СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие с воспитанниками на тему : «Как пользоваться справочниками».

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Занятие с воспитанниками на тему : «Как пользоваться справочниками».»

Государственное бюджетное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Старооскольский центр развития и социализации детей физкультурно-спортивной направленности «Старт»







Справочники

Библиотечное занятие















Воспитатель: Попова М.Н.



г. Старый Оскол



Технологическая карта библиотечного занятия

Тема «Справочники»


Цель: познакомить с различными видами справочников и особенностями расположения в них информации; обучить поиску информации в справочниках

Оборудование: различные виды справочников.

Методические рекомендации: организовать выставку справочников, показать в ходе занятия, как располагается материал в справочниках (алфавитный, систематический или хронологический порядок). Составить задания по работе со справочниками.


Ход занятия:

I этап учебного занятия: приветствие, мотивация к учебной деятельности, раскрытие темы.

Цель

Задачи

Длительность

Настроить учащихся на положительные эмоции для восприятия нового материала.

Дать положительные эмоции, раскрепостить учащихся, раскрыть тему урока.

2 минуты

II этап учебного занятия: постановка цели и задач

Цель

Задачи

Длительность

В непринужденной форме определить тему урока. Поставить перед учащимися цель урока.

Сориентировать и настроить учащихся на работу в течение урока.

1 минута

III этап учебного занятия: изучение нового материала


слайда

Слайд

Текст

Слайд 1.



Справочники

Библиотечно-библиографический урок


Слайд 2.







1 занятие – CФ библиотеки

2 занятие - словари

3 занятие - справочники

4 занятие – энциклопедии

5 занятие - игровой практикум

Слайд3.













Занятие 3.

Справочники

Цель: познакомить с различными видами справочников и особенностями расположения в них информации; обучить поиску информации в


справочниках.
Оборудование: различные виды

справочников.
Методические рекомендации: организовать выставку справочников, показать в ходе занятия, как располагается материал в справочниках (алфавитный, систематический или хронологический порядок). Составить задания по работе со справочниками.

Слайд 4.





Занятие 3.

Справочники

Слайд 5.








Наше представление о мире дополняют справочники. Справочники – это печатное издание, в которых собраны краткие и точные сведения по какому-либо предмету. Поэтому обычно справочники бывают тематическими.


Слайд 6.






Кому, например, придет в голову заучивать все номера телефонов многочисленных организаций и учреждений города, если можно заглянуть в телефонный справочник.

Зачем содержать в голове численность населения Бразилии или площадь Кувейта, когда ежегодно издается краткий справочник «Страны мира», он содержит сведения об экономике и политике всех государств и территорий земного шара



Слайд 7.








Существуют справочники по различным отраслям науки и техники, предназначенные для специалистов:

«Справочник по орфографии и пунктуации» - для работников печати, «Справочник библиотекаря» и т.д.

Слайд 8.






Для вас вышла целая серия современных учебных пособий под общим названием "Справочник школьника". Они охватывают материалы по всей школьной программе.

Материал расположен в алфавитном порядке, а для упрощения поиска необходимой информации можно воспользоваться "Предметным указателем".



Слайд 9.






Кроме того, справочными изданиями являются и справочники об учебных заведениях: университетах, институтах, училищах и т.д. Они выходят ежегодно; в них есть сведения о специальностях, факультетах, сроках обучения, правила приема и программы вступительных экзаменов, адреса учебных заведений.

Слайд 1010.






Специальными видами справочников являются путеводители, в которых можно найти описание страны, города, области, музеев. Они содержат исторические, географические, экономические и другие сведения. Рассказывают о памятных местах отечественной и зарубежной культуры, истории, быте народов мира, местах, связанных с жизнью известных людей планеты.


Слайд 1111.





Полезными могут быть и такие справочные издания, как адресные книги, атласы автомобильных и железных дорог, справочники полезных советов.


Слайд12.




Широкое распространение получили справочники по отдельным отраслям знаний и специальным вопросам, например, «Справочник по технике безопасности».


Слайд 13.








Это особый вид энциклопедической литературы. Это не энциклопедии и не справочники, но из статей в таких книгах можно узнать много интересного.

Яркий пример такой литературы – многотомное издание «Все обо всем». Каждый том – маленькая универсальная энциклопедия, где собран материал на разные темы.

Слайд 14.






Таким образом, справочник - это печатное издание, в котором собраны сведения, научного. производственного, практического характера по отдельным вопросам.

Слайд 15.








Сведения в справочниках могут находиться в алфавитном, систематическом или хронологическом порядке.

Слайд 16.






Справочник помогут найти ответы на вопросы, возникающие у школьников в процессе обучения, помогут овладеть выбранной специальностью, получит информацию о новых технологиях.

Показать учащимся различные справочники, имеющиеся в библиотеке.

Слайд 17.




Практическое задание

1.Орфографический словарь помогает:

  1. правильно написать слово;

  2. правильно поставить ударение

  3. определить падеж.


2.Толковый словарь нужен учащимся:

  1. для объяснения непонятных выражений;

  2. толкования устаревших слов;

  3. не нужен.


Слайд 18.




Практическое задание


Используя подготовленные справочники, найдите ответы на вопросы. Ответ запишите в виде библиографической записи.

Найдите в справочнике сведения о численности населения Бразилии.

Найдите в сведения о температуре Солнца.

Найдите в справочнике сведения о средневековом Новгороде?


Слайд 19.





Информационные ресурсы

1.Библиотека школы №12, 2013 г. Стр. 36-38, Н. А. Корякина,

заведующая библиотекой МБОУ «СОШ № 36», г. Иркутск

Путеводитель по стране знаний: Твои первые энциклопедии.

2. https://botana.cc/prepod/drugoe/o2gc5rdo.html

3. Основы информационной грамотности школьника, программа, занятия с учащимися 5-6 классов/авт.-сост. И.Б. Горшкова, Л.Н. Захарова, Г.В. Ежкова. – Волгоград: Учитель, 2014. -254 с.

4. Культуру чтения – школьникам: Методические рекомендации в помощь школе и библиотеке. – Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1983. – 111 с.


IV этап учебного занятия: Этап закрепления и обобщения знаний


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Сегодня мы с вами познакомились со справочниками, узнали, как работать с ними, ответили на вопросы.


V этап учебного занятия: заключительный. подведение итогов

Цель

Задачи

Длительность


Подвести итог занятий, усвоенные знания выставить оценки за ответы на месте

Обобщить и закрепить полученные знания.

2-3 мин.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Рефлексия: завершить фразу «Мне сегодня на уроке…»

Ответы учеников.

Домашнее задание: прочитать и написать рецензию на книги.