СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие по слушанию музыки Зимний гость"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель занятия - формирование познавательного интереса у старших дошкольников к образу Деда Мороза. Познакомить детей с главным зимним волшебником можно в канун новогодних праздников.  Для занятия разработана презентация "Зимний гость".

Просмотр содержимого документа
«Занятие по слушанию музыки Зимний гость"»

Зимний гость

Занятие по слушанию музыки


Цель. Формирование познавательного интереса у старших дошкольников к образу Деда Мороза.

Задачи:

1. Развивать у детей эмоционально – образное и ассоциативное восприятие музыки.

  1. Развивать способность воспринимать музыку, чувствовать ее настроение.

  2. Воспитывать интерес к музыкальной культуре, мировой классике.


Дети заходят в зал, садятся на стулья.

М.р. Здравствуйте, ребята.

Я хочу начать наше занятие с загадки.

В красном полушубке и с большим мешком,

С бородой по пояс, он нам всем знаком,

Заведёт под ёлкой дружный хоровод,

Принесёт подарки к нам под Новый год.

Я хочу, ребята, вам задать вопрос.

Кто же к нам приходит?

Это – … (Дед Мороз!) слайд 1и 2

М.р. Дети, вы всегда на Новый год ждете Деда Мороза с подарками и угощениями. А знаете ли вы, что когда – то давным-давно наши предки славяне дарили подарки Деду Морозу?

В древние времена Дед Мороз приходил не с подарками, а с морозами да с метелями. Звали его Морок и был он повелителем зимней стужи, ветра и снежных сугробов. Слайд 3

Люди верили, что суровые зимы были делом рук Морока и представляли его как могучего старика огромного роста с длинной седой бородой, в рубахе, штанах и в лаптях. Они боялись встретиться с ним, потому что он мог превратить человека в ледяную фигуру, поэтому задабривали Морока, носили ему подарки (молоко, хлеб, зерно, блины) к озеру или к реке, отпускали подарки в прорубь. Просили снега побольше, потому что верили, что если зима будет снежной, то летом будет много урожая.

Давайте вспомним народные пословицы и поговорки о морозе. Я начну, а вы продолжите.

«Мороз не велик, да стоять … (не велит

«Заковал Мороз реки, да… (не навеки

«Мороз, то мороз, береги свой… (нос!)»

Дети выполняют задание педагога

Наблюдая за погодой, наши предки стали понимать, что Морок неспроста так морозит, он помогает природе отдохнуть, набраться сил. Морока стали ласково называть Трескунец или Студенец (слайд 4).

М.р. Ребята, посмотрите на слайд, как вы думаете, чем похожи эти два Мороза (Дети сравнивают два образа Морок и Трескунец, слайд 5)

А сейчас послушайте, как изобразил Мороза, хозяина зимы и холода русский композитор Н.А. Римский – Корсаков в своей опере «Снегурочка» и постарайтесь ответить на вопрос: «Какая музыка?», Слайд 6

Дети слушают «Пролог» из оперы «Снегурочка», муз. Н. А. Римского – Корсакова

После слушания проводится игра «Волшебная палочка» (дети передают друг другу волшебную палочку и называют по одному слову, характеризующему музыкальный образ, например, грустная, сердитая, громкая и т.д. Педагог помогает детям, нацеливает детей на то, чтобы они слушали ответы товарищей и не повторялись.)

Спустя время Мороз был забыт, а на смену ему никто не пришёл. Появился Дед Мороз в образе Николая Чудотворца (слайд 7).

- Как вы думаете, ребята, почему выбрали для образа Деда Мороза святого Николая? Правильно, потому что он был добрым, любил людей и всем помогал. Посмотрите на две картинки, что вы видите? (Слайд, ответы детей)

Сейчас, мы послушаем музыкальное произведение и узнаем, какая картинка заговорит?

Звучит музыка Р. Шумана «Дед Мороз» слайд 8

М.р. Ребята, вы выбрали картинку? слайд 9

Почему выбрали эту? (Анализ. Что делает герой? Идёт, бежит или пляшет? Какой он?) Слайд 10

М.р. Да, герой сердитый, не добрый?

Почему же музыка с названием «Дед Мороз» такая злая?

Все дело в том, что в Германии, в стране, где жил композитор Р. Шуман, святого Николая всегда сопровождал слуга Рупрехт, сердитый и злой человек, который носил с собой даже розги для непослушных детей. Он медленно ходил в своём длинном тулупе, лицо его было выпачкано сажей. Вместо подарков он мог подсунуть непослушным детям кусочек угля или мороженую картофелину. Именно его и изобразил Роберт Шуман в своей музыке. Но в коротком названии нельзя объяснить, кто такой слуга Рупрехт, а похожего персонажа в России не было. Вот и пришлось назвать этого слугу Дедом Морозом.

Музыка Роберта Шумана заканчивается светло и не грустно, ведь герой музыки всего лишь забавный персонаж рождественских праздников и, конечно, он не может испортить праздник.

Спустя время, на смену Николаю Чудотворцу пришёл другой Дед Мороз, которого сразу полюбили дети.

Слайд 11. Он был похож на героя из сказки В. Одоевского «Мороз Иванович», добрый и строгий, в длинной шубе синего цвета с мехом, в шапке и в валенках, он жил в ледяном дворце и спал на перинах из снега (показ книги, слайд). Кто знает эту сказку?

Шли годы и вот уже наш любимый Дед Мороз пришёл к детям на Новый год со своей внучкой Снегурочкой. Слайд 12.

А вскоре он переехал жить в Великий Устюг, где и живёт до сих пор. Слайд 13, 14

Великий Устюг - древний город. Слайд 15.

Давно живёт здесь в зной, и в холод.

Российский Дедушка Мороз

В дворце средь сосен и берез.

Едут многие сюда
В этот славный терем,
Гостю доброму всегда
Здесь открыты двери.

(Звучит песня «Российский Дед Мороз», муз. А. Варламова, сл. Р. Паниной)



3