Конспект совместного социально-психологического занятия для созависимого родителя и ребенка с ОВЗ
«Я тебя понимаю»
Цель: осознание родителем восприятия собственного ребенка, осознание стиля взаимодействия с ребёнком, создание ситуации сотрудничества.
Продолжительность занятия 45 мин.
Упражнение 1. Разогрев.
Чтобы мы немного активизировались участники и настроились на работу, предлагаем игру: «Солнце светит на того…». Предложение нужно продолжить, называя внешние приметы участников группы, например: «у чьего ребенка светлые волосы», «карие глаза»… и т.п. Важно, при проговаривании смотреть на участника, о чьих внешних качествах идет речь.
Несколько ходов говорит психолог, потом родитель, ребенок.
Упражнение 2. «Проведи партнера»
Цель: прочувствовать стиль взаимодействия между мамой и сыном; активизировать умения согласованно двигаться в паре.
От кого чаще идет инициатива в семье? За кем последнее слово в споре? Кто решает, куда пойти и что покупать? Важно, чтобы психолог знал заранее ответы на вопросы (индивидуальные консультации).
Мама (+имя) родитель – она взрослая, большая. Сын (+имя) – ребенок, маленький по отношению к родителям. Это так. А сын по отношению к одноклассникам маленький или большой?
Ход упражнения
Маму просим закрыть глаза (лучше не завязывать). Сын встает у мамы за спиной и кладет руки ей на плечи. Психолог дает инструкции сыну, куда отвести маму, что дать ей в руки. Инструкция идет на РЖЯ (жестовое сопровождение), первые 2-3 задания озвучиваются вербально, остальные – только жестовой речью.
Что чувствовали? От чего зависело, как вы выполняли задание? С каким настроением выполняли? Как чувствовал себя сын? (оба отвечают). Хотелось поучаствовать в задании, отказаться что-то выполнять? Знакомо ли вам это состояние?
Упражнение 3. Игровой массаж «Шла по полю черепаха».
Цель: снять напряжение после предыдущего упражнения.
Сначала психолог переводит стишок, после демонстрирует вариант «массажа» на сыне, потом предлагает это повторить маме сыну, и сыну маме.
Шла по полю черепаха
И кусала всех от страха.
Кусь – кусь – кусь – кусь,
Никого я не боюсь!
Упражнение 4. «Пойми меня»
Участникам предлагается собрать разрезанную таблицу, соотнося слова и чувства.
Таблица «Пойми меня»
Ребенок говорит | Ребенок чувствует |
Смотри, мама, я победил в соревнованиях! | Горжусь. Доволен. |
Мне не весело. Я не знаю, что мне делать. | Скука, поставлен в тупик. |
Все дети общаются, а мне не с кем. | Одиночество. |
Я могу сделать это. Мне не надо помогать. Я достаточно взрослый, чтобы сделать это сам. | Уверенность, самостоятельность. |
Уходите, оставьте меня одного. Я не хочу ни с кем разговаривать. | Боль, злость, чувство не любви. |
У меня не получается. Я стараюсь, но не получается. Стоит ли стараться? | Разочарование, желание бросить. |
Я рад, что мои родители – ты и папа, а не другие. | Одобрение, благодарность, радость. |
Психолог с мамой объясняют смысл написанного сыну.
Обязательное условие при выполнении задания – совместная работа. Мама с сыном собирают таблицу, психолог только мотивирует на участие в упражнении.
Вам нравится, как вы собрали таблицу? Легко ли было работать вместе? В чем возникли трудности? Как вы себя чувствуете?
Упражнение 5.
Цель: создание условий для восстановления доверия сына к маме.
Мама с помощью психолога говорит сыну на РЖЯ: «Я твоя мама. Ты мой сын. Я тебе доверяю». В ответ сын говорит маме «Ты моя мама. Я твой сын. Я тебя не подведу». Упражнение не обсуждается.
Упражнение 6. Прощание при свече.
Психолог: «Я хочу, чтобы пламя этой свечи уничтожило все ваши печали и невзгоды, тепло этой свечи согрело ваши сердца и души, её свет озарил ваши лица улыбкой и любовью». Пожелания участникам. А теперь мысленно поблагодарим, друг друга за работу, вдохнем и дружно погасим свечу.
Педагог-психолог Фательникова М.В.