Всероссийский конкурс «Словарный урок»
Внеурочное мероприятие
«Словарь-мой друг!»
Автор: Болдырева Наталья Николаевна
учитель начальных классов
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа с. Бескес»
с. Курджиново, 2021 год
Пояснительная записка к внеурочному мероприятию
Усердней каждый день смотрю в словарь:
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдёт искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь.
С.Я. Маршак
Предмет: русский язык
Тема внеурочного мероприятия: Словарь – мой друг!
Актуальность темы: выбор данной темы для проведения меропрития обусловлена тем, что на уроках русского зыка и литературного чтения учителя встречаются с ответами бедными в лексическом отношении. Скудный словарный запас приводит к менее успешной работе в области орфографии и синтаксисе. При проверке орфограмм ученики часто не могут подобрать родственные или однокоренные слова, так как их нет в активном словарном запасе учащихся.
Целевая аудитория: 4 класс, 10 лет;
Место в системе работы педагога: внеклассное мероприятие в рамках внеурочной деятельности «Занимательный русский зык».
Цель: знакомство с многообразием словарей, систематизировать работу со вловарми в начальной школе.
Задачи учителя:
Образовательные: организовать деятельность обучающихся, чтобы они смогли понять, какую информацию можно получить из словарей различных типов; учить пользоваться словарями;
Развивающие: развивать речь обучающихся; сформировать потребность в использовании словарей различных типов;
Воспитательная: прививать чувство любви к великому русскому языку.
Задачи обучающихся: научиться пользоваться словарями; узнать, какую информацию можно получить из словарей разных типов; уметь применять знания на практике.
Тип урока: урок «открытие нового знания»
Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов.
Формирование УУД:
Личностные действия: готовность к личностному самоопределению и саморазвитию, сформированность мотивации обучающихся к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные действия: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка.
Познавательные действия: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы.
Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, управление поведением партнёра, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Методы и формы проведения: наблюдение над языком, эвристический метод; работа индивидуальная, в парах, группах, фронтальная.
Образовательные ресурсы: http://festival.1september.ru/articles/569382/, http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2012/08/12/urok-igra-v-gostyakh-u-slovarey, http://pedsovet.su/load/28-1-0-41482, https://learningapps.org/myapps.php.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Наглядно-демонстрационный материал: выставка словарей, карточки / конверты с письмами от словарей – раздаются группам, презентация.
Форма подготовки: знакомство и работа со словарями, чтение словарных статей, определение ролей и подготовка учеников играть роли.
1.Мотивация (самоопределение ) к учебной деятельности:
Вступительное слово учителя: Приветствую вас, ребята! В современном мире красивая и насыщенная речь говорит о культуре и хорошем образовании. Богатый словарный запас слов свидетельствует о высоком уровне интеллектуального развития человека. Общество воспринимает человека с богатым словарным запасом как умную и творческую личность. Люди с богатым словарным запасом быстрее получают работу, успешнее продвигаются вверх по служебной лестнице, к ним вообще чаще и внимательнее прислушиваются. Сегодня вы целый урок будете работать в группах, поэтому столы расставлены необычным для вас образом. Каждая группа имеет маршрутный лист с заданиями, ответы на которые в конце урока вы должны представить классу.
2.Актуализация знаний. Проблемная ситуация.
Учитель: Русская пословица гласит: «Хромое слово – кривая речь». Как известно, с пословицей нельзя спорить, она народная мудрость.
Ученик: Но почему пословица так говорит? Что нужно делать для того чтобы красиво говорить, понимать прочитанные тексты? Нужно ли знать много слов, умело с ними обращаться?
Учитель: На уроке мы ответим на эти вопросы.
3. Формулирование темы и целей урока.
Учитель: Один из путей пополнения своего лексикона – обращение к словарям, энциклопедиям и справочникам. Знаменитый писатель Анатоль Франс, французский романист и литературный критик, лауреат Нобелевской премии по литературе говорил: «Словарь – это вся Вселенная, расположенная в алфавитном порядке».
Ученик: Слова называют всё то, что когда-то было увидено, осмыслено, понято человеческой цивилизацией о существовании нашей Вселенной и о роли человека в ней.
Учитель: сегодня на уроке нам предстоит доказать, что словари помогают нам правильно писать и произносить слова, расширяют кругозор, приобщают к культуре.
4.Групповая работа. (Каждой группе дано своё задание, продукт которого в конце урока презентуется классу. Инструкция, алгоритм работы-маршрутный лист для каждой группы. В конвертах – письма от словарей).
Ученик: ребята, давайте распределимся на группы для выполнения заданий. (Выход Мурзилки)
Мурзилка: Привет, ребята, это я!
Дети: А ты кто?
Мурзилка: Я-Мурзилка!
Дети: а мы тебя не знаем.
Мурзилка: не может быть! Меня зовут Мур-зил-ка!
Учитель: Мурзилка, не обижайся. Расскажи нам о себе. Кто ты? Где ты живёшь?
Мурзилка: я-это я…(плачет) и я не знаю откуда я! И никого у меня нет! И никто меня не любит! Вот, скажите, ребята, на кого я похож?
Ученик 1: может ты котёнок?
Ученик 2: нет, не похож!
Ученик 1: может ты медвежонок?
Ученик 2: нет, не похож!
Учитель: не плачь, Мурзилка. Ты в школе на уроке русского языка. Мы тебя не бросим. Побудь с нами.
Мурзилка: хорошо.
Учитель: (слышится шум, что кто-то спорит) кто это так громко спорит? (выходят Знайка и Незнайка) Ребята, а почему вы так шумите? Вы же в школе, у всех сейчас идут уроки!
Знайка: здравствуйте, извините пожалуйста! Поздоровайся со всеми, Незнайка.
Незнайка: Привет! Вы нас узнали?
Дети: Конечно узнали.
Незнайка: Да! Точно! Вот это Знайка, а я – Незнайка! Нас все знают! (замечает Мурзилку) А ты кто такой? (кружит Мурзилку, рассматривает и смеётся) лохматый такой, смешной! Ты откуда?
Дети: Не обижай человека!
Незнайка: Какой же это человек? Он же совсем не похож на человека!
Мурзилка: Меня зовут Мурзилка! (плачет) больше я ничего не знаю.
Знайка: Не плачь. Я знаю, что надо делать! У тебя есть замечательное необычное и редкое имя. А имя-это слово, а слова хранятся в словарях.
Незнайка: Опять ты за своё! Не нужны нам твои словари! Мы итак можем догадаться! Мурзилка, значит Мурзик, а Мурзик-это кличка котов, значит ты-кот!
Мурзилка: И совсем я не кот! (обижается)
Учитель: Так и быть, ребята, отправляемся на поиски личности Мурзилки!
Учитель: Что нужно обязательно брать с собой в путешествие? С кем лучше всего отправляться в путешествие? Послушайте музыкальные подсказки: (звучат отрывки из детских песен)
1.«Если с другом вышел в путь, веселей дорога»
2. «Друг в беде не бросит, лишнего не спросит…»
3. «Мир похож на цветной луг, если рядом с тобой друг…»
Учитель: Дайте, пожалуйста, наиболее полное лексическое значение слова друг. Сегодня на уроке нам будут помогать молчаливые друзья. Как вы думаете, кто они?
Послушайте загадку:
В себе слова я содержу
Храню и собираю,
И никогда не допущу,
Чтоб слово обижали! (Словарь)
Учитель: Правильно, нашими помощниками на любом уроке могут быть словари, они ждут, чтобы мы их позвали. Зрители, помогите нам позвать друзей-словарей.
Выход словарей под музыку: (выходят важно, кланяются, здороваются жестами и молчат).
Учитель: ребята, а почему же они молчат? Надо их разговорить. Для этого они загадают загадки.
Ученик-«Толковый словарь»:
Расскажу я всё о слове,
О его значении.
Растолкую всё для вас.
Приходите в добрый час! (Толковый словарь)
Учитель: правильно, это толковый словарь. (Ребёнок надевает шляпу с надписью «Толковый словарь» и громко здоровается с ребятами и зрителями).
Учитель: послушайте вторую загадку и отгадайте, о каком словаре в ней ведётся речь?
Ученик-«Словарь-синонимов»:
Есть слова совсем-совсем не схожие
И не по звучанию и даже написанию.
Они лишь по значению, как братики похожие.
Дружно слова-братики живут.
Их собрал для вас вот тут. (Ребёнок надевает шляпу с надписью «Словарь синонимов» и громко здоровается с ребятами и зрителями).
Учитель: Слово тебе (указывает на очередного ученика):
Ученик-«Словарь антонимов»:
Слов много существует на свете
А я собрал для вас
Слова противоположные,
Уж очень не похожие. (Словарь антонимов). (Ребёнок надевает шляпу с надписью «Словарь антонимов» и громко здоровается с ребятами и зрителями).
Учитель: продолжаем, ребята, угадываем названия словарей-помощников.
Ученик-«Орфографический словарь»:
Я люблю в словах хитринки
Собираю и храню
Чтобы их знали без ошибки,
Правильно для вас пишу.
Поскорее приходите.
Я вас очень, очень жду.(Ребёнок надевает шляпу с надписью «Орфографический словарь» и громко здоровается с ребятами и зрителями).
Учитель: остался ещё один словарик-помощник:
Ученик-«Фразеологический словарь»:
Я собрал для вас, ребята,
Не отдельные слова,
А словосочетания
Они устойчивы всегда,
Как дружная компания,
Только вместе в дружбе,
Понимать их нужно. (Ребёнок надевает шляпу с надписью «Фразеологический словарь» и громко здоровается с ребятами и зрителями).
Учитель: все словари мы оживили, и они с нами заговорили. Помогите нашему Мурзилке себя отыскать!
Словари (произносят все вместе):
И Мурзилке мы поможем
Друга мы в беде не бросим!
Есть у нас свои секреты,
Сейчас расскажем вам об этом!
Слайд №___ (По слайду словари показывают словарную статью и рассказывают о том, что обозначают сокращения и какую дополнительную информацию можно извлечь из статьи) (Приложение №_)
Учитель:
Ну что ж скорее в путь друзья
Нам медлить уж совсем нельзя!
Динамическая музыкальная пауза: (выполнение упражнений под музыку песни «Мир похож на цветной луг»)
Учитель: Продолжим работу. Ребята, как вы считаете, нужно ли пользоваться словарями на уроках?
Знайка: Ребята, я считаю, что необходимо пользоваться словарём. Кто считает также, то присоединяйтесь к моей команде.
Незнайка: Я считаю, что мы справимся без словарей. Мы же не глупые ученики! Присоединяйтесь к моей команде.
Учитель: начнём работу.
Словари:
Задания наши выполняйте
За помощью к нам обращайтесь!
А мы тем временем найдём
Друзей Мурзилки и его дом. (Дети с надписями на майках - «Словарь» расходятся за свои парты, где лежат словари). (См. Приложение) (Дети, которые присоединились к команде Знайки должны обращаться к словарю, при выполнении каждого задания. Они подходят к столу, на котором лежат словари. А ученики, которые играли роль «Словарей» помогают им в поиске нужной страницы и т.д.. Как только, всё задание, на данном этапе, правильно выполнено, ребёнок получает от «Словаря» одну звездочку).
Незнайка: ребята, зачем нам нужны эти важные словари. Бегать к ним ещё! (подбегает к столу со словарями и берёт самый большой). Вы только посмотрите какие они большие! И кто их только придумал?
Учитель: В мире существуют тысячи словарей всевозможных видов и назначений. Есть словари необыкновенные, среди них «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля. Владимир Иванович Даль (1801-1872). Он был моряком, врачом, писателем, много путешествовал, всегда находился рядом с людьми, прислушивался к ним. Всем известны сказки Даля: «Старик-годовик», «Привередница», «Девочка Снегурочка», «Война грибов с ягодами». Но самой знаменитой его работой стал Толковый словарь, содержащий примерно 200 тысяч слов. Вышел он в 1863 году. Всю свою жизнь Даль собирал слова. На составление словаря ушло 53 года.
Знайка: Мы отмечаем День словарей 22 ноября, потому что это день рождения Владимира Ивановича Даля, создателя Толкового словаря.
Незнайка: Мы и без них справимся! Мы сейчас самостоятельно управимся и догадаемся о происхождении Мурзилки! (Ребята соглашаются и выполняют задания без словарей).
Мурзилка: я с вами, потому, что я хочу точно знать о происхождении моего имени. Может быть я и друзей найду.
Учитель: вот и хорошо, но я должна предупредить, что книги любят тишину, особенно словарики. (Дети выполняют задания Словарей и получают звездочки за каждое задание).
Учитель: вы выполнили все задания? Теперь мы вместе проверим и сравним с образцом на экране. (Проверяют, Словари дают каждой команде за правильное выполнение одну звёздочку).
Учитель: ну что ж, какая команда победила?
Знайка: Наша команда набрала больше звёздочек, ведь нам помогали словари.
Незнайка: Да. Теперь и мне понятно, что с помощью словарей можно узнать правильность написания незнакомых слов, их происхождение и различные значения, подобрать синонимы и антонимы.
Знайка: Уважаемые словари, теперь и вы помогите нашему Мурзилке. Два ученика, которые играют роль Словарей: пожалуйста. (читают с экрана по очереди).
Словарь:Мурзи́лка "маленький человечек, гном, игрушка". Это слово образовано от мурзи́ться "сердиться, ворчать (о собаке).
Словарь"Мурзилка" ‑ популярный ежемесячный детский литературно‑художественный журнал. Адресован детям от 6 до 12 лет. Первый номер журнала
вышел 16 мая 1924 года, после чего выход издания не прерывался ни разу. До 1931 года журнал существовал как приложение к "Рабочей газете".
В первых номерах журнала, в 1927 году, Мурзилка был... щенком! С другом, мальчиком Петькой, он попадал в смешные и необычные ситуации. Окрас щенка был непонятен, т.к. он был замурзаным, т.е. грязным и косматым. А когда мальчик его отмыл, он оказался жёлтого окраса. Теперь это пушистое, как мимоза, существо непонятного происхождения. Его «папа» — знаменитый художник Аминадав Каневский. Ему подарили красный берет и фотоаппарат через плечо, потому, что он стал корреспондентом детского журнала. Мурзилка получился таким живым, веселым и забавным, что дети писали ему письма, делились проблемами и переживаниями. Корреспондент Мурзилка вылетает на задание, чтобы расследовать причины плохой успеваемости учеников. Кто же еще поможет, как не наш герой?
Выходит «Мурзилка» и сейчас. Знаменитый журнал попал в Книгу рекордов Гиннеса как самый долго издаваемый детский журнал. Скоро будем столетие отмечать. Внешне символ журнала стал больше напоминать персонажа мультфильма. В привычном формате журнал доступен по-прежнему. Яркий, современный, привлекающий внимание. Как бы ни менялся формат этого детского издания, главное сохраняется: доброта и мягкий юмор, интересное содержание и направленность на развитие личности.
Мурзилка: Вот это да! Я же говорил, что я не кот. Спасибо Словарям!
Незнайка: Кто бы мог подумать! Наш Мурзилка работает в журнале фотокорреспондентом! Я понял словари-это сила!
Знайка: В мире существуют тысячи словарей всевозможных видов и назначений. Они могут отвечать и запросам широкого круга читателей, и узких специалистов.
Незнайка: А самое главное, принимая подсказку словаря, мы не смущаемся, не стыдимся, а гордимся тем, что удалось избежать ошибки и получить новые сведения.
Ученик: Словари должны быть настольными книгами, причем словари самые разнообразные: орфографические, толковые, грамматические и прочее.
Ученик: Словари значительно облегчают изучение новых слов и компьютерные словари.
Ученик: Таким образом, ежедневное обращение к словарю - самое легкодоступное средство увеличения словарного запаса, обогащения речи и пополнения знаний.
Учитель: давайте же все вместе соберём слова из букв. (Дети на магнитной доске выкладывают фразу: «Словарь-мой друг!» и произносят вслух хором).
Учитель: вы сделали правильный вывод. Урок окончен. Спасибо за внимание.
Заключение: в ходе внеклассногом мероприятия были достигнуты поставленные цели. Ученики на практике выяснили, что использование словарей необходимо не только на уроке но и на внеурочной деятельности и в повседневной жизни. Учащиеся 4 класса на практике убедились, что пользоваться словарями не трудно. Научились быстро искать информацию в книге, пользоваться механизмами словарей, такими как: содержание, алфавитный указатель и т.д.. Ученики узнали о происхождении сказочного героя Мурзилки и познакомились с периодическим журналом «Мурзилка» и его особенностями.
Рекомендации по применению: учителям начальных классов во внеурочной деятельности.
Список источников:
1. Аномович Е.А. Русский язык в начальных классах. - М., 1989.
2. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. - М., 1989.
3. Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. - М., 1993.
4.Выготский Л.С. Мышление и речь. – М., 1989.
5. Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. - М., 1983.
6. Панов Б.Г. Внеклассная работа по русскому языку. - М., 1990.
7. Политова Н.И. Развитие речи учащихся на уроках русского языка. - М., 1994.
8. Рамзаева Т.Г. Уроки русского языка в третьем классе. - М., 2011.
9. Рождественский Н.С. Обучение орфографии в начальной школе. - М., 1975.
10. Фомичева Г.А. Работа над словосочетанием. - М., 1985.
11. Яковлева В.И. Слово о словарном слове. – М., 1989.
Источник: https://gufo.me/dict/bse/%D0%9C%D1%83%D1%80%D0%B7%D0%B8%D0%BB%D0%BA%D0%B0
Фото: https://bitoflife.ru/
Образовательные ресурсы: http://festival.1september.ru/articles/569382/, http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2012/08/12/urok-igra-v-gostyakh-u-slovarey, http://pedsovet.su/load/28-1-0-41482, https://learningapps.org/myapps.php.
Фото: https://fotostrana.ru