2.Актуализация знаний. 2) Постановка проблемы | -Ребята, сегодня мы изготовим старинную китайскую головоломку. -Скажите мне, что такое головоломка? (Учитель говорит правильный ответ.) Головоломка - непростая задача, для решения которой, как правило, требуется сообразительность. Головоломки – игрушки на все времена. Головоломки любимы не только детьми, но и взрослыми. Игра помогает развивать логическое мышление, геометрическую интуицию. Это способ отвлечения от повседневных проблем и направлен на развитие различных мыслительных процессов - сопоставление, обобщение, установление последовательности, определение отношений «целое» - «часть». Все эти умения необходимы будущим математикам. Китайское название этой головоломки значит «7 дощечек мастерства». Кто знает, о чём речь? (если не знают – легенда) | |
3.Основной этап. | - Дети, что такое танграм? (Слайд№2) Танграм - головоломка, которую придумали в Китае. 7 дощечек мастерства. Состоит танграм из семи плоских фигур, которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры (изображающей человека, животное, предмет домашнего обихода, букву или цифру и т. д.). Это очень древняя игра – головоломка. Она появилась в Китае более 4000 лет назад. По одной из версий у одного мастера из рук выпала фарфоровая плитка и разбилась на семь частей. Расстроенный, он в спешке старался ее сложить, но каждый раз получал все новые интересные изображения.  (Рисунок 1) - Посмотрите, на какие фигуры поделён квадрат и какое их количество? - Итак, назовите эти 7 дощечек мастерства. - Посмотрите внимательнее у вас в конверте лежат эти 7 дощечек мастерства. Я Вам предлагаю из них собрать ту самую фарфоровую плиточку, которую разбил китайский мастер. -Давайте посмотрим, что у Вас получилось! (Учитель проходит и смотрит у каждого получившиеся фигуры). -Мы видим, что у каждого из Вас получились разные изображения. -Это занятие оказалось настолько увлекательным, что впоследствии квадрат, составленный из семи геометрических фигур, назвали Доской Мудрости. - Дети, но есть и другая версия появление этой китайской головоломки связано с немолодым императором Китая, у которого 2,5 тысячи лет назад родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками. Император позвал к себе трех мудрецов, один из которых был математиком, другой художником, а третий - знаменитым философом. И повелел им император придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца придумали "Ши-Чао-Тю"- квадрат, разрезанный на семь частей – танов, полученных делением квадрата на семь частей – 2 больших, 2 маленьких и 1 средний треугольник, 1 малый квадрат и параллелограмм (рисунок 1), которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры, изображающей человека, животных, предметы домашнего обихода и т.д. Эта игра стала любимой для многих поколений людей. |