КГБУ «Каменский центр помощи детям,
оставшимся без попечения родителей»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ № 18
по теме «Трудовое воспитание, профессиональное самоопределение»
Отведённое время 30-40 минут
Тема занятия: «Профессия «библиотекарь»
Цель занятия: расширить представление детей о профессии библиотекаря.
Задачи:
образовательная: расширить знания об истории возникновения библиотек, знакомить с библиотечной терминологией;
развивающая: развивать умения находить нужную информацию в различных источниках;
воспитывающая: воспитывать осознанный подход к выбору будущей профессии.
Форма организации занятия: экскурсия в библиотеку
Оснащение занятия: компьютер, карточки с заданиями.
Основное содержание занятия
Организационный момент
- Предлагаю всем улыбнуться друг другу, поприветствовать наших гостей и настроиться на рабочий лад. Мы начинаем наше занятие.
Мотивационно – целевой этап
- Сегодня я предлагаю вам отправиться на экскурсию. А куда, вы сейчас и сами догадаетесь.
Много на свете профессий. Все они разные, но каждая необходима, каждая нужна людям.
Каких профессий только нет:
Художник, повар и поэт,
Учитель, доктор и аптекарь,
Но есть ещё и библиотекарь.
Волшебник, в мире книг живёт,
Всё для читателя найдёт.
В библиотеку мы идём,
Как в свой родной, любимый дом
Говорить о профессии библиотекаря – это значит, и говорить о предмете его труда – о книге, о ее роли в жизни людей.
Книги окружают человека с самого раннего детства. Вначале это книжки – картинки, потом – веселые стихи, рассказы, журналы и сказки. Когда вы преступаете порог школы, книги становятся постоянными спутниками вашей жизни. Из года в год, из класса в класс их становится все больше и больше. И когда оказывается, что без какой – то книги невозможно выучить урок, написать сочинение, осмыслить свои поступки и поступки своих друзей, научиться чему – то важному, тут уже никак не обойтись без «книжкиного дома» - библиотеки.
«Аптека для души» - так было написано на библиотеке одного из фараонов. Точно также как лекарство, продаваемое в аптеке, лечит больное тело человека, точно также и книга помогает человеческой душе.
Библиотека – море книг,
Библиотека – храм науки.
Переступайте наш порог,
Берите клад бесценный в руки.
Так что же такое эта библиотека? И кто такие эти библиотекари?
Всё это мы узнаем в течение нашей экскурсии. Идём в библиотеку.
(Просмотр видео)
Деятельностный этап
- И вот мы с вами оказались в библиотеке.
- Какие бывают библиотеки? (школьная, домашняя, городская, публичная, университетская, и т.д.).
- А когда возникли библиотеки? И какова их история?
( видео)
- А как называется человек, который работает в библиотеке?
- В предыдущем видеоролике вы услышали, что в древней Греции библиотекарь был очень уважаемым человеком, а на Руси назывался приказной дьяк.
- Чтобы стать хорошим библиотекарем, необходимо любить свою профессию, читать книги, обладать широким кругозором, обширными познаниями в самых разных областях. Но эти знания еще необходимо уметь использовать в работе, применять на практике, доносить их до детей, учителей, воспитателей. Вот почему библиотекарь должен быть еще и педагогом. А так, как ему предстоит еще завоевать доверие читателей, понять их – он должен быть еще и психологом.
- Кто может стать библиотекарем?
- Нужно ли получать специальное образование для этого? Какое?
- В ВУЗах Алтайского края можно получить образование «Библиотечное и архивное дело». Это АГУ и Алтайский государственный институт культуры. Либо, вы можете получить педагогическое образование.
- Какими качествами должен обладать библиотекарь?
- Чем занимается библиотекарь на работе?
Библиотекарем может стать каждый, кто любит людей и книги. Но если библиотекарь работает в школьной библиотеке – ему нужно в первую очередь подружиться с детьми.
Библиотекарь в школе проводит библиотечные уроки, различные мероприятия, посвященные празднику книги, составляет каталоги и картотеки, выдает учебники.
В крупных библиотеках масса специалистов трудится в отделах комплектования, обработки фондов, каталогов, т.е. выполняют незаметную для читателя, но очень нужную работу.
На абонементе и читальном зале труд более подвижен, но требует умения быть приветливым, уметь заинтересовать читателя.
Если вы внимательно слушали видео об истории библиотек, то, конечно же услышали, что в библиотеках работали писатели. На протяжении многих столетий библиотекарями были такие известные люди, как великий баснописец И.А.Крылов, который более 30 лет проработал библиотекарем и даже был награжден орденом за составление каталога.
Библиотекарями также были: И. Гете, братья Гримм, В.Одоевский.
Я горжусь тем, что у меня такие знаменитые коллеги.
- Библиотекари должны уметь очень многое. Вспомните, для чего мы с вами ходили в городскую библиотеку? (на конкурсы, на викторины, патриотические уроки, встречи с писателями.). Помните, в прошлом году библиотекари нашего города организовали встречу с писателем В. Топилиным? И он подарил нашему центру свою книгу.
- Получается, что библиотекари должны уметь разговаривать с людьми, заинтересовывать их. Организовывать интересные встречи.
Викторина:
-В каком городе находится самая большая в нашей стране библиотека – Российская государственная библиотека, в которой сейчас более 40 миллионов книг на 247 языках мира? (Москва)
-Какой новый вид книги появился в ХХ веке? (электронный)
-Кто основал первую библиотеку на Руси? ( Ярослав Мудрый)
-Как называлась знаменитая библиотека древнего мира, ставшая одним из семи чудес света? ( Александрийская)
-Указ об учреждении этой должности для своего книжного собрания первой из российских монархов подписала Екатерина Великая. Какой именно? (Должности библиотекаря)
- На какой странице ставится библиотечный штамп (на титульном листе и на 17 странице)
- Как звали библиотекаря патриаршей библиотеки в Константинополе, который вместе с братом Мефодием создал славянскую азбуку (Кирилл)
- Как называется основной документ читателя (читательский формуляр)
- У нас в библиотеке тоже есть читательские формуляры на детей и на взрослых. (показать)
А вот в огромных университетских библиотеках, прежде чем получить книгу, нужно заполнить вот такой документ (показать). Как вы думаете, для чего? Правильно. Огромный фонд библиотеки разделен на специальные секции и номер книги и секции помогает работникам библиотеки найти нужную читателю книгу.
В современном мире нашим помощником стал Интернет. Но нельзя забывать о том, что не всю информацию можно там найти.
Игра «Перевёртыши»
Порой читатели не могут вспомнить название книги или автора. А иногда все путают. Библиотекарь должен угадывать их мысль. Я буду называть словосочетания, а вы должны понять, что за книга там зашифрована. Все названия книг перевернуты – заменены антонимами или другими словами.
Кастрюлька супа (Горшочек каши), Курочка — железный клювик (Петушок — золотой гребешок), Милый лебедь (Гадкий утенок) Синяя бейсболка или (Красная шапочка), Мышка в босоножках (Кот в сапогах) Головастик-домосед (Лягушка-путешественница), Дождливый король (Снежная королева), Барашек-Прямоспинка (Конек-горбунок), Рабыня-жаба (Царевна-лягушка), Принц в тыкве (Принцесса на горошине).
Игра «Найди книгу»
- Работа библиотекаря требует разносторонних знаний и умений. Вы должны знать, к какой отрасли относится та или иная книга и где найти ее в этом лабиринте стеллажей. Попробуйте сейчас побывать на месте библиотекаря.
Каждый, по очереди, берет листочек с заданием и находит нужную книгу.
Журнал «Непоседа» |
Стихи А.С. Пушкина |
К.И. Чуковский «Телефон» |
А.Лиханов любая книга |
Н.В. Гоголь «Мёртвые души» |
Энциклопедия «Я познаю мир» любая |
Энциклопедия «Всё о животных» |
А. Милн «Винни-Пух» |
- Все справились с заданиями.
Оценочно-рефлексивный этап
- О людях какой профессии мы сегодня говорили?
- В чем заключается работа библиотекаря?
- Что вам было особенно интересно на занятии?
- Когда отмечают свой профессиональный праздник библиотекари?
Журнал «Непоседа» |
Стихи А.С. Пушкина |
К.И. Чуковский «Телефон» |
А.Лиханов любая книга |
Н.В. Гоголь «Мёртвые души» |
Энциклопедия «Я познаю мир» любая |
Энциклопедия «Всё о животных» |
А. Милн «Винни-Пух» |