СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие с созависимым родителем и ребенком с ОВЗ

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

При созависимых отношениях происходит сильный перекос в заботе родителя о ребенке, появляются проблемы с границами. Родитель часто неодекватно вопринимает собственного ребенка, не осознает стиль взаимоотношений с ним, особенно если речь идет об ОВЗ. 

Данное занятие ориентировано на совместную работу родителя и ребенка с нарушением слуха в специально созданной ситуации сотрудничества. 

Просмотр содержимого документа
«Занятие с созависимым родителем и ребенком с ОВЗ»

Конспект совместного социально-психологического занятия для созависимого родителя  и ребенка с ОВЗ

«Я тебя понимаю»


Цель: осознание родителем восприятия собственного ребенка, осознание стиля взаимодействия с ребёнком, создание ситуации сотрудничества.

Продолжительность   занятия  45 мин.


Упражнение 1. Разогрев.

Чтобы мы немного активизировались участники и настроились на работу, предлагаем игру: «Солнце светит на того…». Предложение нужно продолжить, называя внешние приметы участников группы, например: «у чьего ребенка светлые волосы», «карие глаза»… и т.п. Важно, при проговаривании смотреть на участника, о чьих внешних качествах идет речь.

Несколько ходов говорит психолог, потом родитель, ребенок.


Упражнение 2. «Проведи партнера»

Цель: прочувствовать стиль взаимодействия между мамой и сыном; активизировать умения согласованно двигаться в паре.

От кого чаще идет инициатива в семье? За кем последнее слово в споре? Кто решает, куда пойти и что покупать? Важно, чтобы психолог знал заранее ответы на вопросы (индивидуальные консультации).

Мама (+имя) родитель – она взрослая, большая. Сын (+имя) – ребенок, маленький по отношению к родителям. Это так. А сын по отношению к одноклассникам маленький или большой?

Ход упражнения

Маму просим закрыть глаза (лучше не завязывать). Сын встает у мамы за спиной и кладет руки ей на плечи. Психолог дает инструкции сыну, куда отвести маму, что дать ей в руки. Инструкция идет на РЖЯ (жестовое сопровождение), первые 2-3 задания озвучиваются вербально, остальные – только жестовой речью.

Что чувствовали? От чего зависело, как вы выполняли задание? С каким настроением выполняли? Как чувствовал себя сын? (оба отвечают). Хотелось поучаствовать в задании, отказаться что-то выполнять? Знакомо ли вам это состояние?


Упражнение 3. Игровой массаж «Шла по полю черепаха». 

Цель: снять напряжение после предыдущего упражнения.

Сначала психолог переводит стишок, после демонстрирует вариант «массажа» на сыне, потом предлагает это повторить маме сыну, и сыну маме.

Шла по полю черепаха

И кусала всех от страха.

Кусь – кусь – кусь – кусь,

Никого я не боюсь!


Упражнение 4. «Пойми меня»

Участникам предлагается собрать разрезанную таблицу, соотнося слова и чувства.   


Таблица    «Пойми меня»

Ребенок говорит

Ребенок чувствует

Смотри, мама, я победил в соревнованиях!

Горжусь. Доволен.

Мне не весело. Я не знаю, что мне делать.

Скука, поставлен в тупик.

Все дети общаются, а мне не с кем.

Одиночество.

Я могу сделать это. Мне не надо помогать. Я достаточно взрослый, чтобы сделать это сам.

Уверенность, самостоятельность.

Уходите, оставьте меня одного. Я не хочу ни с кем разговаривать.

Боль, злость, чувство не любви.

У меня не получается. Я стараюсь, но не получается. Стоит ли стараться?

Разочарование, желание бросить.

Я рад, что мои родители – ты и папа, а не другие.

Одобрение, благодарность, радость.


Психолог с мамой объясняют смысл написанного сыну.

Обязательное условие при выполнении задания – совместная работа. Мама с сыном собирают таблицу, психолог только мотивирует на участие в упражнении.

Вам нравится, как вы собрали таблицу? Легко ли было работать вместе? В чем возникли трудности? Как вы себя чувствуете?


Упражнение 5.

Цель: создание условий для восстановления доверия сына к маме.

Мама с помощью психолога говорит сыну на РЖЯ: «Я твоя мама. Ты мой сын. Я тебе доверяю». В ответ сын говорит маме «Ты моя мама. Я твой сын. Я тебя не подведу». Упражнение не обсуждается.


Упражнение 6. Прощание при свече.

Психолог: «Я хочу, чтобы пламя этой свечи уничтожило все ваши печали и невзгоды, тепло этой свечи согрело ваши сердца и души, её свет озарил ваши лица улыбкой и любовью». Пожелания участникам. А теперь мысленно поблагодарим, друг друга за работу, вдохнем и дружно погасим свечу.






Педагог-психолог Фательникова М.В.