СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие по изобразительному искусству для учащихся среднего школьного возраста "Натюрморт в холодной гамме в технике "коллаж"""

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коллаж - особая техника в изобразительном искусстве, любимая многими художниками. Как выполнить несложный натюрморт в технике "коллаж", поможет данная разработка.

Просмотр содержимого документа
«Занятие по изобразительному искусству для учащихся среднего школьного возраста "Натюрморт в холодной гамме в технике "коллаж"""»

Занятие на тему: «Натюрморт в холодной гамме»

Цель: выполнить натюрморт в холодной цветовой гамме в технике «коллаж».

Задачи:

- знакомство с техникой «коллаж»;

- закрепить композиционные навыки;

- развитие фантазии и художественного вкуса.


Материалы: 2 листа формата А 3, простой карандаш, широкая плоская кисть, гуашь белая, синяя и голубая, клей-карандаш, ножницы.

Здравствуйте, ребята! Сегодня нам предстоит освоить новую интересную технику «коллаж» и создать натюрморт в холодной гамме.

Коллаж (французское collage, буквально - наклеивание), технический приём в изобразительном искусстве, наклеивание на какую-либо основу материалов, отличающихся от неё по цвету и фактуре. Коллажем, также называется произведение, целиком выполненное этим приёмом. Коллаж применяется главным образом в графике ради большей эмоциональной остроты фактуры произведения, неожиданности сочетания разнородных материалов.

Коллажи Пабло Пикассо.


В коллаже, в отличие от многих других техник изобразительного искусства, огромное значение имеет не только цветовая гамма, но и фактура материалов. Именно она придает коллажным работам особую выразительность. Для коллажа можно использовать многие материалы: бумагу всех видов (гофрированную, папиросную, чертежную, оберточную, старые открытки, газеты, салфетки, обои), самые различные ткани (хлопок, шерсть, фланель, шелк, кружево), мягкие материалы (перо, вата, кусочки меха), грубые материалы (тонкая стальная стружка, наждак, губка и др.).


Фактурный коллаж


Создание художественного произведения в любой области искусства невозможно без композиционного построения, без приведения к цельности и гармонии всех его частей, всех его компонентов.

Композиция - важнейшее средство построения целого. Под композицией мы понимаем целенаправленное построение целого, где расположение и взаимосвязь частей наполняются смыслом, содержанием, назначением и гармонией целого. Слово "композиция" происходит от латинского "сompositio" что означает - сочинение, составление, связь, сопоставление.

Правила построения натюрморта. Предметы в натюрморте необходимо размещать так, чтобы они легко и ясно воспринимались зрителем, даже в том случае, если они частично закрыты другими предметами. Нельзя допускать, чтобы соприкасающиеся в композиции предметы совпадали своими силуэтами или сливались, так как одни из них будут восприниматься как продолжение других.


Примеры неудачного расположения предметов в натюрморте.



Работая над натюрмортом, мы должны учесть соотношения объёмов предметов, их цвета, освещение, тон и форму, а также передачу ритма и пластики, движения или состояния относительного покоя, симметрии или асимметрии.

В работе над натюрмортом требуется определить отношения размеров всех фигур к размеру картины, определить его центр по отношению к другим частям композиции. Соразмерность частей и элементов должна быть решена как гармоническое сочетание пропорций, чтобы произведение создавало впечатление единого целого.




Также должны помнить о том, что светлые предметы выигрышнее смотрятся на тёмном фоне, а тёмные на светлом.


Теперь можно приступить к практической работе. Для нашего коллажа понадобятся два листа А 3. Первый лист будет являться фоном и основой нашего натюрморта. Второй лист необходим для изготовления предметов.

Первый лист тонируем, применив растяжку от белого к синему. Краску наносим широкой кистью в вертикальном положении.

Второй лист А3 делим пополам. Одну половину закрашиваем по горизонтали, другую по вертикали. Работаем от белого к синему через голубой цвет.

Листы просохли. Теперь берём лист с горизонтальной покраской и отрезаем от него часть для столешницы, на которой будут выстраиваться все предметы будущего натюрморта. Приклеив полосу – столешницу, получаем пространство для дальнейшего творчества.

Важное условие в композиции натюрморта – организованный центр (доминанта). Это может быть один главный предмет или несколько мелких по масштабу элементов, организованных в крупное пятно. В нашем случае мы будем составлять натюрморт с одним главным предметом. И несколькими предметами среднего и малого размера. В натюрморте выдерживаем равновесие. Перед тем, как начать вырезать предметы из бумаги, можно сделать небольшие эскизы для того, чтобы понять какие будут предметы и как они будут расположены в натюрморте.



Берём лист с вертикальной тонировкой и рисуем на нём большой предмет. Это может быть ваза, кувшин, настольная лампа и др. Всё зависит от вашей фантазии. Затем аккуратно вырезаем.

На обрезках рисуем предметы, запланированные по вашему эскизу. Когда все элементы натюрморта готовы, можно разложить их на листе, попробовать подвигать их по листу в поисках наиболее удачного расположения. Не забывайте о правилах построения натюрморта, о которых говорилось выше.



Мне показался наиболее удачным второй вариант. Я дополнила натюрморт ажурным бумажными салфетками. Вы тоже можете ввести какие – то свои особые детали. Главное, не перестараться. Удачи в творчестве!