Тема: Составление рассказа по серии картинок «Воришка»
Коррекционно-образовательные пели. Активизация и актуализация словаря по теме «Пресноводные рыбы». Формирование целостного впечатления об изображенном на серии картинок. Совершенствование навыка составления рассказа по серии картинок. Совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных). Совершенствование навыка слогового анализа. Профилактика нарушений письменной речи. Совершенствование навыка ориентировки на плоскости.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, мышления, зрительного внимания и восприятия, тонкой моторики.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, навыков сотрудничества. Воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование. Магнитная доска, серия картинок «Воришка» (Серии картинок для обучения дошкольников рассказыванию. Предметные картинки с изображениями пресноводных рыб, игра «Рыбка» (НищеваН. В. Играйка7.
Ход занятия
1. Организационный момент. [Развитие фонематических представлений. Объявление темы занятия.]
Логопед встречает детей, организует приветствие, приглашает их к столу.
Логопед. Сядет тот, кто вспомнит название пресноводной рыбы, начинающееся со звука [с].
1-й ребенок. Сом.
2-й ребенок.Судак.
Логопед. Теперь сядет тот, кто вспомнит название рыбы, начинающееся со звука [о].
3-й ребенок. Окунь.
Логопед. А ты, Диана, вспомни название рыбы, начинающееся со звука [п].
4-й ребенок. Плотва.
2. Рассматривание серии картинок «Воришка» и беседа по ней. [Развитие диалогической речи.]
Логопед раскладывает картинки на столе и предлагает детям расставить их по порядку на доске. Дети выполняют задание.
Логопед. Кого вы видите на первой картинке? Что они делают?
1 -й ребенок. Мы видим мальчика. Он ловит рыбу на реке. Ему попалась большая плотвичка.
2-й ребенок. Из-за куста на мальчика смотрит хитрый кот. Он хочет рыбы.
Логопед. Что вы видите на второй картинке?
3-й ребенок. Мальчик кладет плотвичку в ведерко.
4-й ребенок. А кот прячется за кустами.
Логопед. Что нарисовано на третьей картинке?
1-й ребенок. Мальчик забрасывает удочку.
2-й ребенок. А кот достает плотвичку из ведра.
Логопед. Что художник нарисовал на следующей картинке?
3-й ребенок. Мальчик тащит большого окуня.
4-й ребенок. А кот ест плотвичку.
Л о г о п е д. Он не просто ест, он с аппетитом уплетает плотвичку. Ну, и чем же заканчивается история?
1-й р е б е н о к. Мальчик подходит к ведерку с окунем в руках и видит, что ведерко пустое.
2-й ребенок. А кот сидит вдалеке и облизывается.
Логопед. Правильно. Сытый и довольный кот облизывается.
3. Пальчиковая гимнастика «Рыбка» (повторение. См.: Занятие 1. Тема «Пресноводные рыбы»).
Логопед предлагает детям пройти на ковер и сделать знакомую гимнастику.
4. Упражнение «Стайка». [Совершенствование навыка составления и чтения предложений.]
Логопед предлагает детям сесть на ковер и раскладывает перед ними бумажных рыбок с написанными на них словами (жаба, дубом, под, сидит).
Логопед. Прочитайте слова на рыбках и составьте из рыбок стайку так, чтобы получилось предложение.
Дети выполняют задание, составляют и читают предложение.
5. Подготовка детей к рассказыванию.
Логопед вновь приглашает детей за стол, предлагает им подготовиться к рассказыванию, придумать имя для мальчика и кличку для кота. Он напоминает, что рассказ можно начать со слова однажды.
6. Рассказ по серии картинок «Воришка». [Развитие связной речи.]
Дети по очереди составляют рассказ. Если им трудно начать рассказ, это может сделать логопед.
На рыбалке
Однажды Саша пошел на рыбалку. Кот Василий пошел за Сашей. Ему тоже хотелось рыбки. Саша поставил ведерко для рыбы под куст и забросил удочку. Ему сразу же попалась плотвичка. Он опустил плотвичку в ведерко и снова забросил удочку. Тем временем Василий подкрался кведерку и вытащил плотвичку. Пока Саша тащил окуня, кот с аппетитом уплетал рыбку. Саша подошел к ведерку, чтобы положить туда окуня, и увидел, что ведерко пустое. Он очень удивился. А хитрый Василий сидел в стороне и облизывался. Логопед предлагает детям выбрать лучшего рассказчика.
7. Игра с мячом «Чей? чья? чьё? чьи?» [Совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных).]
Логопед вновь приглашает детей на ковер и берет в руки мяч.
Логопед. А теперь немного отдохнем и поиграем в игру «Чей? чья? чьё? чьи?» Хвост щуки чей?
1-йребенок. Щучий.
Логопед. Усы сома чьи?
2-й ребенок. Сомовьи.
Логопед. Голова судака чья?
3-й ребенок. Судачья.
Логопед. Туловище окуня чье?
4-й ребенок. Окуневое.
Логопед. Отлично!
8. Игра «Рыбка». [Обогащение словаря, активизация в речи слов — названий частей рыбы (туловище, голова, хвост, плавники, чешуя). Развитие мышления (анализ, синтез). Совершенствование навыка ориентировки на плоскости.]
Логопед помещает на магнитную доску маленькую картинку и предлагает детям рассказать стихотворение «Рыбка».
Логопед. Расскажите стихотворение, которое мы выучили вчера. Следите за произношением звука [р]. Говорите четко, выразительно.
Дети по очереди рассказывают стихотворение.
Рыбка
Рыбка, словно мотылек,
Над водой взлетела.
Глазик — черный уголек
И как льдинка тело.
Плавники дрожат, трепещут,
Спинка выгнулась дугой.
Чешуинки так и блещут
У красавицы такой.
Я собрался на рыбалку.
Только вот рыбешку жалко. Н. Нищева
Логопед. Как называется эта рыба?
Дети. Это форель.
Логопед. Помните, где она обитает?
Дети. Форель живет в быстрых чистых каменистых реках.
Логопед. Покажите и назовите части рыбы. Дети по очереди подходят к доске, показывают и называют части рыбы.
Логопед. А теперь по очереди соберите изображение рыбки из частей.
Логопед раскладывает на столе части изображения рыбки с подклеенными к ним магнитами. Дети выполняют задание. Они комментируют свои действия, актуализируют словарь. Можно провести эту игру как соревнование, на скорость. Тогда логопед будет засекать время выполнения задания по секундомеру.
9. Окончание занятия. [Опенка работы детей.] Логопед предлагает детям высказать свои впечатления от занятия, подводит итог изучения темы и оценивает деятельность каждого ребенка.