СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие по внеурочной деятельности "Танграм"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное занятие можно считать интегрированным (математика и технология)

Просмотр содержимого документа
«Занятие по внеурочной деятельности "Танграм"»

Занятие по внеурочной деятельности «Танграм»

(4 класс)




Этап занятия

Действия учителя




2.Актуализация знаний.

2) Постановка проблемы












-Ребята, сегодня мы изготовим старинную китайскую головоломку.

-Скажите мне, что такое головоломка?

(Учитель говорит правильный ответ.)

Головоломка - непростая задача, для решения которой, как правило, требуется сообразительность.


Головоломки – игрушки на все времена. Головоломки любимы не только детьми, но и взрослыми. Игра помогает развивать логическое мышление, геометрическую интуицию. Это способ отвлечения от повседневных проблем и направлен на развитие различных мыслительных процессов - сопоставление, обобщение, установление последовательности, определение отношений «целое» - «часть». Все эти умения необходимы будущим математикам.

Китайское название этой головоломки значит «7 дощечек мастерства». Кто знает, о чём речь? (если не знают – легенда)


3.Основной этап.


- Дети, что такое танграм? (Слайд№2)

Танграм - головоломка, которую придумали в Китае. 7 дощечек мастерства. Состоит танграм из семи плоских фигур, которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры (изображающей человека, животное, предмет домашнего обихода, букву или цифру и т. д.).

Это очень древняя  игра – головоломка. Она появилась в Китае более 4000 лет назад. По одной из версий у одного мастера из рук выпала фарфоровая плитка и разбилась на семь частей. Расстроенный, он в спешке старался ее сложить, но каждый раз получал все новые интересные изображения.





(Рисунок 1)

- Посмотрите, на какие фигуры поделён квадрат и какое их количество?

- Итак, назовите эти 7 дощечек мастерства.

- Посмотрите внимательнее у вас в конверте лежат эти 7 дощечек мастерства. Я Вам предлагаю из них собрать ту самую фарфоровую плиточку, которую разбил китайский мастер.

-Давайте посмотрим, что у Вас получилось!

(Учитель проходит и смотрит у каждого получившиеся фигуры).

-Мы видим, что у каждого из Вас получились разные изображения.

-Это занятие оказалось настолько увлекательным, что впоследствии квадрат, составленный из семи геометрических фигур, назвали Доской Мудрости.

- Дети, но есть и другая версия появление этой китайской головоломки связано с немолодым императором Китая, у которого 2,5 тысячи лет назад родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками. Император позвал к себе трех мудрецов, один из которых был математиком, другой художником, а третий - знаменитым философом. И повелел им император придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца придумали "Ши-Чао-Тю"- квадрат, разрезанный на семь частей – танов, полученных делением квадрата на семь частей – 2 больших, 2 маленьких и 1 средний треугольник, 1 малый квадрат и параллелограмм (рисунок 1), которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры, изображающей человека, животных, предметы домашнего обихода и т.д. Эта игра стала любимой для многих поколений людей.

4. Физкультминутка






-А сейчас отдохнем. Окунемся в древний мир Китая.

- Предлагаю расслабиться под китайскую мелодию.

(Учитель включает музыку).





4. Практическая

работа.







-Дети, сегодня я предлагаю составить фигуру из танов одного танграма. Возьмите один конверт на двоих, работаем парами. При решении головоломки требуется соблюдать два условия: первое — необходимо использовать все семь фигур танграма, и второе — фигуры не должны накладываться друг на друга. (Слайд№5)

-Начинать нужно с того, чтобы найти место самого большого треугольника.
В результате игры получается плоскостное силуэтное изображение. Оно условно, схематично, но образ легко угадывается по основным характерным признакам предмета: его строению, пропорциональному соотношению частей и форме. 

-Первое задание. Внимание на слайд. (Слайд№7). На изображение собрана из танов фигура орла. Ваша задача собрать изображение.

Орёл Человек лебедь





Рыба Треугольник









(Учитель проходит по рядам, и смотрит, как справились

ученики с задачей).

-Следующее задание, собрать из танов человека, петуха, зайца, рыбу и треугольник.

(Учитель контролирует работу детей).

-Третье задание (Слайд№13). Вам необходимо из танграмов выполнить композицию, выкладывая каждую фигуру.

(Выдается задание каждой группе.)

-Мы будем учиться собирать головоломку «Танграм» по образцам - контурам. Внимание на слайд (Слайд№14). У нас изображен образ, ваша задача собрать из танов по контуру фигуру. Это бегущий человек, кошка, зайчик, петух, треугольник.


конь

Бегущий Кошка Зайчик Петух

человек


5. Рефлексия.


-Что интересного было на занятии?

-Что особенно запомнилось?

-Какой композиции вы бы отдали предпочтение, и почему?

-Понравился ли урок?

(Закончить о танграмах можно словами М. Гарднера: "Очарование танграма состоит в простоте материала и в кажущейся его непригодности для создания фигурок, обладающих эстетической привлекательностью»)


















Задания к игре-головоломке Танграм