий звук в нашей речи и всегда мягкий согласный.
В конце игры определяется победитель – подводится итог занятия.
со звука «м». В конце игры определяется победитель.