Занятие по культуре поведения « Мои достоинства и недостатки».
Цели и задачи: Способствовать развитию у детей навыков культуры поведения в повседневной жизни, учить видеть свои недостатки в поведении, уметь их исправлять; избавляться от дурных привычек и способствовать формированию полезных. Воспитывать любовь и уважительное отношение к близким и окружающим людям.
Воспитатель: У каждого человека есть черты характера, одни из них мы считаем достоинствами, а другие – недостатками. Достоинства – такие черты, от которых и окружающих людям, и самому человеку польза, а недостатки приносят всем, да и самому хозяину только неприятности.
-У вас на столе белые и черные кружочки. Белыми мы будем отмечать достоинства ,а черными – недостатки.
-Подумайте, доброта – недостаток или достоинство? Почему?
(Аналогичные действия проводятся детьми при анализе таких качеств характера, как: лень, неряшливость, бережливость, аккуратность, терпение, вежливость, грубость, плаксивость, драчливость, ложь, правдивость; а также вредных привычек: чесать за ухом, шмыгать носом, чесать у носа, грызть ногти, сосать палец и т.п)
По окончании задания дети показывают белые и черные кружки и называют, какие достоинства они отметили белыми кружочками, а какие недостатки – черными.
Воспитатель: Послушайте сказку «Привычки» и подумайте, о каких привычках пойдёт речь, о хороших или вредных?
Привычки
Ехали три молодых парня по реке в легоньком стружке (маленькая лодочка) . У одного была привычка утирать под носом указательным пальцем, у другого – постоянно зачесывать волосы рукою, а у третьего – почесывать бока.
Разговорились они между собой. Тот, который утирал под носом пальцем, сказал:
- Братцы! Не худо бы нам отстать от своих привычек!
Другие согласились с ним. Посидели так какое-то – то время, а у каждого рука так и чешется: у одного тянется к носу, у другого – к голове, у третьего – к бокам.
Тут увидели, что к ним подплывает лодка. Первый парень крепился, крепился, да и сказал, подтирая под носом:
- А воно наши – то едут, воно!
Другой, зачесывая волосы, крикнул:
- Сюда наши! Сюда наши !
А третий привскочил радостный и, почесывая бока, сказал:
- Наши едут, скоро будут!
Какие привычки были у братьев? (Вредные.) Правильно, они мешают человеку, потому что, стремясь стать культурным, он стыдится их. Давайте будем следить за собой и постараемся, чтобы таких привычек у нас не было.
А как вы назовете такие привычки: вытирать ноги, иметь при себе и пользоваться по мере необходимости носовым платком, мыть руки после туалете и перед едой, убирать за собой посуду, после игры складывать книги, игрушки, благодарить, здороваться, прощаться? (Ответы детей.) Правильно, это хорошие, полезные привычки. Их надо вырабатывать у себя.
К нам в гости пришли Мальвина и Буратино. Помогите Мальвине воспитывать Буратино, расскажите ему, что он не должен делать, чему ему следует научиться, чтобы быть культурным человеком.
Занятие по культуре поведения «Самая хорошая».
Цели и задачи: Способствовать развитию у детей навыков культуры поведения в повседневной жизни, учить видеть свои недостатки в поведении, уметь их исправлять; избавляться от дурных привычек и способствовать формированию полезных. Воспитывать любовь и уважительное отношение к близким и окружающим людям.
У каждого существа на свете :у человека, животного есть мама. Когда мама рядом, становится светлее и теплее, и ничего на свете не боишься.
Первое слово ребёнок сказал: «Мама!»,
Вырос ,солдатом пришёл на вокзал: «Мама!»,
Вот он в атаке на дымную землю упал: «Мама!»
Встал и пошёл, и губами горячими
К жизни припал: «Мама…»
С.Островой
Расскажите, что вам нравится в вашей маме больше всего, за что вы её любите. Замечали ли вы ,как появляется усталость в глазах мамы, когда она видит брошенные вами в беспорядке вещи, игрушки, испачканную одежду? Замечали ли вы, как тускнеет её взор ,когда. Согласившись на её просьбу, вы забываете об этом, и немытая посуда вновь приводиться в порядок мамой?
Как хочется маме прийти с работы и увидеть, что вы тоже трудились и помогли избавиться от многих домашних дел: вымыли обувь, почистили свою одежду, сами пришили оторванную пуговицу, вымыли посуду, вытерли пыль, купили продукты, а может быть и приготовили небольшой ужин: салат или яичницу.
Ваша помощь просто необходима маме. Чем больше вы будете ей помогать ,чем меньше огорчать, тем дольше она будет молодой, красиво и здоровой. Только не хотелось бы ,чтобы вы были такими помощниками ,ка мальчик Серёжа. Послушайте.
Лёг Серёжа на кровать, Повернулся на бочок…
Стал Серёжа напевать: -Ловко буду мыть посуду,
-Если я да захочу, Я ведь не шучу.
Рукава я засучу, Дальше было не понять,
Пол помою, Что певец хотел сказать:
Стол накрою, -Если я за-су-чу ру-ка-ва…
Если захочу. Он поёт иль храпит?
Он зевнул один разок, Тише, тсс… Серёжа спит!
А Шибаев
Мама учит вас быть добрыми и честными, смелыми и разумными.
Мама учит не прятать у сердца обид.
Сердцу трудно и так, зачем ему тяжесть такая?
Если слово ты дал- это слово навеки, гранит,
Если в гору идёшь, поднимайся, других не толкая.
С. Островой
Поэт C. Островой, обращаясь ко всем людям, призывает: «Люди, братья мои, берегите своих матерей!»
Мать человеку даётся однажды. Давайте и мы будем заботиться о маме: постараемся её не огорчать и помогать ей. Расскажите, как вы будете помогать маме? У поэта В. Орлова есть стихотворение «Про маленького мишку- упрямого сынишку». Не напоминает ли этот мишка вам кого-то?
Вечер по лесу плывёт, Заревел сыночек.
Звёздочками светится. Вышла мама за порог,
Сыну песенку поёт Принесла ему цветок
Бурая медведица: -Вот тебе цветочек,
-На траву упала шишка. Баю-бай, сыночек!
Баю, бай, усни, сынишка -Не хочу цветочек.
- Не нужна мне шишка!- Завизжал сыночек.
Зарычал сынишка.- Вышла мама за порог,
Не хочу, не буду спать, За зелёный бугорок,
Лучше я пойду гулять! Притащила мёду
Вышла мама за порог, Целую колоду.
Принесла ему грибок: Мама песенку поёт,
-Вот тебе грибочек, Мишка угощается:
Баю-бай, сыночек! -До чего могучий мёд,
-Не хочу грибочек.- Аж глаза слипаются!
Скажите, ребята, не видели ли вы что-то подобнее в магазине игрушек? Мама уговаривает малыша не капризничать ,ей стыдно перед окружающими, а малыш, не думая о том , что мама огорчается, продолжает требовать своё. Разве он жалеет свою маму, бережёт её? Нет, он любит только себя, и сколько бы такой мальчик или девочка ни твердили, что любят маму, этому нельзя поверить, тот ,кто любит, прежде всего жалеет. Так, что нужно делать, чтобы не огорчать маму?(Ответы детей) Правильно ,надо заботиться о наших мамах, беречь их и любить.
Занятие по культуре поведения «Этичные и неэтичные поступки».
Цели и задачи: Способствовать развитию у детей навыков культуры поведения в повседневной жизни, учить видеть свои недостатки в поведении, уметь их исправлять; избавляться от дурных привычек и способствовать формированию полезных. Воспитывать любовь и уважительное отношение к близким и окружающим людям.
Я расскажу вам об отдельных ситуациях, которые произошли с нашими детьми. Но имена их я изменю. А вы решите, этично ли поступили эти ребята.
Ситуация1. Катя пришла очень нарядная, ей захотелось, чтобы все это сразу заметили, и с порога она громко сказала: «Посмотрите, какая я красивая, какое платье у меня, какие туфельки, ни у кого таких нет!».
-Правильно ли поступила Катя, этично? И почему? (Ответы детей)
Ситуация 2. Кто из девочек поступил этично?
…Лена подошла к воспитателю и сказала: «Вы сегодня такая красивая! Лучше ,чем вчера».
… Елена Сергеевна увидела Катю и сказала: «Ты всегда выглядишь хорошо, но сегодня особенно хорошо!»
-Спасибо,-сказала Катя,- мне очень приятно.
Хорошее о человеке надо тоже уметь правильно высказать, т.е. хвалить так, чтобы этим не обидеть человека. Не забывать о тактичности.
Ситуация 3. Мама зовёт сына:
-Серёжа, помоги, пожалуйста, вымой посуду.
Серёжа отвечает:
-Сейчас.
Проходит некоторое время, мама снова просит сына и слышит то же ответ. Серёжа, закончил свои дела. Приходит на кухню и видит, усталая мама сама вымыла посуду.
- Ну зачем ты вымыла,- обижается сын.- я бы вымыл, немного погодя.
Мама не ответила.
Как вы думаете, почему обиделась мама на сына? Если Серёжа был действительно занят, то что он должен сказать? Этично или неэтично поступил Серёжа?
Ситуация 4. Сестра взяла краски брата без разрешения. Порисовала и положила на место. Пришёл брат, заметил, что краски мокрые, но промолчал. Кто поступил неэтично?
-Сейчас проведём небольшое соревнование. Все распределяются на две группы-команды, каждой поочерёдно задаётся вопрос. Если 1-я команда не отвечает на вопрос, то он передаётся 2-й команде. Жюри (трое: педагог и дети) даёт штрафное очко на неэтичное поведение команд после раунда. В каждом раунде нечётное число вопросов.
1-й раунд
1.Что при встрече и расставании должен сделать культурный человек?
2. Что нужно сделать , если друг ошибся? (помочь исправить ошибку, если огорчился-пожалеть его, объяснить, как можно тактичней, в чём его ошибка).
3.Если друг попал в беду- ваши действия (если возможно-помочь ему, обратиться за помощью к взрослым).
2-й раунд. Выберет правильный ответ.
Вы в гостях у друга, играете. Случайно он разбивает что-то.
Ваши действия:
а) помочь другу незаметно спрятать осколки;
б) посоветовать другу самому во всём признаться;
в) вместе с другом признаться во всём и разделить вину пополам.
2. Друг дал вам поиграть в игру. Вы случайно её сломали. Ваши действия:
а) отдадите игру и сделаете вид, что ничего не случилось;
б) расскажете другу и попросите прощения;
в) Расскажете родителям и попросите их вам помочь исправить игру или приобрести новую.
3. Вы нечаянно толкнули друга, и он уронил книги. Ваши действия:
а) извинюсь и подниму книги;
б) извинюсь и пойду дальше;
в) пройду мимо.
3-й раунд
Что такое правила поведения?
Какие поступки вы назовёте неэтичными?
Кому и почему вы должны уступать место в транспорте?
Жюри подводит итоги, победившая команда получает призы (по 2 карандаша, по 2 открытки или по 2 небольшие игрушки и т. п.)
После раздачи призов педагог может спросить: «Интересно, как вы поступите с призом?» Этот небольшой педагогический эксперимент позволит увидеть, кто из детей понял тему «Культурный человек» и вручит половину призов ребятам из проигравшей команды.
На следующем занятии следует рассказать о «рыцарском поступке» детей.,