Внеклассное занятие на тему: «Мой класс-мои друзья».
3 класс
Форма проведения – деловая игра.
Цель:
1.Дать понятие дружбы.
2.Ознакомить с правилами дружбы, показать важность истинных друзей в жизни человека, показать, что человек не может жить один, ему нужны верные друзья.
3.Учить доброжелательности, стремлению понимать друг друга, учить разделять радости и печали.
4.Воспитывать уважение к окружающим, вежливое обращение ребят друг к другу.
5.Развивать умения аргументировать свою точку зрения.
В результате занятия участники смогут:
- сформулировать понятие «дружба»,
- практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем,
- приобретут навыки работы в сотрудничестве,
- поймут, что для решения многих проблем необходимо обратиться за помощью к другу и уметь доверять ему.
высшего человеческого чувства.
Ход внеклассного занятия
Введение в тему
Воспитатель. Сегодня на занятии мы поговорим о дружбе, о том, как нужно дружить, чтобы друзья всегда были рядом с тобой.
Послушайте притчу, которая называется «О дружбе».
В джунглях жила стая волков. Вожак стаи был очень старый. И когда стае пришлось идти на охоту, вожак сказал, что не в состоянии вести стаю.
Из стаи вышел молодой, крепкий волк, подошел к вожаку и попросил, чтобы тот разрешил вести стаю ему. Старый волк согласился, и стая отправилась на поиски пропитания. Через сутки стая пришла с охоты с добычей. Молодой волк рассказал вожаку, что они напали на семерых охотников и без труда задрали их.
Пришло время стае снова идти на охоту, и повел ее молодой волк. Стаи долго не было. И вот старый волк увидел молодого волка, залитого кровью. Он рассказал вожаку, что стая напала на троих человек и в живых остался только он один. Старый волк удивленно спросил: «Но ведь в первую охоту стая задрала семерых вооруженных охотников, и все вернулись целыми и с добычей?».
На это молодой волк ответил: «Тогда было просто семь охотников, а в этот раз были три лучших друга».
Вопросы для обсуждения:
- Почему в первый раз стая волков смогла справиться с семерыми охотниками?
- Почему стае не удалось победить троих человек с ружьями?
- В чем сила этих троих охотников?
- Нужна ли дружба в обычной жизни, дружба в классе?
- Предлагаю вам высказать свою позицию. Для этого встаньте возле той надписи, с которой вы согласны.
НА ДОСКЕ: Дружба в классе нужна.
Дружба в классе не нужна.
ВЫВОД: Большинство из вас высказалось за то, что в классе вам необходимы друзья.
Каким должен быть настоящий друг?
-Зачем нужны друзья-одноклассники?
А разве друга надо звать,
Когда темно в пути,
Когда дороги не узнать
И нету сил идти?
Когда беда со всех сторон,
Когда при солнце ночь,
Да разве не увидит он,
Не ринется помочь?
Ведь он не сможет есть и спать, когда такое вдруг!
Но если друга надо звать,
То вряд ли это друг..
- Поговорим о том, каким должен быть настоящий друг. Обсудим ситуации, работая в группах.
1 группа: Два хороших друга Петя и Коля, разговаривая о своих домашних животных, начинают спорить и ссориться, потому что Пете нравятся собаки, и он считает их лучшими, а Коле нравятся кошки, и он считает их лучшими животными на свете. Мальчики поругались и больше не разговаривают. Как бы поступили вы?
2 группа: «Плохо»
Собака яростно лаяла, припадая на задние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел взъерошенный котенок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал.
Неподалеку стояли два мальчика и смотрели, что будет дальше. В окно выглянула женщина и выбежала на крыльцо.
-Как вам не стыдно?
-А мы ничего не делали.
-Вот это и плохо,- ответила женщина.
-Почему рассказ называется «Плохо»?
3 группа: Класс поднимался по лестнице. Вдруг Вера оступилась и упала. Когда падала, то нечаянно толкнула Иру, а Игоря задела портфелем. Ира крикнула: «Что толкаешься, растяпа!» Вслед за Ирой, Игорь сказал: «Не растяпа, а слепая курица! Надо смотреть под ноги!» Все громко засмеялись.
- Как бы вы поступили в такой ситуации?
ОТЧЕТЫ О РАБОТЕ В ГРУППАХ
-Какие качества человека мешают дружбе?
Скромность, доброжелательность, злоба, хвастливость, болтливость, настойчивость, общительность, отзывчивость, зависть, равнодушие, агрессивность, жалость, веселье, глупость, доброта, жадность, правдивость, приветливость, назойливость, застенчивость
-Какие из этих или других отрицательных качеств есть у вас? Я не прошу назвать их вслух. Вы напишите это качество на бумажке, никому не показывайте. Сильно сожмите бумажку в кулаке и выбросите ее. Так вы на какое-то время, а может и навсегда избавились от той черты характера, которая мешала вам дружить.
-Есть одно замечательное качество человека, без которого не может быть настоящей дружбы. Послушайте притчу «Песок и камень» и назовите это качество.
Притча «Песок и камень»
-Что необходимо уметь, чтобы сохранить друзей и дружбу? (Уметь прощать)
-Приходилось ли вам прощать обиды?
- Можно ли ни разу не поссориться с другом?
- Что вы делаете, чтобы помириться?
Побил меня Гуляев Колька:
Зачем снежком я запустил?
Но я реветь не стал нисколько,
Я молча слезы проглотил.
Пришел домой, захлопнул двери,
Ничком свалился на кровать.
«А я-то в дружбу нашу верил!
Но больше дружбы не бывать!
А собирались всем делиться,
Как настоящие друзья!
На теплоход один проситься:
Матросом - ты, матросом - я!
Хотели вместе мы по свету
Поплавать вдоль и поперек...
Ах, Колька, Колька - что ж ты это?!
Такую дружбу не сберег!
Ты не сберег мечты хорошей,
И вот всему конец теперь!..
Но чьи шаги у нас в прихожей?
Кто приоткрыл тихонько дверь?
Да это Колька - так несмело
Вошел с поникшей головой:
- Прости уж! Сердишься?.. За дело!
Беда, горячий я какой!
Я подхожу к нему мириться
И говорю ему: - Ну что ж!
Я не сержусь: чего сердиться?
Я так и знал, что ты придешь!
С. Погореловский
ВЫВОД: существует много способов примирения. Нужно только очень захотеть и найти хорошее в вашем друге.
-Сейчас мы попробуем найти положительные качества в своих друзьях-одноклассниках. Поиграем в замечательную игру, которая называется «ИСКРЕННОСТЬ»
НА СТОЛЕ лежат карточки с надписями: аккуратный, добрый, милая, отзывчивый, честный, преданный, веселый, заботливый, бескорыстный, умный, красивая, трудолюбивый, внимательный, сильный, быстрый, находчивый, активный, нежная, спортивный, вспыльчивый, старательный, сообразительный, спокойный, общительный
Дети берут карточку, читают и отдают человеку, о котором так можно сказать. Получивший карточку, называет другого человека, которому соответствует эта черта характера.
ВЫВОД: Мы все разные, но это никогда не мешает дружбе. Посмотрите фотографии и еще раз убедитесь в этом.
-Все вы знаете историю тигра Амура и козла Тишки. Такие разные животные, а сумели подружиться.
-Готовясь к занятию, вы писали сочинение о своем друге. А хорошо ли вы знаете своего друга?
ИГРА «Знаешь ли ты своего друга?» В этой игре участвует одна пара друзей. Я буду задавать вопросы. Один из друзей запишет ответ на доске, потом мы выслушаем другого. Мы сравним их ответы и сделаем вывод, хорошо ли они знают друг друга. Одному из участников игры завязывают глаза, другой подходит к доске, чтобы писать ответы на вопросы.
Учитель задает вопросы, один из участников пишет ответ на доске, когда ответ будет написан, другой отвечает.
- Какой урок у него любимый?
-На чем он любит кататься?
-Какой вид спорта любит?
-Кем хочет стать, когда вырастет?
-Какое животное у него дома?
-Какое животное он хотел бы иметь дома?
- Мы видим, что {имя) хорошо знает, чем живет его друг, какие у него интересы, мечты. Это значит, что между ними установились доверительные отношения, что, безусловно, служит признаком настоящей дружбы.
-Теперь у меня есть к вам несколько вопросов. Итак, БЛИЦ.
-если мой друг добился в чём то успеха , то я…
-Если я обидел своего друга. то я…
-если я думаю, что мой друг предал меня, то я..
- если друг ошибается и может совершить опасный поступок , я…
- если мой друг предлагает мне похулиганить, то я…
- если моего друга ругают за меня, то я ..
- если моего друга не справедливо ругают, то я…
- если мой друг называет меня грубо, то я.
- если я вижу , что моему другу не нравится, как яс ним поступаю, то я..
- если у меня есть интересный фильм, то я…
- если у меня есть конфета , то…
- если мой друг не может сделать домашнее задание, то я…
-если мой друг не умеет играть в игру ,то я…
УПРАЖНЕНИЕ НИТЬ.
-У каждого из вас есть в классе настоящий друг. Почему ты дружишь именно с этим человеком? (Ребенок называет черту в характере друга, передает клубок с нитками следующему. В результате все оказываются в паутине из ниток)
-Вот так связаны вы все в классе между собой. Сдвиньтесь на шаг вправо, теперь влево.
-Почему нить порвалась?
-Нужно уметь договариваться, работать и жить сообща, понимать друг друга. Тогда легче будет учиться вместе и дружить. В дружбе нужно тоже соблюдать определенные правила.
Составление правил дружбы.
Правила дружбы.
Работа в группах. Составление правил дружбы.
-На ваших столах лежат карточки с различными правилами, необходимыми человеку в разных ситуациях. Выберете, на ваш взгляд, те 5 правил, которые нужны, чтобы сохранить дружбу на долгие годы. (Вырезают правила из листа и наклеивают на отдельную табличку)
Кодекс дружбы. Если хочешь быть хорошим и верным другом:
Будь верным в дружбе.
Делись с другом своими успехами и неудачами.
Умей слушать.
Оказывай другу моральную поддержку.
Сохраняй тайны своего друга.
Доверяй другу и будь уверен в нем.
Не будь назойливым и не поучай.
Не обсуждай друга в его отсутствие.
Не ревнуй друга к другим его друзьям.
Уважай внутренний мир и чувства своего друга.
Радуйся успехам своего друга.
Дружба – это нравственное обогащение человека.
Не обзывай и не унижай своего друга.
Помогай другу в беде.
Не обманывай друга, будь с ним честен.
Умей признавать свои ошибки и помириться с другом.
Будь внимателен к своему другу.
Не предавай друга.
Умей прощать обиды.
Умей уступать своему другу.
Представитель от группы зачитывает правила и вывешивает на доску.
Рефлексия.
- Готовясь к внеклассному занятию, вы писали сочинение о своем самом лучшем друге. Но, я уверена, что на самом деле друзей у вас много. Перед вами елочные шары.. На каждом напишите имя человека, с которым вы дружите или хотели бы дружить.
НА ДОСКЕ появляется ДЕРЕВО ДРУЖБЫ.
ВЫВОД: Мы украсили Новогоднюю елку. Ведь скоро праздник. Поздравим наших гостей с наступающим Новым годом. Здоровья и счастья вам и вашим семьям. Наш класс – это тоже маленькая семья. Хочется, чтобы вы всегда соблюдали правила дружбы, чтобы в ваших отношениях не только сейчас, но и дальше, царили только доброта, уважение, взаимопонимание, т.е. ДРУЖБА
30 июня мы будем отмечать Международный День Друзей.
Мы приглашаем наших гостей вместе с нами спеть замечательную песню о дружбе «Ты да я»