СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие «Словарь-мой друг!»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Усердней каждый день смотрю в словарь:

В его столбцах мерцают искры чувства. В подвалы слов не раз сойдёт искусство, Держа в руке свой потайной фонарь.

С.Я. Маршак

Просмотр содержимого документа
«Занятие «Словарь-мой друг!»»

Всероссийский конкурс «Словарный урок»









Внеурочное мероприятие

«Словарь-мой друг!»







Автор: Болдырева Наталья Николаевна

учитель начальных классов

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа с. Бескес»









с. Курджиново, 2021 год

Пояснительная записка к внеурочному мероприятию

Усердней каждый день смотрю в словарь:

В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдёт искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь.

С.Я. Маршак




Предмет: русский язык

Тема внеурочного мероприятия: Словарь – мой друг!

Актуальность темы: выбор данной темы для проведения меропрития обусловлена тем, что на уроках русского зыка и литературного чтения учителя встречаются с ответами бедными в лексическом отношении. Скудный словарный запас приводит к менее успешной работе в области орфографии и синтаксисе. При проверке орфограмм ученики часто не могут подобрать родственные или однокоренные слова, так как их нет в активном словарном запасе учащихся.

Целевая аудитория: 4 класс, 10 лет;

Место в системе работы педагога: внеклассное мероприятие в рамках внеурочной деятельности «Занимательный русский зык».

Цель: знакомство с многообразием словарей, систематизировать работу со вловарми в начальной школе.

Задачи учителя:

Образовательные: организовать деятельность обучающихся, чтобы они смогли понять, какую информацию можно получить из словарей различных типов; учить пользоваться словарями;

Развивающие: развивать речь обучающихся; сформировать потребность в использовании словарей различных типов;

Воспитательная: прививать чувство любви к великому русскому языку.

Задачи обучающихся: научиться пользоваться словарями; узнать, какую информацию можно получить из словарей разных типов; уметь применять знания на практике.

Тип урока: урок «открытие нового знания»

Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов.

Формирование УУД:

Личностные действия: готовность к личностному самоопределению и саморазвитию, сформированность мотивации обучающихся к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные действия: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка.

Познавательные действия: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы.

Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, управление поведением партнёра, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Методы и формы проведения: наблюдение над языком, эвристический метод; работа индивидуальная, в парах, группах, фронтальная.

Образовательные ресурсы: http://festival.1september.ru/articles/569382/http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2012/08/12/urok-igra-v-gostyakh-u-slovareyhttp://pedsovet.su/load/28-1-0-41482https://learningapps.org/myapps.php.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Наглядно-демонстрационный материал: выставка словарей, карточки / конверты с письмами от словарей – раздаются группам, презентация.

Форма подготовки: знакомство и работа со словарями, чтение словарных статей, определение ролей и подготовка учеников играть роли.

1.Мотивация (самоопределение ) к учебной деятельности:

Вступительное слово учителя: Приветствую вас, ребята! В современном мире красивая и насыщенная речь говорит о культуре и хорошем образовании. Богатый словарный запас слов свидетельствует о высоком уровне интеллектуального развития человека. Общество воспринимает человека с богатым словарным запасом как умную и творческую личность. Люди с богатым словарным запасом быстрее получают работу, успешнее продвигаются вверх по служебной лестнице, к ним вообще чаще и внимательнее прислушиваются. Сегодня вы целый урок будете работать в группах, поэтому столы расставлены необычным для вас образом. Каждая группа имеет маршрутный лист с заданиями, ответы на которые в конце урока вы должны представить классу.

 2.Актуализация знаний. Проблемная ситуация.

Учитель: Русская пословица гласит: «Хромое слово – кривая речь». Как известно, с пословицей нельзя спорить, она народная мудрость.

Ученик: Но почему пословица так говорит? Что нужно делать для того чтобы красиво говорить, понимать прочитанные тексты? Нужно ли знать много слов, умело с ними обращаться?

Учитель: На уроке мы ответим на эти вопросы.

3. Формулирование темы и целей урока.

Учитель: Один из путей пополнения своего лексикона – обращение к словарям, энциклопедиям и справочникам. Знаменитый писатель Анатоль Франс, французский романист и литературный критик, лауреат Нобелевской премии по литературе говорил: «Словарь – это вся Вселенная, расположенная в алфавитном порядке».

Ученик: Слова называют всё то, что когда-то было увидено, осмыслено, понято человеческой цивилизацией о существовании нашей Вселенной и о роли человека в ней.

Учитель: сегодня на уроке нам предстоит доказать, что словари помогают нам правильно писать и произносить слова, расширяют кругозор, приобщают к культуре.

4.Групповая работа. (Каждой группе дано своё задание, продукт которого в конце урока презентуется классу. Инструкция, алгоритм работы-маршрутный лист для каждой группы. В конвертах – письма от словарей).

Ученик: ребята, давайте распределимся на группы для выполнения заданий. (Выход Мурзилки)

Мурзилка: Привет, ребята, это я!

Дети: А ты кто?

Мурзилка: Я-Мурзилка!

Дети: а мы тебя не знаем.

Мурзилка: не может быть! Меня зовут Мур-зил-ка!

Учитель: Мурзилка, не обижайся. Расскажи нам о себе. Кто ты? Где ты живёшь?

Мурзилка: я-это я…(плачет) и я не знаю откуда я! И никого у меня нет! И никто меня не любит! Вот, скажите, ребята, на кого я похож?

Ученик 1: может ты котёнок?

Ученик 2: нет, не похож!

Ученик 1: может ты медвежонок?

Ученик 2: нет, не похож!

Учитель: не плачь, Мурзилка. Ты в школе на уроке русского языка. Мы тебя не бросим. Побудь с нами.

Мурзилка: хорошо.

Учитель: (слышится шум, что кто-то спорит) кто это так громко спорит? (выходят Знайка и Незнайка) Ребята, а почему вы так шумите? Вы же в школе, у всех сейчас идут уроки!

Знайка: здравствуйте, извините пожалуйста! Поздоровайся со всеми, Незнайка.

Незнайка: Привет! Вы нас узнали?

Дети: Конечно узнали.

Незнайка: Да! Точно! Вот это Знайка, а я – Незнайка! Нас все знают! (замечает Мурзилку) А ты кто такой? (кружит Мурзилку, рассматривает и смеётся) лохматый такой, смешной! Ты откуда?

Дети: Не обижай человека!

Незнайка: Какой же это человек? Он же совсем не похож на человека!

Мурзилка: Меня зовут Мурзилка! (плачет) больше я ничего не знаю.

Знайка: Не плачь. Я знаю, что надо делать! У тебя есть замечательное необычное и редкое имя. А имя-это слово, а слова хранятся в словарях.

Незнайка: Опять ты за своё! Не нужны нам твои словари! Мы итак можем догадаться! Мурзилка, значит Мурзик, а Мурзик-это кличка котов, значит ты-кот!

Мурзилка: И совсем я не кот! (обижается)

Учитель: Так и быть, ребята, отправляемся на поиски личности Мурзилки!

Учитель: Что нужно обязательно брать с собой в путешествие? С кем лучше всего отправляться в путешествие? Послушайте музыкальные подсказки: (звучат отрывки из детских песен)

1.«Если с другом вышел в путь, веселей дорога»

2. «Друг в беде не бросит, лишнего не спросит…»

3. «Мир похож на цветной луг, если рядом с тобой друг…»

Учитель: Дайте, пожалуйста, наиболее полное лексическое значение слова друг. Сегодня на уроке нам будут помогать молчаливые друзья. Как вы думаете, кто они?

Послушайте загадку:

В себе слова я содержу

Храню и собираю,

И никогда не допущу,

Чтоб слово обижали! (Словарь)

Учитель: Правильно, нашими помощниками на любом уроке могут быть словари, они ждут, чтобы мы их позвали. Зрители, помогите нам позвать друзей-словарей.

Выход словарей под музыку: (выходят важно, кланяются, здороваются жестами и молчат).

Учитель: ребята, а почему же они молчат? Надо их разговорить. Для этого они загадают загадки.

Ученик-«Толковый словарь»:

Расскажу я всё о слове,

О его значении.

Растолкую всё для вас.

Приходите в добрый час! (Толковый словарь)

Учитель: правильно, это толковый словарь. (Ребёнок надевает шляпу с надписью «Толковый словарь» и громко здоровается с ребятами и зрителями).

Учитель: послушайте вторую загадку и отгадайте, о каком словаре в ней ведётся речь?

Ученик-«Словарь-синонимов»:

Есть слова совсем-совсем не схожие

И не по звучанию и даже написанию.

Они лишь по значению, как братики похожие.

Дружно слова-братики живут.

Их собрал для вас вот тут. (Ребёнок надевает шляпу с надписью «Словарь синонимов» и громко здоровается с ребятами и зрителями).

Учитель: Слово тебе (указывает на очередного ученика):

Ученик-«Словарь антонимов»:

Слов много существует на свете

А я собрал для вас

Слова противоположные,

Уж очень не похожие. (Словарь антонимов). (Ребёнок надевает шляпу с надписью «Словарь антонимов» и громко здоровается с ребятами и зрителями).

Учитель: продолжаем, ребята, угадываем названия словарей-помощников.

Ученик-«Орфографический словарь»:

Я люблю в словах хитринки

Собираю и храню

Чтобы их знали без ошибки,

Правильно для вас пишу.

Поскорее приходите.

Я вас очень, очень жду.(Ребёнок надевает шляпу с надписью «Орфографический словарь» и громко здоровается с ребятами и зрителями).

Учитель: остался ещё один словарик-помощник:

Ученик-«Фразеологический словарь»:

Я собрал для вас, ребята,

Не отдельные слова,

А словосочетания

Они устойчивы всегда,

Как дружная компания,

Только вместе в дружбе,

Понимать их нужно. (Ребёнок надевает шляпу с надписью «Фразеологический словарь» и громко здоровается с ребятами и зрителями).

Учитель: все словари мы оживили, и они с нами заговорили. Помогите нашему Мурзилке себя отыскать!

Словари (произносят все вместе):

И Мурзилке мы поможем

Друга мы в беде не бросим!

Есть у нас свои секреты,

Сейчас расскажем вам об этом!

Слайд №___ (По слайду словари показывают словарную статью и рассказывают о том, что обозначают сокращения и какую дополнительную информацию можно извлечь из статьи) (Приложение №_)

Учитель:

Ну что ж скорее в путь друзья

Нам медлить уж совсем нельзя!

Динамическая музыкальная пауза: (выполнение упражнений под музыку песни «Мир похож на цветной луг»)

Учитель: Продолжим работу. Ребята, как вы считаете, нужно ли пользоваться словарями на уроках?

Знайка: Ребята, я считаю, что необходимо пользоваться словарём. Кто считает также, то присоединяйтесь к моей команде.

Незнайка: Я считаю, что мы справимся без словарей. Мы же не глупые ученики! Присоединяйтесь к моей команде.

Учитель: начнём работу.

Словари:

Задания наши выполняйте

За помощью к нам обращайтесь!

А мы тем временем найдём

Друзей Мурзилки и его дом. (Дети с надписями на майках - «Словарь» расходятся за свои парты, где лежат словари). (См. Приложение) (Дети, которые присоединились к команде Знайки должны обращаться к словарю, при выполнении каждого задания. Они подходят к столу, на котором лежат словари. А ученики, которые играли роль «Словарей» помогают им в поиске нужной страницы и т.д.. Как только, всё задание, на данном этапе, правильно выполнено, ребёнок получает от «Словаря» одну звездочку).

Незнайка: ребята, зачем нам нужны эти важные словари. Бегать к ним ещё! (подбегает к столу со словарями и берёт самый большой). Вы только посмотрите какие они большие! И кто их только придумал?

Учитель: В мире существуют тысячи словарей всевозможных видов и назначений. Есть словари необыкновенные, среди них «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля. Владимир Иванович Даль (1801-1872). Он  был моряком, врачом, писателем, много путешествовал, всегда находился рядом с людьми, прислушивался к ним. Всем известны сказки Даля: «Старик-годовик», «Привередница», «Девочка Снегурочка», «Война грибов с ягодами». Но самой знаменитой его работой стал Толковый словарь, содержащий примерно 200 тысяч слов. Вышел он в 1863 году. Всю свою жизнь Даль собирал слова. На составление словаря ушло 53 года.

Знайка: Мы отмечаем День словарей 22 ноября, потому что это день рождения Владимира Ивановича Даля, создателя Толкового словаря.

Незнайка: Мы и без них справимся! Мы сейчас самостоятельно управимся и догадаемся о происхождении Мурзилки! (Ребята соглашаются и выполняют задания без словарей).

Мурзилка: я с вами, потому, что я хочу точно знать о происхождении моего имени. Может быть я и друзей найду.

Учитель: вот и хорошо, но я должна предупредить, что книги любят тишину, особенно словарики. (Дети выполняют задания Словарей и получают звездочки за каждое задание).

Учитель: вы выполнили все задания? Теперь мы вместе проверим и сравним с образцом на экране. (Проверяют, Словари дают каждой команде за правильное выполнение одну звёздочку).

Учитель: ну что ж, какая команда победила?

Знайка: Наша команда набрала больше звёздочек, ведь нам помогали словари.

Незнайка: Да. Теперь и мне понятно, что с помощью словарей можно узнать правильность написания незнакомых слов, их происхождение и различные значения, подобрать синонимы и антонимы.

Знайка: Уважаемые словари, теперь и вы помогите нашему Мурзилке. Два ученика, которые играют роль Словарей: пожалуйста. (читают с экрана по очереди).

Словарь:Мурзи́лка "маленький человечек, гном, игрушка". Это слово образовано от мурзи́ться "сердиться, ворчать (о собаке).

Словарь"Мурзилка" ‑ популярный ежемесячный детский литературно‑художественный журнал. Адресован детям от 6 до 12 лет. Первый номер журнала 

вышел 16 мая 1924 года, после чего выход издания не прерывался ни разу. До 1931 года журнал существовал как приложение к "Рабочей газете".

В первых номерах журнала, в 1927 году, Мурзилка был... щенком! С другом, мальчиком Петькой, он попадал в смешные и необычные ситуации. Окрас щенка был непонятен, т.к. он был замурзаным, т.е. грязным и косматым. А когда мальчик его отмыл, он оказался жёлтого окраса. Теперь это пушистое, как мимоза, существо непонятного происхождения. Его «папа» — знаменитый художник Аминадав Каневский. Ему подарили красный берет и фотоаппарат через плечо, потому, что он стал корреспондентом детского журнала. Мурзилка получился таким живым, веселым и забавным, что дети писали ему письма, делились проблемами и переживаниями. Корреспондент Мурзилка вылетает на задание, чтобы расследовать причины плохой успеваемости учеников. Кто же еще поможет, как не наш герой?

Выходит «Мурзилка» и сейчас. Знаменитый журнал попал в Книгу рекордов Гиннеса как самый долго издаваемый детский журнал. Скоро будем столетие отмечать. Внешне символ журнала стал больше напоминать персонажа мультфильма. В привычном формате журнал доступен по-прежнему. Яркий, современный, привлекающий внимание. Как бы ни менялся формат этого детского издания, главное сохраняется: доброта и мягкий юмор, интересное содержание и направленность на развитие личности.

Мурзилка: Вот это да! Я же говорил, что я не кот. Спасибо Словарям!

Незнайка: Кто бы мог подумать! Наш Мурзилка работает в журнале фотокорреспондентом! Я понял словари-это сила!

Знайка: В мире существуют тысячи словарей всевозможных видов и назначений. Они могут отвечать и запросам широкого круга читателей, и узких специалистов.

Незнайка: А самое главное, принимая подсказку словаря, мы не смущаемся, не стыдимся, а гордимся тем, что удалось избежать ошибки и получить новые сведения.

Ученик: Словари должны быть настольными книгами, причем словари самые разнообразные: орфографические, толковые, грамматические и прочее.

Ученик: Словари значительно облегчают изучение новых слов и компьютерные словари.

Ученик: Таким образом, ежедневное обращение к словарю - самое легкодоступное средство увеличения словарного запаса, обогащения речи и пополнения знаний.

Учитель: давайте же все вместе соберём слова из букв. (Дети на магнитной доске выкладывают фразу: «Словарь-мой друг!» и произносят вслух хором).

Учитель: вы сделали правильный вывод. Урок окончен. Спасибо за внимание.



























Заключение: в ходе внеклассногом мероприятия были достигнуты поставленные цели. Ученики на практике выяснили, что использование словарей необходимо не только на уроке но и на внеурочной деятельности и в повседневной жизни. Учащиеся 4 класса на практике убедились, что пользоваться словарями не трудно. Научились быстро искать информацию в книге, пользоваться механизмами словарей, такими как: содержание, алфавитный указатель и т.д.. Ученики узнали о происхождении сказочного героя Мурзилки и познакомились с периодическим журналом «Мурзилка» и его особенностями.

Рекомендации по применению: учителям начальных классов во внеурочной деятельности.

Список источников:

1. Аномович Е.А. Русский язык в начальных классах. - М., 1989.

2. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. - М., 1989.

3. Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. - М., 1993.

4.Выготский Л.С. Мышление и речь. – М., 1989.

5. Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. - М., 1983.

6. Панов Б.Г. Внеклассная работа по русскому языку. - М., 1990.


7. Политова Н.И. Развитие речи учащихся на уроках русского языка. - М., 1994.

8. Рамзаева Т.Г. Уроки русского языка в третьем классе. - М., 2011.

9. Рождественский Н.С. Обучение орфографии в начальной школе. - М., 1975.

10. Фомичева Г.А. Работа над словосочетанием. - М., 1985.

11. Яковлева В.И. Слово о словарном слове. – М., 1989.


Источник: https://gufo.me/dict/bse/%D0%9C%D1%83%D1%80%D0%B7%D0%B8%D0%BB%D0%BA%D0%B0

Фото: https://bitoflife.ru/

Образовательные ресурсы: http://festival.1september.ru/articles/569382/http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2012/08/12/urok-igra-v-gostyakh-u-slovareyhttp://pedsovet.su/load/28-1-0-41482https://learningapps.org/myapps.php.

Фото: https://fotostrana.ru