СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие "Профессия "библиотекарь"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект занятия по профориентации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Просмотр содержимого документа
«Занятие "Профессия "библиотекарь"»

КГБУ «Каменский центр помощи детям,

оставшимся без попечения родителей»


КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ № 18

по теме «Трудовое воспитание, профессиональное самоопределение»


Отведённое время 30-40 минут


Тема занятия: «Профессия «библиотекарь»


Цель занятия: расширить представление детей о профессии библиотекаря.

Задачи:

образовательная: расширить знания об истории возникновения библиотек, знакомить с библиотечной терминологией;

развивающая: развивать умения находить нужную информацию в различных источниках;

воспитывающая: воспитывать осознанный подход к выбору будущей профессии.


Форма организации занятия: экскурсия в библиотеку

Оснащение занятия: компьютер, карточки с заданиями.

Основное содержание занятия


Организационный момент

- Предлагаю всем улыбнуться друг другу, поприветствовать наших гостей и настроиться на рабочий лад. Мы начинаем наше занятие.

Мотивационно – целевой этап

- Сегодня я предлагаю вам отправиться на экскурсию. А куда, вы сейчас и сами догадаетесь.

Много на свете профессий. Все они разные, но каждая необходима, каждая нужна людям.

Каких профессий только нет:

Художник, повар и поэт,

Учитель, доктор и аптекарь,

Но есть ещё и библиотекарь.

Волшебник, в мире книг живёт,

Всё для читателя найдёт.

В библиотеку мы идём,

Как в свой родной, любимый дом

Говорить о профессии библиотекаря – это значит, и говорить о предмете его труда – о книге, о ее роли в жизни людей.

Книги окружают человека с самого раннего детства. Вначале это книжки – картинки, потом – веселые стихи, рассказы, журналы и сказки. Когда вы преступаете порог школы, книги становятся постоянными спутниками вашей жизни. Из года в год, из класса в класс их становится все больше и больше. И когда оказывается, что без какой – то книги невозможно выучить урок, написать сочинение, осмыслить свои поступки и поступки своих друзей, научиться чему – то важному, тут уже никак не обойтись без «книжкиного дома» - библиотеки.

«Аптека для души» - так было написано на библиотеке одного из фараонов. Точно также как лекарство, продаваемое в аптеке, лечит больное тело человека, точно также и книга помогает человеческой душе.

Библиотека – море книг,

Библиотека – храм науки.

Переступайте наш порог,

Берите клад бесценный в руки.

Так что же такое эта библиотека? И кто такие эти библиотекари?

Всё это мы узнаем в течение нашей экскурсии. Идём в библиотеку.

(Просмотр видео)

Деятельностный этап

- И вот мы с вами оказались в библиотеке.

- Какие бывают библиотеки? (школьная, домашняя, городская, публичная, университетская, и т.д.).

- А когда возникли библиотеки? И какова их история?

( видео)

- А как называется человек, который работает в библиотеке?

- В предыдущем видеоролике вы услышали, что в древней Греции библиотекарь был очень уважаемым человеком, а на Руси назывался приказной дьяк.

- Чтобы стать хорошим библиотекарем, необходимо любить свою профессию, читать книги, обладать широким кругозором, обширными познаниями в самых разных областях. Но эти знания еще необходимо уметь использовать в работе, применять на практике, доносить их до детей, учителей, воспитателей. Вот почему библиотекарь должен быть еще и педагогом. А так, как ему предстоит еще завоевать доверие читателей, понять их – он должен быть еще и психологом.

- Кто может стать библиотекарем?

- Нужно ли получать специальное образование для этого? Какое?

- В ВУЗах Алтайского края можно получить образование «Библиотечное и архивное дело». Это АГУ и Алтайский государственный институт культуры. Либо, вы можете получить педагогическое образование.

- Какими качествами должен обладать библиотекарь?

- Чем занимается библиотекарь на работе?

Библиотекарем может стать каждый, кто любит людей и книги. Но если библиотекарь работает в школьной библиотеке – ему нужно в первую очередь подружиться с детьми.

Библиотекарь в школе проводит библиотечные уроки, различные мероприятия, посвященные празднику книги, составляет каталоги и картотеки, выдает учебники.

В крупных библиотеках масса специалистов трудится в отделах комплектования, обработки фондов, каталогов, т.е. выполняют незаметную для читателя, но очень нужную работу.

На абонементе и читальном зале труд более подвижен, но требует умения быть приветливым, уметь заинтересовать читателя.

Если вы внимательно слушали видео об истории библиотек, то, конечно же услышали, что в библиотеках работали писатели. На протяжении многих столетий библиотекарями были такие известные люди, как великий баснописец И.А.Крылов, который более 30 лет проработал библиотекарем и даже был награжден орденом за составление каталога.

Библиотекарями также были: И. Гете, братья Гримм, В.Одоевский.

Я горжусь тем, что у меня такие знаменитые коллеги.

- Библиотекари должны уметь очень многое. Вспомните, для чего мы с вами ходили в городскую библиотеку? (на конкурсы, на викторины, патриотические уроки, встречи с писателями.). Помните, в прошлом году библиотекари нашего города организовали встречу с писателем В. Топилиным? И он подарил нашему центру свою книгу.

- Получается, что библиотекари должны уметь разговаривать с людьми, заинтересовывать их. Организовывать интересные встречи.

Викторина:

-В каком городе находится самая большая в нашей стране библиотека – Российская государственная библиотека, в которой сейчас более 40 миллионов книг на 247 языках мира? (Москва)

-Какой новый вид книги появился в ХХ веке? (электронный)

-Кто основал первую библиотеку на Руси? ( Ярослав Мудрый)

-Как называлась знаменитая библиотека древнего мира, ставшая одним из семи чудес света? ( Александрийская)

-Указ об учреждении этой должности для своего книжного собрания первой из российских монархов подписала Екатерина Великая. Какой именно? (Должности библиотекаря)

- На какой странице ставится библиотечный штамп (на титульном листе и на 17 странице)

- Как звали библиотекаря патриаршей библиотеки в Константинополе, который вместе с братом Мефодием создал славянскую азбуку (Кирилл)

- Как называется основной документ читателя (читательский формуляр)

- У нас в библиотеке тоже есть читательские формуляры на детей и на взрослых. (показать)

А вот в огромных университетских библиотеках, прежде чем получить книгу, нужно заполнить вот такой документ (показать). Как вы думаете, для чего? Правильно. Огромный фонд библиотеки разделен на специальные секции и номер книги и секции помогает работникам библиотеки найти нужную читателю книгу.

В современном мире нашим помощником стал Интернет. Но нельзя забывать о том, что не всю информацию можно там найти.

Игра «Перевёртыши»

Порой читатели не могут вспомнить название книги или автора. А иногда все путают. Библиотекарь должен угадывать их мысль. Я буду называть словосочетания, а вы должны понять, что за книга там зашифрована. Все названия книг перевернуты – заменены антонимами или другими словами.

Кастрюлька супа (Горшочек каши), Курочка — железный клювик (Петушок — золотой гребешок), Милый лебедь (Гадкий утенок) Синяя бейсболка или (Красная шапочка), Мышка в босоножках (Кот в сапогах) Головастик-домосед (Лягушка-путешественница), Дождливый король (Снежная королева), Барашек-Прямоспинка (Конек-горбунок), Рабыня-жаба (Царевна-лягушка), Принц в тыкве (Принцесса на горошине).

Игра «Найди книгу»

- Работа библиотекаря требует разносторонних знаний и умений. Вы должны знать, к какой отрасли относится та или иная книга и где найти ее в этом лабиринте стеллажей. Попробуйте сейчас побывать на месте библиотекаря.

Каждый, по очереди, берет листочек с заданием и находит нужную книгу.


Журнал «Непоседа»

Стихи А.С. Пушкина

К.И. Чуковский «Телефон»

А.Лиханов любая книга

Н.В. Гоголь «Мёртвые души»

Энциклопедия «Я познаю мир» любая

Энциклопедия «Всё о животных»

А. Милн «Винни-Пух»

- Все справились с заданиями.

Оценочно-рефлексивный этап

- О людях какой профессии мы сегодня говорили?

- В чем заключается работа библиотекаря?

- Что вам было особенно интересно на занятии?

- Когда отмечают свой профессиональный праздник библиотекари?















Журнал «Непоседа»

Стихи А.С. Пушкина

К.И. Чуковский «Телефон»

А.Лиханов любая книга

Н.В. Гоголь «Мёртвые души»

Энциклопедия «Я познаю мир» любая

Энциклопедия «Всё о животных»

А. Милн «Винни-Пух»



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!