Занятие по ВР в 3 классе «Будь осторожен с животными»
Цели:
Формировать общеучебные умения (сравнивать, доказывать, читать, объяснять).
Развивать учебно-коммуникативные умения.
Воспитывать любовь к природе, учить бережно, внимательно, осмотрительно относиться к животным.
Оборудование:
предметные наборы карточек диких и домашних животных;
набор правил для составления рекомендаций «Как правильно вести себя с животными»;
книжка прививок домашних животных;
листы для работы групп, фломастеры.
Ход беседы
I. Целеполагание.
Вступительное слово.
- Мы изучили разных животных.
- На какие группы можно разделить всех животных? (Травоядные, хищные, пресмыкающиеся, насекомые, птицы, звери, домашние, дикие и т.д.)
- Мы выберем две большие группы «Домашние животные» и «Дикие животные».
- Но почему так называется тема «Осторожно: животные»? (Вопрос на доске.)
- Животный мир разнообразен, но не волнует ли вас вопрос «Опасны ли животные? Каких животных следует опасаться?»
- Почему возникает такой вопрос?
- Можно ли на этот вопрос ответить одним ответом, однозначно? (Можно, нет.)
- Нам надо будет ответить на этот вопрос. А зачем? (Чтобы уметь жить рядом с животными, уметь ухаживать за ними, любить животных и т.д.)
- Т.к. ответов много, могут быть верные и неверные ответы (мы это выясним), мы будем искать ответ на этот вопрос в коллективе, совместно.
II Основная часть.
1.Образование групп.
Дети делятся на две группы. Выбирается старший в группе (помощник воспитателя).
- Первая группа будет продумывать ответы, по каким признакам мы определяем домашних животных.
- Вторая группа будет составлять ответы о диких животных.
- Каким должно быть взаимодействие между ребятами в группе, между группами? (Должны друг друга слушать, дополнять друг друга, помогать, исправлять.)
2. Деление животных на домашних и диких. Сравнение групп животных.
- У каждой группы есть одинаковый набор картинок с изображением животных.
Набор картинок: козы, лисы, кони, слон, собаки, пчелы, куры, тигры, обезьяны, мухи, муравьи, голуби, коровы, медведи, кошки, синицы, свиньи, кролики, мыши, ёж и т.д.
- Какое задание вам нужно выполнить?
1 группа – выбрать домашних животных.
2 группа – выбрать диких животных.
Домашние: куры, голуби, кошки, слон, коза, пчёлы, кролики, ёж, мыши, ... .
Дикие: слон, тигр, обезьяна, зайцы, голуби, медведи, муравьи, ёж, мыши, пчёлы,…
- Есть ли спорные варианты, одинаковые варианты?
3. Определение признаков, по которым произошло деление на диких и домашних животных.
- Объясните, почему одно и то же животное встречается в первой и второй группе.
(Дети на листочках в группах пишут признаки домашних животных, диких животных и вывешивают на доску.)
- Послушайте выступления друг друга.
Дикие:
Домашние:
живут рядом с человеком в приспособленном месте;
человек обеспечивает пищей;
человек защищает животных, ухаживает за ними;
человек получает от них мясо, молоко, мех и т.д.
- Есть ли ещё мнения?
4. Работа над основным вопросом урока «Каких животных следует опасаться?».
- Почему так названа тема урока «Осторожно: животные»?
- Каких животных следует опасаться?
- По группам продумайте и напишите, чем может быть опасно каждое животное?
Домашние:
клюнуть;
укусить;
испугать лаем;
поцарапать;
заразить болезнью;
напасть и испугать;
уколоть.
Дикие:
укусить и заразить болезнью;
укусить и отравить ядом;
напасть и загрызть;
напасть и испугать;
уколоть;
испачкать пахнущим веществом;
ударить;
толкнуть.
(Дети прикрепляют на доску листы с признаками опасностей.)
- Есть ещё мнения?
- Может быть каких-то опасностей не хватает? Что бы вы добавили?
- ТАК КАКИЕ ЖИВОТНЫЕ ОПАСНЫ?
- ВСЕ!!!
- Действительно, ВСЕ ЖИВОТНЫЕ ОПАСНЫ.
5. Работа над правилами обращения с животными.
- Как же может и должен себя обезопасить человек? (Должны быть какие-то правила поведения с животными.)
- Можете уже назвать хоть какие-нибудь правила, как обращаться с животными?
- Пришёл запрос на пакет документов из Ветеринарной службы по борьбе с болезнями животных. Они просят разработать рекомендации обращения с животными с целью охраны здоровья людей.
- Вам предстоит продумать правила обращения с домашними и дикими животными.
- Вы пишите правило на листиках или рисуете.
- Вот здесь есть пакеты с документами для каждой группы.
- Дополните свои правила на доске.
(Представитель каждой группы прикрепляет на доску листочки.)
Домашние:
не подходить к домашним животным без разрешения хозяина;
делать прививки в ветеринарной службе;
при укусе, обработать рану, срочно обратиться к взрослым, к врачу;
можно гладить всех;
быть осторожными с незнакомыми домашними животными.
Дикие:
не подходить к диким животным;
не брать на руки диких животных;
не ходить в лесу в открытой обуви;
не трогать змей, дать им спокойно уползти;
при укусах змей, диких животных срочно обратиться к врачу;
при укусе ос, пчёл вытащить жало, обратиться к врачу;
можно в лесу ходить в легкой одежде;
можно всех животных дразнить;
можно всех гладить;
можно животных кормить.
- Послушайте выступления друг друга.
III. Подведение итогов.
- Можно ли ваши рекомендации-правила раздать по классам, чтобы остальные ребята ими пользовались?
- Учитель рассказывает о трагических случаях содержания диких животных в домашних условиях.
- Приглашённый врач-ветеринар рассказывает о прививках домашним животным.
- Спасибо за работу.
IV. Домашнее задание.
Подготовить книжку-малышку «Правила поведения с животными»,
Памятка «Как правильно вести себя с домашними животными».
Не подходить к домашним животным без разрешения хозяина.
Делать прививки в ветеринарной службе.
При укусе обработать рану, срочно обратиться к взрослым, к врачу.
Быть осторожными с незнакомыми домашними животными.
Памятка «Как правильно вести себя с дикими животными».
Не подходить к диким животным.
Не брать на руки диких животных.
Не ходить в лесу в открытой обуви.
Не трогать змей, дать им спокойно уползти.
При укусах змей, диких животных срочно обратиться к врачу.
При укусе ос, пчёл вытащить жало, обратиться к врачу.