Государственное бюджетное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Старооскольский центр развития и социализации детей физкультурно-спортивной направленности «Старт»
I этап учебного занятия: приветствие, мотивация к учебной деятельности, раскрытие темы. |
Цель | Задачи | Длительность |
Настроить учащихся на положительные эмоции для восприятия нового материала. | Дать положительные эмоции, раскрепостить учащихся, раскрыть тему урока. | 2 минуты |
II этап учебного занятия: постановка цели и задач |
Цель | Задачи | Длительность |
В непринужденной форме определить тему урока. Поставить перед учащимися цель урока. | Сориентировать и настроить учащихся на работу в течение урока. | 1 минута |
III этап учебного занятия: изучение нового материала |
№ слайда | Слайд | Текст |
Слайд 1. | | Справочники Библиотечно-библиографический урок |
Слайд 2. | | 1 занятие – CФ библиотеки 2 занятие - словари 3 занятие - справочники 4 занятие – энциклопедии 5 занятие - игровой практикум |
Слайд3. | | Занятие 3. Справочники Цель: познакомить с различными видами справочников и особенностями расположения в них информации; обучить поиску информации в справочниках. Оборудование: различные виды справочников. Методические рекомендации: организовать выставку справочников, показать в ходе занятия, как располагается материал в справочниках (алфавитный, систематический или хронологический порядок). Составить задания по работе со справочниками. |
Слайд 4. | | Занятие 3. Справочники |
Слайд 5. | | Наше представление о мире дополняют справочники. Справочники – это печатное издание, в которых собраны краткие и точные сведения по какому-либо предмету. Поэтому обычно справочники бывают тематическими. |
Слайд 6. | | Кому, например, придет в голову заучивать все номера телефонов многочисленных организаций и учреждений города, если можно заглянуть в телефонный справочник. Зачем содержать в голове численность населения Бразилии или площадь Кувейта, когда ежегодно издается краткий справочник «Страны мира», он содержит сведения об экономике и политике всех государств и территорий земного шара |
Слайд 7. | | Существуют справочники по различным отраслям науки и техники, предназначенные для специалистов: «Справочник по орфографии и пунктуации» - для работников печати, «Справочник библиотекаря» и т.д. |
Слайд 8. | | Для вас вышла целая серия современных учебных пособий под общим названием "Справочник школьника". Они охватывают материалы по всей школьной программе. Материал расположен в алфавитном порядке, а для упрощения поиска необходимой информации можно воспользоваться "Предметным указателем". |
Слайд 9. | | Кроме того, справочными изданиями являются и справочники об учебных заведениях: университетах, институтах, училищах и т.д. Они выходят ежегодно; в них есть сведения о специальностях, факультетах, сроках обучения, правила приема и программы вступительных экзаменов, адреса учебных заведений. |
Слайд 1010. | | Специальными видами справочников являются путеводители, в которых можно найти описание страны, города, области, музеев. Они содержат исторические, географические, экономические и другие сведения. Рассказывают о памятных местах отечественной и зарубежной культуры, истории, быте народов мира, местах, связанных с жизнью известных людей планеты. |
Слайд 1111. | | Полезными могут быть и такие справочные издания, как адресные книги, атласы автомобильных и железных дорог, справочники полезных советов. |
Слайд12. | | Широкое распространение получили справочники по отдельным отраслям знаний и специальным вопросам, например, «Справочник по технике безопасности». |
Слайд 13. | | Это особый вид энциклопедической литературы. Это не энциклопедии и не справочники, но из статей в таких книгах можно узнать много интересного. Яркий пример такой литературы – многотомное издание «Все обо всем». Каждый том – маленькая универсальная энциклопедия, где собран материал на разные темы. |
Слайд 14. | | Таким образом, справочник - это печатное издание, в котором собраны сведения, научного. производственного, практического характера по отдельным вопросам. |
Слайд 15. | | Сведения в справочниках могут находиться в алфавитном, систематическом или хронологическом порядке. |
Слайд 16. | | Справочник помогут найти ответы на вопросы, возникающие у школьников в процессе обучения, помогут овладеть выбранной специальностью, получит информацию о новых технологиях. Показать учащимся различные справочники, имеющиеся в библиотеке. |
Слайд 17. | | Практическое задание 1.Орфографический словарь помогает: правильно написать слово; правильно поставить ударение определить падеж. 2.Толковый словарь нужен учащимся: для объяснения непонятных выражений; толкования устаревших слов; не нужен. |
Слайд 18. | | Практическое задание Используя подготовленные справочники, найдите ответы на вопросы. Ответ запишите в виде библиографической записи. Найдите в справочнике сведения о численности населения Бразилии. Найдите в сведения о температуре Солнца. Найдите в справочнике сведения о средневековом Новгороде? |
Слайд 19. | | Информационные ресурсы 1.Библиотека школы №12, 2013 г. Стр. 36-38, Н. А. Корякина, заведующая библиотекой МБОУ «СОШ № 36», г. Иркутск Путеводитель по стране знаний: Твои первые энциклопедии. 2. https://botana.cc/prepod/drugoe/o2gc5rdo.html 3. Основы информационной грамотности школьника, программа, занятия с учащимися 5-6 классов/авт.-сост. И.Б. Горшкова, Л.Н. Захарова, Г.В. Ежкова. – Волгоград: Учитель, 2014. -254 с. 4. Культуру чтения – школьникам: Методические рекомендации в помощь школе и библиотеке. – Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1983. – 111 с. |
IV этап учебного занятия: Этап закрепления и обобщения знаний |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Сегодня мы с вами познакомились со справочниками, узнали, как работать с ними, ответили на вопросы. | |
V этап учебного занятия: заключительный. подведение итогов |
Цель | Задачи | Длительность |
Подвести итог занятий, усвоенные знания выставить оценки за ответы на месте | Обобщить и закрепить полученные знания. | 2-3 мин. |
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Рефлексия: завершить фразу «Мне сегодня на уроке…» | Ответы учеников. |
Домашнее задание: прочитать и написать рецензию на книги. | |