Занятие на тему: «Деревенский пейзаж»
Цель: выполнить пейзаж с деревенскими домами, используя угловую или фронтальную перспективу.
Задачи:
учимся анализировать объекты их пропорции, форму, соразмерности;
учимся изображать объекты в пространстве (выбираем точку зрения, перспектива для рисунка – угловая или фронтальная);
учимся составлять композицию
Материалы: лист А 3, простой карандаш, ластик, точилка
Здравствуйте, ребята! Благодаря знаниям о перспективе, которые вы получили на прошлом занятии, мы смело можем двигаться дальше. А именно, переходим к выполнению графической композиции с несколькими деревенскими домами.
Но прежде чем вы приступите к выполнению нового задания, предлагаю закрепить пройденный материал. Давайте вспомним о перспективе и о том, как изображается объём на плоскости. Пройдите по ссылке и ознакомьтесь с предложенным материалом, проверьте себя выполнив тренировочные задания.
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7882/train/277408/
Для ознакомления с материалом, нажмите на кнопку «Начать урок».
Ещё раз вспомним понятия.
Перспектива – наука, позволяющая изображать на плоскости объекты с учётом их положения в пространстве.
Горизонт (линия горизонта) — плоскость, горизонтальная, бесконечная, находящаяся на высоте глаз наблюдателя и всегда видимая в виде прямой горизонтальной линии.
Условно можно считать, что перспективный горизонт и горизонт географический в нашем зрении совпадают.
Все предметы, находящиеся ниже этой плоскости, ниже горизонта, мы видим сверху; все предметы, находящиеся выше горизонта - видим снизу.
Важно запомнить, что линия горизонта всегда находится на уровне ваших глаз. Если вы сядете на землю, то перспективный горизонт опустится вместе с вами, при подъеме в гору он поднимается.
Точка зрения – условное расположение взгляда художника относительно изображаемого объекта.
Линии схода – это воображаемые линии, образующие края формы объекта с учётом их удалённости от точки наблюдения и показывающие положение объекта в перспективе.
Точка схода – воображаемая точка, в которой соединяются линии схода.
Мы помним, что существуют различные виды перспективы: фронтальная, угловая, воздушная.
Особенность фронтальной перспективы – все параллельные линии устремляются в одну точку схода. Перед вами примеры фронтальной перспективы.
Основой угловой перспективы является линия горизонта и 2 точки схода (ТС). Вспомните, как вы выполняли задание, используя угловую перспективу. Здесь мы попробовали рассмотреть дом с разных точек зрения.
Этот рисунок, выполненный вами на предыдущем занятии, вы можете использовать в качестве подсказки для создания композиции.
А вот несколько правил, которые помогут вам в составлении рисунка.
1. Старайтесь не размещать основной объект (дом) прямо в центре рисунка.
2. Смотрите, чтобы линия горизонта не разделяла рисунок на две части, равные между собой.
3. Избегайте двух равных по контрасту друг с другом объектов (домов, деревьев, и др.).
4. Оставляйте немного свободного места вокруг объекта.
5.Разбавляйте монотонность горизонтальных линий добавлением вертикальных мотивов.
6. Избегайте в пейзаже схождений линий в центре рисунка.
7. Помните, что «линии интереса» ведут взгляд наблюдателя вглубь рисунка, а не к боковым краям.
Как передать воздушную перспективу в графике
Все ближние предметы воспринимаются подробно, а дальние – обобщённо.
Для передачи пространства надо делать контуры ближних предметов резче, а удалённых - мягче.
Удалённые светлые предметы слегка затемняются, а тёмные - осветляются.
Ближние предметы изображаются объёмно, а дальние – более плоско.
Задание:
Рисуем пейзаж с несколькими деревенскими домами простым карандашом на листе формата А3.
Выберите вариант точки зрения для изображения ваших домов;
определитесь с выбором перспективы (фронтальная или угловая);
продумайте композиционное решение (первый план, средний, дальний);
не забываем о передаче в рисунке воздушной перспективы (всё, что к нам близко – ярче, штриховка с нажимом, дальние планы – мягкие, лёгкий нажим при штриховке);
передайте объём, используя штриховку разной плотности.
Примерные варианты работ.