Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центральная городская средняя школа»
Внеклассное занятие по патриотическому воспитанию
с элементами тренинга:
« Моя Родина».
Автор: Кислякова Д.С., социальный педагог.
Внеклассное занятие по патриотическому воспитанию с элементами тренинга:
« Моя Родина».
Цель: формирование гражданско-патриотического воспитания у подрастающего поколения
Задачи:
-познакомить детей с качествами, которыми должен обладать патриот;
-развивать познавательный интерес, умение работать в группе;
-воспитывать культуру общения, формировать чувства патриотизма, гордости за Родину.
Ход работы.
Добрый день, дорогие ребята! Послушайте стихотворение Зинаиды Александровой «Родина».
Если скажут слово «Родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор…
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
Какие чувства Вы испытывали? Учащиеся по очереди рассказывают о чувствах, которые они испытывали.
В небе птицы летают стаями, в лесу под елями стоит мохнатая шапка – муравейник, в нем живет муравьиная семья. В море рыба ходит косяками. И люди тоже вместе живут. Вместе легче и веселей. Тех людей, что живут в одной стране, называют народ, а народ называет свою страну родиной. Разные страны есть. Но Родина лучше всех. Каждый человек стремится, чтобы его Родина стала еще краше, потому что она у него одна. Все главное у человека – одно. Жизнь – одна, сердце – одно. И Родина тоже одна. Без Родины человек точно дерево без корней.
Как Вы думаете, какая тема сегодняшнего нашего занятия? Ответы детей.
Ребята, как называется наша Родина? (Россия). Если мы живем в России, значит мы кто? (Мы – Россияне).
Мы русский народ. Наш народ любил свою землю и слагал о ней песни. Вот, песня, которую сложили более семисот лет тому назад. Называется она «Слово о земле Русской». Вслушайтесь в нее, ребята, какая она складная, с какой нежной любовью народ воспевает свою землю:
О, светло светлая
И прекрасно украшенная, земля Русская!
Многими красотами прославлена ты:
Озерами многими славишься,
Реками и источниками местночтимыми,
Горами крутыми,
Холмами высокими,
Дубравами частыми,
Полями дивными,
Зверями разнообразными,
Птицами бесчисленными,
Селениями славными…
…Садами монастырскими,
Храмами Божьими
Всем ты преисполнена, Земля Русская!
Упражнение «…это все моё, родное! Это Родина моя!»
Учащимся выдаются карточки с пословицами о Родине, им необходимо зачитать её всему классу, дать трактовку.
-Одна у человека мать, одна у него и родина
-Нет сына без отчизны
-Родина – всем матерям мать
-Береги Родину, как зеницу ока
-Своё молоко – ребёнку, свою жизнь – Родине
-Родная земля и в горсти мила
-Всякому мила своя сторона
-В своём доме и стены помогают
-За морем теплее, а у нас светлее
-И пылинка родной земли – золото
-Глупа та птица, которой своё гнездо не мило
-Дым отечества светлее чужого огня
-На чужой стороне Родина милей вдвойне
-Живёшь на стороне, а своё село всё на уме
-Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей
-Напоролись враги на русские штыки
-Если по-русски скроен, и один в поле воин
-Куда бы малина ни заманила, а родное село назад привело
-На чужбине и калач не в радость, а на родине и чёрный хлеб в сладость
-На чужой стороне и весна не красна.
Родина – такое знакомое слово. Но что оно значит для каждого из нас? Попробуем ответить на этот вопрос.
Ро́дина - место, страна, где родился человек и к судьбе которой ощущает свою сопричастность.
А как Вы думаете кто такой патриот своей Родины? (ответы учащихся). Давайте заглянем в толковый словарь Ушакова. «Человек, преданный своему народу, любящий свое отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины» - называется патриотом.
Сейчас я вам предлагаю заполнить анкету. Ребята отвечают на вопросы анонимно. (прил.1)
Ребята, давайте подведем итог нашего разговора и ответим на вопрос: какими качествами должен быть наделен патриот?
Учащимся предлагается выбрать качества, которые, на их взгляд, характеризуют истинного патриота. (таблички с надписями)
-испытывает чувство долга перед своей страной;
-постоянно подчеркивает свою заботу о Родине;
-занимает активную гражданскую позицию;
-уважает родной язык и свой народ;
-готов к самопожертвованию;
-избегает службы в армии;
-толерантный по отношению к культуре других народов;
-соблюдает и знает законы своей страны;
-знает и уважает государственные символы Р.Ф.
Педагог зачитывает получившуюся характеристику патриота Родины.
У нас сегодня состоялся не совсем простой разговор. Что открыло вам сегодняшнее занятие? Что нового вы узнали? (заслушиваются ответы учащихся).
На самом деле, настоящий патриот любит свою страну не за выгоды и привилегии, которые она даёт ему, а потому что это его Родина, и он остаётся верным ей в самые трудные времена. Молодые люди, любите свою Родину и помните, что каждый из нас является её частью!
Приложение 1.
1.Что значит быть патриотом? | |
2.Что изображено на государственном гербе России? | |
3.Назовите цвета государственного флага России и их расположение? | |
4.Какие чувства Вы испытываете, когда видите или слышите государственную символику России? Нужное подчеркнуть. | гордость, восхищение, симпатию, безразличие, никаких чувств, раздражение, антипатию, стыд, затрудняюсь ответить. |
5.Знаете ли вы гимн России? Напишите несколько строк. | |
1.Что значит быть патриотом? | |
2.Что изображено на государственном гербе России? | |
3.Назовите цвета государственного флага России и их расположение? | |
4.Какие чувства Вы испытываете, когда видите или слышите государственную символику России? Нужное подчеркнуть. | гордость, восхищение, симпатию, безразличие, никаких чувств, раздражение, антипатию, стыд, затрудняюсь ответить. |
5.Знаете ли вы гимн России? Напишите несколько строк. | |
1.Что значит быть патриотом? | |
2.Что изображено на государственном гербе России? | |
3.Назовите цвета государственного флага России и их расположение? | |
4.Какие чувства Вы испытываете, когда видите или слышите государственную символику России? Нужное подчеркнуть. | гордость, восхищение, симпатию, безразличие, никаких чувств, раздражение, антипатию, стыд, затрудняюсь ответить. |
5.Знаете ли вы гимн России? Напишите несколько строк. | |
1.Что значит быть патриотом? | |
2.Что изображено на государственном гербе России? | |
3.Назовите цвета государственного флага России и их расположение? | |
4.Какие чувства Вы испытываете, когда видите или слышите государственную символику России? Нужное подчеркнуть. | гордость, восхищение, симпатию, безразличие, никаких чувств, раздражение, антипатию, стыд, затрудняюсь ответить. |
5.Знаете ли вы гимн России? Напишите несколько строк. | |
Используемые источники:
Гущина Н.Б. Изучение природы средствами искусства. – Иваново: ФГУП «Издательство «Иваново», 2002.
https://mandarinka.info/zanjatija-s-rebenkom/stihi/445-poslovicy-o-rodine.html
https://gufo.me/dict/ushakov/патриот
https://azbyka.ru/rodina