СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие с элементами тренинга для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания. Дом, который мы строим внутри себя»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие с элементами тренинга для педагогов

«Профилактика эмоционального выгорания. Дом, который мы строим внутри себя»

 

Цель: создание позитивного настроения, повышение мотивации к педагогической деятельности, повышение стрессоустойчивости, ознакомление педагогов со способами самодиагностики и профилактики эмоционального выгорания.

Просмотр содержимого документа
«Занятие с элементами тренинга для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания. Дом, который мы строим внутри себя»»




Занятие с элементами тренинга для педагогов

«Профилактика эмоционального выгорания. Дом, который мы строим внутри себя»


Цель: создание позитивного настроения, повышение мотивации к педагогической деятельности, повышение стрессоустойчивости, ознакомление педагогов со способами самодиагностики и профилактики эмоционального выгорания.

Структура занятия:

  1. Информация «Сгорание – плата за сочувствие» (К. Маслач)

  2. Практическая часть. Экспресс-методика «Дом» (автор - Гриценко Роман Анатольевич), рекомендации.

  3. Рефлексия (обсуждение результатов занятий), подарки из «Ларца радости»

Материалы и оборудование: листы бумаги, ручки, бланки для диагностики, памятки, «Ларец радости», сердечки с афоризмами, конфеты.


Лекция «Плата за сочувствие»

Представьте, что в вашей квартире включены различные электрические приборы. Счетчик лихорадочно крутится, наматывая киловатт-часы электроэнергии. В какой-то момент напряжение становится столь велико, что вылетаю пробки, все приборы выключаются, свет гаснет. Пробки – это защита от пожара. То же самое происходит и с человеком под действием постоянных профессиональных и психологических стрессов. В психологии такое эмоциональное «выключение» человека получило название «сидром эмоционального выгорания».

По мнению известного психолога Виктора Бойко, «эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты от формы полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия». Другими словами, выгорание позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. При этом у человека возникает ощущение, что он больше не может жить так, как раньше.

Самый показательный симптом — выгорания- это изменение отношения человека к своей работе, к своим обязанностям. Здоровый, мотивированный человек приходит на свою работу с положительными эмоциями, ему все нравится, он готов делать практически все. Когда наступает эмоциональное выгорание, человек становится безразличным к своей работе, и к коллегам по работе. Показательный пример – история о молодой женщине- адвокате, которая со студенческой скамьи мечтала о том, как она получит диплом юриста и будет защищать бедных людей, которые порой не могут себе позволить качественную защиту своих интересов. Но уже после нескольких месяцев работы с этими людьми она поняла, что особой благодарности ей ждать не стоит. В конце концов она дошла до такого состояния, что перешла работать в прокуратуру с одной целью – отомстить неблагодарным.

Итак, СЭВ называют «синдром менеджера», а в Японии – «синдром Кароши» и по названию города, в котором был зафиксирован первый случай смерти работника от переутомления. В «группе риска», прежде всего, находятся те специалисты, которые по роду своей деятельности имеют широкий круг контактов с людьми (врачи, учителя, воспитатели).



Разминка.

Наш сегодняшний тренинг мы решили посвятить профилактике эмоционального выгорания. Я же хочу вас познакомить с экспресс-методикой «Дом» (автор - Гриценко Роман Анатольевич), которая показывает степень удовлетворенности базовыми потребностями. Данная экспресс-методика строится на иерархии базовых потребностей по Абрахаму Маслоу и может быть использована в консультации детско-родительских взаимоотношений. С таким же успехом ее можно использовать как диагностический материал, для анализа личностных потребностей в различных сферах.

Определяем степень удовлетворенности базовыми потребностями. Рисуем дом

1. Прочитайте описание каждой потребности 

ПОТРЕБНОСТЬ

ХАРАКТЕРИСТИКА

Самоактуализация

Потребность развить и реализовать свой потенциал полностью (реализация своих целей, способностей, потребность в личностном росте, самовыражении).

Уважение

Потребность ощущать себя ценимым другими, уважение со стороны ближайшего окружения. Признание достижений и успехов, высокая оценка, одобрение. Уважение другими, формирование самоуважения.

Потребность в любви и принадлежности

Потребность в здоровых, теплых и любящих отношениях  с близкими.

Безопасность

Потребность в защищенности от опасности, нападения, угрозы. Чувство уверенности, избавление от страха и неудач.

Физиологические потребности

Потребность в кислороде, воде, пище, физическом здоровье и комфорте.

 

2. Сверьтесь с собой и отметьте, в какой степени, у вас выражено значение по каждой шкале (в соответствии с таблицей описания потребностей), где 0  самый низкий уровень, 10  самый высокий.

 

|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|     Физиологические потребности

0    1     2     3     4     5     6     7     8     9   10     (100%)

|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|     Безопасность

0    1     2     3     4     5     6     7     8     9   10     (100%)

|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|     Потребность в любви и  

0    1     2     3     4     5     6     7     8     9    10     (100%)        принадлежности

|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|     Уважение

0    1     2     3     4     5     6     7     8     9   10     (100%)         

|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|     Самоактуализация

0    1     2     3     4     5     6     7     8     9   10     (100%)

 

3. Схема. Перенесите ваши значения по каждой отдельной шкале на предложенную схему и соедините точки  прямыми линиями. Посмотрите, что получилось.

    

4. Анализ состояния дома и «западающих» зон

Фундамент: «Физиологические потребности» и «Безопасность»

     Фундамент является основой для дома. По сути, от него зависит прочность и устойчивость вашего дома. Посмотрите, на каком значении они находятся? И если не на 10-ке, то поставьте стрелочку вбок — это направление развития.

Стены: «Любовь» и «Уважение»

     Если с фундаментом все в порядке, а стены шаткие, то хорошей крыши не получится. Обозначьте стрелками направления развития.

Крыша: «Самоактуализация»

     От крыши зависит безопасность и уют в доме. Осадки падают сверху и от того, на сколько прочная крыша, зависит сколько дом простоит. Если крыша плоская, то на ней будут постоянно задерживаться осадки, а это значит, что она может протечь, если она протекает, тогда это отражается на состоянии всего дома. И наоборот, если крыша прочная, то это добавляет устойчивости и защищенности всему дому.

Рефлексия:

  • нравится ли вам ваш дом? все ли вас устраивает?

  • если нет, какие показатели я хотел (а) бы изменить?

  • что я могу сделать?

  • какие внутренние ресурсы мне для этого нужны?

Не забывайте о профессиональном правиле «поддержании границ своего Я»: рабочие проблемы и проблемы других людей – это не Ваши проблемы! Но это не значит, что нужно становиться чёрствыми и бессердечными в общении. Просто, уходя домой, оставьте на работе все проблемы прошедшего рабочего дня, как будто это рабочая одежда или туфли.   

Давайте размышлять дальше. Может, ваша работа рутинна, однообразна, вы откровенно скучаете и считаете каждую минутку до конца рабочего дня?  Попытайтесь хотя бы что-то изменить в рабочем процессе, более творчески подойти к выполнению своих трудовых обязанностей. Помните, вы сами строите свою жизнь. Никогда не бойтесь что-то менять в жизни, если осознаете такую необходимость. 

Используйте прием «профилактика радостью» - в каждом негативном событии пытайтесь найти что-то хорошее, какие-то позитивные моменты, и, отталкиваясь от этого, делайте то, что вам нужно сделать. Вы оказались в ситуации конфликта с коллегой или родителем? Какие плюсы? А то, что вы озвучили свое мнение, показали, что не готовы со всем соглашаться? Может, в следующий раз это примут к сведению, и не будут навязывать неугодные для вас условия, будут чаще прислушиваться к вашему мнению?  

Может быть, вам поможет музыка? Подобранная соответствующим образом, она способна существенно изменить настроение. А если вы еще станцуете, то сама двигательная активность повысит тонус. 

Возьмите хорошую книгу и погрузитесь в события, которые происходят с героями. Ищите книги позитивного настроя. В таком случае герои и события «поведут» вас за собой, отвлекут от грустных мыслей, поднимут настроение.

Природа – хорошее средство умиротворения, нормализации всех процессов в организме. Свежий воздух – хорошая подпитка мозга кислородом. Погуляйте по парку, лесу. Сходите за грибами, ягодами, искупайтесь в водоеме, позагорайте, погрейтесь под ярким летним солнышком.

И очень важно окружить себя людьми позитивно мыслящими, которые не склонны жаловаться на жизнь. Людей с различными интересами, доброжелательно настроенных к окружающим. Бодрый, позитивный настрой будет передаваться и вам. Не жалуйтесь, а лучше действуйте. Сходите куда-нибудь вместе – в театр, кино, поиграйте, и т.д. 

Упражнение «Цветное дыхание». Успокойтесь и, глубоко дыша животом, постарайтесь представить, что вы вдыхаете один цвет, а выдыхаете другой. Чтобы избавиться от нервозности и агрессивности, вдохните зеленый, который уравновешивает и освежает, а выдохните агрессивный красный. Хотите ощутить прилив счастья – вдохните оранжевый, выдохните синий.

Все же – любите себя, цените, заботьтесь о своем здоровье.

Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она — не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.

Перестаньте жить за других их жизнью. Живите, пожалуйста, своей. Не вместо людей, а вместе с ними.

Разнообразьте свой досуг, не забывайте об отдыхе, об общении с друзьями, путешествиях, прогулках на природе.

«Ларец радости»

Педагогам предлагают выбрать из «Ларца радости» сердце с афоризмом. Дарим конфеты.