СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие "Развитие эмоциональной сферы учащихся"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка занятия пригодится классному руководителю и педагогу-психологу не только для развития эмоциональной сферы младших подростков, но и для сплочения класского коллектива, формирования рефлексии.

Просмотр содержимого документа
«Занятие "Развитие эмоциональной сферы учащихся"»

коммуникативный тренинг «Дом, в котором живёт 5 «Б»

Задачи:

  • научить школьников распознавать и анализировать различные эмоциональные состояния, сосредотачиваться на своих чувствах;

  • развивать внимание учащихся к собственному внутреннему миру и внутреннему миру одноклассников;

  • воспитывать уважение к чувствам других, способствовать сплочению коллектива класса.

Обстановка и оборудование:

  • парты убраны из кабинета, стулья стоят в кругу;

  • аудиодиск, плеер, гитара;

  • цветные заготовки геометрических фигур, булавки, пенопластовая панель, бланк информационной карты класса.

План тренинга:

  1. Знакомство-разогрев игра «Ураган»;

  2. Упражнение «Наш дом»;

  3. Упражнение «Составные фигуры»;

  4. Рефлексия;

  5. Аудиальный якорь.

Ход тренинга:

Знакомство-разогрев:

- Здравствуйте, дорогие пятиклассники! Меня зовут Виктория Геннадиевна. Это занятие мы проживём с вами вместе. Но для того, чтобы разные незнакомые люди хорошо ужились вместе, необходимо что-то важное. Как вы думаете, что? (Надо получше узнать друг друга.)

- А чтобы получше познакомиться, я предлагаю вам поиграть в игру «Ураган».

Правила игры таковы:

  • необходимо убрать один стул из круга;

  • по команде водящего, стоящего в кругу, меняются местами те, про кого он будет говорить. Например: поменяйтесь местами те, у кого карие глаза или у кого есть собака;

  • пока игроки меняются местами, водящий старается занять временно освободившийся стул;

  • если водящий хочет, чтобы местами поменялись все, он говорит слово «Ураган», и все игроки меняются местами.

- Давайте поиграем!

(Игра «Ураган»)

Обсуждение игры «Ураган»:

- Вам понравилась игра?

- Какое у вас сейчас настроение?

- А каким вообще может быть настроение человека?

- Что такое наше настроение? (Наши чувства)

- Какие чувства, эмоции людей вам знакомы? (Радость, страх, гнев, удивление)

- Могут ли несколько людей одновременно испытывать одни и те же чувства? (Да)

- В какие моменты люди испытывают одни и те же чувства? (Когда они вместе, в одной и той же ситуации)

Упражнение «Наш дом»:

- Для выполнения следующего задания нам надо поделиться на две группы. Сейчас мы будем говорить слово «радость» по слогам по цепочке так, чтобы каждый сказал один слог. Запоминайте тот слог, который вы произносили.

(Дети выполняют задание)

- У нас получилось две команды. Группы, постройтесь, пожалуйста, в шеренгу по одному друг напротив друга.

- Ребята, как давно вы играли в конструктор «Лего»? Вам в детстве нравилось это занятие? Давайте поиграем. Каждая команда сейчас получит сумку, в которой лежат детали конструктора. Из них надо всем вместе построить дом, в котором будет жить ваша группа, и дать ему название. В процессе строительства нужно выбрать главного по дому – домоуправа. А теперь - внимание! Условия игры:

  • каждый член команды должен участвовать в строительстве дома;

  • нужно использовать как можно больше деталей;

  • строительство начинается по команде «начали!»

  • по команде «стоп!» строительство дома заканчивается.

(Психолог включает музыку, начинает игру. Пока ребята строят дом, психолог проводит диагностику методом наблюдения и заполняет информационную карту класса. По команде психолога игра заканчивается.)

- Я прошу построиться команды возле своих замечательных домов. Скажите хором, как называется ваш дом. (Команды по очереди говорят название.) Расскажите, что именно вы построили в этом доме, и какие чувства вы испытывали во время строительства дома. (Члены команд по цепочке сообщают, что они строили.)

- Скажите, господа домоуправы, в чём заключается ваша работа?

- Что вы почувствовали, когда вас выбрали начальником?

- В связи с ремонтными работами в доме трём жильцам придётся временно переселиться. Других вариантов нет. Решите, кто из вас это будет. (Начинается музыка. Пока ребята выполняют задание, психолог вносит дополнительные сведения в информационную карту.)

- Легко ли было найти ребят, которые должны переселиться?

- Как вы думаете, какие чувства испытывали ребята, которые переселялись?

- (переселявшимся:) Какие чувства вы испытывали, когда было решено, что вам надо переселяться? Изменилось ли ваше настроение?

- Теперь представьте, что дом отремонтировали, и вы вернулись в него опять. Только при помощи мимики, жестов, прикосновений выразите свои чувства по отношению к ребятам. Другие жильцы дома также при помощи пантомимы могут выражать свои чувства. (Звучит музыка. Пока ребята выполняют задание, психолог вносит дополнительные сведения в информационную карту.)

- Команды! Постройтесь возле своих домов. Вы можете ещё кое-что сделать, но это последнее задание вы должны угадать сами. (Звучит музыка. Пока ребята выполняют задание, психолог вносит дополнительные сведения в информационную карту. Если класс сплочённый, то дети объединяют дома в один дом.)

- Какие чувства вы испытали? (Чувство единения, чувство локтя) Какое у вас сейчас настроение?

- Вы можете сказать, что ваш класс дружный?

- В каких ситуациях особенно важно, чтобы класс был дружным?

Упражнение «Составные фигуры»:

- Ребята, кто из вас видел гусеницу?

- На какие части можно поделить гусеницу? (Голова, передние лапки, членики тела, хвост)

- Я предлагаю вам составить из ребят класса гусеницу. Кто будет головой? Кто будет лапками? Кто будет хвостом?

- Итак, 5-й класс превращается в гусеницу. (Дети строятся в виде гусеницы.)

- Госпожа Гусеница, пройдитесь, пожалуйста, по кабинету. Гусенице надо почистить свой хвостик. Как она это сделает? А теперь у госпожи Гусеницы зачесался животик – надо почесать. Госпожа Гусеница, давайте поздороваемся с вами и т.п.

Обсуждение упражнения:

- Вам понравилось быть гусеницей?

- Что вы испытали при выполнении этого упражнения? (Чувство единения)

- Что нужно было сделать, чтобы гусеница не развалилась? (Чувствовать других людей)

- В каких жизненных ситуациях необходимо это чувство?

Рефлексия:

- Что нового вы узнали на этом занятии?

- Какие чувства вы испытали?

- Как опыт сегодняшнего урока вы можете использовать в жизни?

- Может ли человек управлять своими чувствами? Для чего это нужно?

- Какое у вас сейчас настроение?

- Выразите своё настроение, взяв вашу любимую геометрическую фигуру, которая окрашена в цвет вашего настроения, и прикрепите её к доске там, где вам нравится. (Учащиеся выполняют задание)

- Что делают люди, когда им хорошо или когда они хотят поднять настоение? (Поют, танцуют и т.п.)

Аудиальный якорь:

- Я рада была с вами познакомиться и поэтому хочу подарить вам песню. Повторяйте, пожалуйста, за мной каждую строчку: и мелодию, и слова. Получится, что мы поём вместе.

Землю обмотали тоненькие нити

Музыка: Птичкин Е.

Слова: Пляцковский М.

Землю обмотали тоненькие нити,

Нити параллелей и зелёных рек.

Совершите чудо, руку протяните,

Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек.

Совершите чудо, руку протяните,

Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек.


Обогрейте словом, обласкайте взглядом,

От весёлой шутки тает даже снег.

Это так чудесно, если с вами рядом

Улыбнётся незнакомый хмурый человек.

Это так чудесно, если с вами рядом

Улыбнётся незнакомый хмурый человек.


Мы не зря мечтали о волшебном чуде,

Пусть планету кружит всемогущий век.

Совершите чудо, пусть выходит в люди,

Пусть выходит, пусть выходит в люди человек.

Совершите чудо, пусть выходит в люди,

Пусть выходит, пусть выходит в люди человек.

Информационная карта класса


Имя

Эмоциональные реакции

Коммуникативные особенности

Особенности межличностного взаимодействия

1.





2.





3.





4.





5.





6.





7.





8.





9.





10.





11.





12.





13.





14.





15.





16.





17.





18.





19.





20.





21.





22.





23.





24.





25.





26.





27.





28.





29.





30.






5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!