Занятие по художественно – речевой деятельности с использованием новейших технологий в работе с литературными произведениями для детей старшего дошкольного возраста по теме:
Тыквенный отпуск
Цель: Продолжать учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, отвечать на вопросы по содержанию, оценивать поступки героев и выражать свое отношение к ним, составлять описательные рассказы. Обогащать словарь детей названиями блюд, закрепить умение образовывать прилагательные от существительных, согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе. Развивать интерес к книге, памяти, мышлению, вниманию, речи. Воспитывать дружеские отношения, интерес ко всему, что окружает ребенка.
Материал: книга – картинка С. Орловой « Тыквенный отпуск», тыквы разных видов, речевая игра «Тыквенное лакомство», опорная схема для описания овощей, ИКТ.
Предыдущая работа: Наблюдение за уборкой урожая на огороде, рассмотрение иллюстративных материалов уборки урожая на огороде, дидактические игры, чтение художественных произведений.
Ход занятия
1.Вводная часть. Организационный момент.
Воспитатель. Дети посмотрите сколько гостей пришло сегодня к нам на занятия. Давайте с ними поздороваемся.
-Добрый день!
Воспитатель.
рада всех я вас приветствовать
И занятие начать
Настроение – «супер»
Погода – «класс»
К работе все – « готовы»
На экране отображается мышка.
Мышка. Добрый день, дети. Приглашаю вас в новую книгу в гости. Там вы найдете много интересного и полезного.
2.Основная часть.
Что же это за новая книга такая, как нам узнать и где ее найти? Давайте подойдем к столику, там лежат какие-то книги, возможно среди них есть подсказка. (Дети с воспитателем подходят к столу и находят книгу, которую еще не читали.)
Диалог-исследование "О чем книга?"
Воспитатель. – Давайте рассмотрим эту книжечку. Как вы думаете, о чем в ней идет речь?
(Дети высказывают предположение о том, о чем пойдет речь в книге.)
Воспитатель. А как вы догадались?
Дети. Об этом можно догадаться по иллюстрациям.
- Да, действительно вы правильно догадались. Об этом можно узнать по иллюстрациям. В книгах картинках история рассказывается как словами, так и рисунками.
Путешествие-наблюдение "Ищем тыквы"
Воспитатель. -Дети давайте с вами отправимся по нашему залу и найдем в нем то, что вы увидели в книге.
В зале размещена выставка тыкв, картины Моргана Вейстлинга "Окончание уборки урожая" и Дональда Золана "Картина о мальчике с тыквами", дети рассматривают их, сравнивают изображенные тыквы с иллюстрациями в книге.
Воспитатель. – Похожи ли тыквы на этих картинах на то, что мы видели в книге? Какие они? (Сходные, большие, маленькие, оранжевые, зеленые, с хвостиками).
Чтение и обсуждение книги
- Дети приглашаю вас удобно сесть на стулья и послушать сказку.
Воспитатель.
- О чем сказочка?
- Что больше всего поразило? (Может быть, то, что у хозяйственной мышки есть печь на колесах?)
- Где провела свой отпуск Кукурбита? (Дома, ежедневно готовя для своей семьи разные вкусные блюда из тыквы.)
- Что она могла положить в чемодан, готовясь к тыквенному отпуску?
Диалог-размышления "Какие бывают отпуска?"
Воспитатель. Вспомните, что обычно делают в отпусках, когда они бывают, как их можно назвать (летний, зимний, морской и т.п.).
У меня также этим летом был отпуск ягодный.
Как вы думаете, чтобы это могло означать?
Дети размышляют, что это могло бы означать.
В качестве подсказки можно продемонстрировать фото: сбор ягод, консервирование, изготовление желе из смородины и т.д.
Вспомните, какой отпуск устроила себе мышка Кукурбита. На какое время года пришелся этот отпуск? Мог ли он состояться весной или зимой? Почему?
Игровая ситуация "Тыква для Кукурбиты"
Воспитатель. А теперь я вас приглашаю к выставке тыквы.
- Вспомните, как Кукурбита высматривала на огороде "годящую" тыкву.
-Рассмотрите наши тыквы и скажите есть ли среди экспонатов выставки такая, как искала мышка: пузатая, усатая и аппетитная.
(Дети обмениваются мыслями и отыскивают такую тыкву.)
Если бы Кукурбита была не сказочным персонажем, а настоящей мышкой, смогла бы она донести тыкву до своего дома?
Дети. - Нет тыква большая, тяжелая, а мышка маленькая.
Воспитатель. Давайте попробуем ей как-то помочь доставить тыкву домой. Как мы можем сделать это?
Размышляют над тем, как доставить тыкву в дом.
Дети.
-Давайте поднимем её, возьмем за хвостик (не получается),
-Можно вдвоем тянуть (неудобно).
- Перевезем на игрушечном автомобиле (не вмещается), на тележке из супермаркета (трудно поднять),
-Прикатить (можно, но мешает хвостик; следовательно, надо катить так, чтобы хвостик постоянно был сбоку).
Дети вместе с воспитателем весело докатывают тыкву до дома Кукурбиты.
Речевая игра «Тыквенное лакомство»
Цель: обогащение словаря детей названиями блюд; закрепление
умение образовывать прилагательные от существительных, согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.
- Дети, помните ли вы, сколько тыквенных блюд приготовила Кукурбита во время своего тыквенного отпуска. А сейчас мы с вами поиграем в игру «Тыквенное лакомство» и проверим были ли вы внимательны.
Ориентировочные вопросы
••• Какое блюдо приготовила мышка из тыквы в понедельник? ( Тыквенную кашу.)
••• Как называется суп, который приготовила Кукурбитаз тыквы? (Тыквенный суп-пюре.)
••• Как называются оладьи из тыквы? (Тыквенные оладьи.)
••• Как называется ароматная запеканка, в которую добавили тертую тыкву? (Тыквенная запеканка.)
••• Как называется площадка, приготовленная с добавлением тыквы? (Тыквенный площадок.)
••• Как называются блины с начинкой из тыквы? (Тыквенные блины.)
••• Какое варенье готовят из тыквы? (Тыквенное варенье.)
Воспитатель. А вы знаете, что потреблять тыкву очень полезно – и сырой, и вареной, и печеной. А вот и мышка приглашает нас немного отдохнуть, подвигаться.
Физкультминутка
Ловкая мышка Кукурбита
Всю неделю работает славно.
(Встают ровно, упирают руки в бока.)
В понедельник в огороде
Тыквы собирает.
(Выполняют наклоны вперед.)
Во вторник в доме
Мышка убирает.
(Имитируют подметание.)
Ну а в среду танцует
Мышка Кукурбита.
(Кружат вокруг себя.)
В четверг она готовит
Лакомство для деток.
(Сложив руки в "замок",
выполняют круговые движения перед собой,
как помешивая пищу.)
В пятницу и субботу
Мышка ходит на работу!
(Шагируют на месте.)
А в воскресенье наша мышка
Отсыпается в постели!
(хлопают в ладоши, приседают
и "засыпают".)
Тыквенное исследование и дегустация
Воспитатель. Дети, а приходилось ли вам пробовать блюда из тыквы.
Давайте приготовим одну из них. Для этого я выбрала спелую (самую оранжевую) тыкву, тщательно помыла и вытерла ее. Часть мы оставим себе, а часть отдадим поварам, чтобы они приготовили нам что-нибудь вкусненькое.
Воспитатель. Давайте внимательно рассмотрим тыкву снаружи. Какая она: круглая, бокастая, с хвостиком, гладкая, кожица жесткая.
Воспитатель. А теперь я разрежу её пополам и мы с вами обследуем внутри (мякоть оранжевая, влажная и липкая, имеет семена).
Воспитатель вычищает тыкву от сердцевины и кожуры, нарезает мякоть на тоненькие кусочки и предлагает детям отведать и определить вкус тыквы. Дети обмениваются впечатлениями.
- Возможно кто-то из вас хочет самостоятельно рассказать о тыкве? А в этом нам поможет схема – подсказка.
С помощью воспитателя дети составляют рассказ-описание о тыкве по опорной схеме.
Исследование "Как распределить тыквенные семена?"
Воспитатель. Дети рассмотрите иллюстрацию книги и вспомните, как Кукурбита распорядилась семенами тыквы. (“Горка – себе на зиму, кучка – родственникам на гостинцы, горстка – засеять весной…”.)
Воспитатель высыпает на поднос из холщового мешочка (наверное, такие
были и в Кукурбиты) подготовлены сухие тыквенные семена
Воспитатель. А давайте, распределим его так, как это сделала мышка: на горку, кучку, горстку.
Дети поочередно выполняют практическую задачу, обсуждают, сравнивают.
Делают вывод, что себе мышка оставила семена больше всего.
Воспитатель.Кукурбите очень нравится тыквенные семена, она хорошая хозяйка, заботится не только о себе, но и обо всей своей семье. К весне семена были оставлены меньше. Но этого вполне достаточно, чтобы выросло много новых тыкв.
Исследование "Какие семена у тыквы?"
Воспитатель. А давайте мы еще с вами рассмотрим тыквенные семена. Чем они покрыты (покрыты твердой оболочкой, внутри — вкусное зернышко). Воспитатель. Попробуем достать зернышки из сухих и жареных семян, сравнить их по вкусу.
Воспитатель. Тыквенные семена не только вкусны, но и полезны: они укрепляют иммунитет, прекрасно лечат различные ожоги и раны. Настоящие мышки в природе очень любят тыквенные семена. Убрать тыкву из огорода они не могут, зато выгрызть в ней дырочку, съесть тыквенное зернышко и наносить семена в свои норки — это им по силам.
3.Заключительная часть. Итог занятия
Беседа-размышления "Что я расскажу друзьям о мыши Кукурбите?"
Воспитатель. А вот и наша тыквенная запеканка уже готова. Наше занятие уже заканчивается. Оно вам понравилось? Что можно рассказать о
мышке своим друзьям, маме с папой, бабушке с дедушкой? Какая она?
Кукурбита — добрая и умелая хозяйка (готовит разные блюда); заботится о своей семье; щедрая (раздает семена знакомым);
знает, что тыква полезна и вкусна.