Занятие «Тип мышление и успешность в профессиональной деятельности».
Цель: получение необходимых психологических знаний о типах мышления; выявление индивидуальных особенностей мышления. Соотнесение особенностей мышления с различными видами трудовой деятельности.
Психолог: Как выбрать будущую профессию в соответствии со своим типом мышления? Почему необходимо знать свой тип мышления? Зная к какому типу относиться ваше мышление, вы сможете правильно подобрать сферу профессиональной деятельности.
Предлагаю пройти тест на определения типа мышления.
Если согласны с высказыванием, рядом с номером утверждения в бланке поставьте +, если нет — .
«Обратите внимание ребята на то, что нумерация вопросов идет по горизонтали.»
П-Д | А-С | С-Л | Н-О | К |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
31 | 32 | 33 | 34 | 35 |
36 | 37 | 38 | 39 | 40 |
Итог: | Итог: | Итог: | Итог: | Итог: |
1. Мне легче что-либо сделать самому, чем объяснить другому.
2. Мне интересно было бы составлять компьютерные программы.
3. Я люблю читать книги.
4. Мне нравится живопись, скульптура, архитектура.
5. Даже в отлаженном деле я стараюсь что-то улучшить.
6. Я лучше понимаю, если мне объясняют на предметах или рисунках.
7. Я люблю играть в шахматы.
8. Я легко излагаю свои мысли как в устной, так и в письменной форме.
9. Когда я читаю книгу, я зрительно представляю себе ее героев.
10. Я предпочитаю самостоятельно планировать свою работу.
11. Мне нравится все делать своими руками.
12. В детстве я создавал(а) свой шифр для переписки с друзьями.
13. Я придаю большое значение сказанному слову.
14. Знакомые мелодии часто вызывают у меня воспоминания.
15. Разнообразные увлечения делают жизнь человека богаче и ярче.
16. При решении задачи мне легче идти методом проб и ошибок.
17. Мне интересно разбираться в природе физических явлений.
18. Мне интересна работа ведущего теле- и радиопрограмм, журналиста.
19. Мне легко представить предмет или животное, которых нет в природе.
20. Мне больше нравится процесс деятельности, чем сам результат.
21. Мне нравилось в детстве собирать конструктор из деталей.
22. Я предпочитаю точные науки (математику, физику).
23. Меня восхищает точность и глубина некоторых стихотворений.
24. Знакомый запах вызывает в моей памяти прошлые события.
25. Мне трудно подчинять свою жизнь определенной системе.
26. Когда я слышу музыку, мне хочется танцевать.
27. Я понимаю красоту математических формул.
28. Мне легко говорить перед любой аудиторией.
29. Я люблю посещать выставки, спектакли, концерты.
30. Я сомневаюсь даже в том, что для других очевидно.
31. Я люблю заниматься рукоделием, что-то мастерить.
32. Мне интересно было бы расшифровать значения древних символов.
33. Я легко усваиваю грамматические конструкции языка.
34. Я понимаю красоту природы и искусства.
35. Не люблю ходить одним и тем же путем.
36. Мне нравится работа, требующая физической активности.
37. Я легко запоминаю формулы, символы, условные обозначения.
38. Друзья любят слушать, когда я им что-то рассказываю.
39. Мне легко представить в образах содержание рассказа или фильма.
40. Я не могу успокоиться, пока не доведу свою работу до совершенства.
Обработка результатов.
Подсчитайте число «+»в каждой из пяти колонок и запишите полученное число нижней клетке бланка. Каждая колонка соответствует определенному типу мышления.
Количество баллов в каждой колонке указывает на уровень развития данного типа мышления
(0–2 — низкий, 3–5 — средний, 6–8 — высокий).
1. Предметно-действенное мышление свойственно людям, которые усваивают информацию через движения. Обычно они обладают хорошей координацией движений. Их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Они водят машины, стоят у станков, собирают компьютеры. Без них невозможно реализовать самую блестящую идею. Это мышление хорошо развито у спортсменов, танцоров, артистов.
2. Абстрактно-символическим мышлением обладают многие ученые — физики-теоретики, математики, экономисты, программисты, аналитики. Они могут усваивать информацию с помощью математических кодов, формул и операций, которые нельзя ни потрогать, ни представить. Благодаря особенностям такого мышления на основе гипотез сделаны многие открытия во всех областях науки.
3. Словесно-логическое мышление отличает людей с ярко выраженным вербальным интеллектом (от лат. verbalis — словесный). Благодаря развитому словесно-логическому мышлению ученый, преподаватель, переводчик, писатель, филолог, журналист могут сформулировать свои мысли и донести их до людей. Это умение необходимо руководителям, политикам и общественным деятелям.
4. Наглядно-образным мышлением обладают люди с художественным складом ума, которые могут представить и то, что было, и то, что будет, и то, чего никогда не было и не будет, — художники, поэты, писатели, режиссеры. Архитектор, конструктор, дизайнер, художник, режиссер должны обладать развитым наглядно-образным мышлением.
5. Креативность — это способность мыслить творчески, находить нестандартные решения задачи. Это редкое и ничем не заменимое качество, отличающее людей, талантливых в любой сфере деятельности.
Психолог: В чистом виде эти типы мышления встречаются редко.
Зная свой тип мышления, можно прогнозировать успешность в определенных видах профессиональной деятельности.
Соотнесите свой ведущий тип мышления с выбранным видом деятельности или профилем обучения. Насколько удачен ваш выбор? Если ваши профессиональные планы не вполне соответствуют типу мышления, подумайте, что легче изменить — планы или тип мышления? Проанализировав результаты теста, вы сможете сопоставить преобладающий у вас тип мышления с предпочтениями в выборе будущей профессии.
Психолог: При выборе профессии человеку очень важно учитывать свои индивидуальные склонности. Склонность — это влечение к какому-либо занятию. Определить свои профессиональные склонности, нам поможет следующий тест.
Выберите один из трех вариантов — “а”, “б” или “в” — и отметьте его в бланке.
Опросник профессиональных склонностей Л. А. Йовайши (направлена на выявление склонностей учащихся)
Опросник профессиональных склонностей Л.Йовайши Ф.И._______________________________ класс_________ |
№ ответа | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | а | | | в | | б |
2 | | в | | а | б | |
3 | б | а | | в | | |
4 | | | б | | в | а |
5 | в | а | б | | | |
6 | б | в | | | | а |
7 | | б | в | а | | |
8 | б | | | | а | в |
9 | | б | | а | в | |
10 | | | | в | а | б |
11 | в | б | а | | | |
12 | | | а | б | в | |
13 | а | | | | б | в |
14 | | а | | б | в | |
15 | в | | а | | б | |
16 | б | | в | | | а |
17 | | | | б | а | в |
18 | а | в | б | | | |
19 | | | в | | а | б |
20 | в | | б | | | а |
21 | | а | в | б | | |
22 | | б | а | в | | |
23 | | в | | а | | б |
24 | а | | | | б | в |
Всего | | | | | | |
Подведение итогов Полученные данные занесите в бланк ответов. Подсчитайте число обведенных букв в каждом из шести столбцов и запишите эти шесть чисел в пустых клетках нижней строчки:
10-12 баллов — ярко выраженная профессиональная склонность;
7-9 баллов — склонность к определенному виду деятельности;
4-6 баллов— слабо выраженная профессиональная склонность;
0-3 балла — профессиональная склонность не выражена.
Шесть столбцов — это шесть видов деятельности. Обратите внимание на те виды деятельности, которые набрали большее количество баллов. Совпадает ли ваш предварительный выбор профессии с полученными результатами?
Краткая характеристика рекомендуемой профессиональной деятельности по группам:
1. Склонность к работе с людьми. Профессии, связанные с обучением, воспитанием, обслуживанием (бытовым, медицинским, справочно-информационным), управлением. Тех, кто успешен в профессиях этой группы, отличает общительность, способность находить общий язык с разными людьми, понимать их настроение, намерения, хорошо помнить их особенности.
2. Склонность к умственной работе.Профессии, связанные с научной и исследовательской деятельностью. Кроме специальных знаний такие люди обычно отличаются рациональностью, независимостью и оригинальностью суждений, аналитическим складом ума. Как правило, им больше нравится размышлять о проблеме, чем заниматься ее реализацией.
3. Склонность к практической деятельности.Круг этих профессий очень широк: производство и обработка металла; сборка, монтаж приборов и механизмов; ремонт, наладка, обслуживание электронного и механического оборудования; монтаж, ремонт зданий, конструкций; обработка и использование различных материалов; управление транспортом; изготовление изделий.
4. Склонность к эстетическим видам деятельности. Профессии творческого характера, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью. Людей творческих профессий отличает оригинальность и независимость.
5. Склонность к экстремальным видам деятельности.Профессии, связанные с занятиями спортом, путешествиями, экспедиционной работой, охранной и оперативно-розыскной деятельностью, службой в армии. Все они предъявляют особые требования к физической подготовке и здоровью человека.
6. Склонность к планово-экономическим видам деятельности.Профессии, связанные с расчетами и планированием (бухгалтер, экономист); делопроизводством; анализом текстов и их преобразованием редактор, переводчик, лингвист); схематическим изображением объектов (чертежник, топограф). Эти профессии требуют от человека собранности и аккуратности.
Игра "Оптимисты и скептики".
Каждая профессия имеет свои плюсы и минусы. Проанализируем профессии, записав в одну колонку их достоинства, а в другую - их недостатки.
Примечание. Это задание ребята могут выполнять индивидуально или в командах у доски, разделенной на две части. Необходимо затронуть следующие вопросы: какое значение имеет эта профессия для общества? Какой труд в ней используется? Имеет ли профессия медицинские противопоказания? Какими качествами должен обладать профессионал? За каждую обоснованную характеристику команда получает один балл. Выигрывает команда, набравшая больше баллов. Можно распределить любые три профессии по рядам, а "оптимистов" и "скептиков" - по вариантам. Ребята работают самостоятельно в течение 6-8 минут, а затем по очереди называют характеристики. В этом случае ученики, предложившие большее число аргументированных характеристик, поощряются оценкой. В заключение можно обратиться к ребятам с вопросами: "Кто из вас хотел бы выбрать эту профессию? Чем она вас привлекает? Может ли одна и та же характеристика быть для одних людей преимуществом, а для других - недостатком? Изменилось ли ваше представление о профессиях, которые вы анализировали?".
Заключительная фраза урока
Сегодня каждый из вас узнал какой у него тип мышления и определили склонность к различным сферам профессиональной деятельности.
Чтобы правильно выбрать свою будущую профессию надо найти «золотую середину» по формуле «Хочу-могу-надо».
«Хочу». « К чему у меня душа лежит?». Чем я хочу заниматься, что мне нравится делать.
Если при выборе исключить «Хочу», то работая по выбранной специальности, вы не будете получать удовольствия от процесса работы.
«Могу». «Смогу ли я?». Смогу ли я поступить в вуз на выбранную специальность. Смогут ли родители обеспечить мое поступление и обучение. Хватит ли у меня способностей , чтобы освоить эту профессию.
«Надо». «Есть ли спрос на мою профессию?» Нужна ли моя профессия на рынке труда, смогу ли я устроиться на работу по своей специальности. Если при выборе исключить «Надо», то может случиться так, что вы не найдете работы по своей специальности.
Если вы сумеете совместить «Хочу», «Могу» и «Надо», то ваш профессиональный выбор будет удачным.
Стоит не допускать основных ошибок при выборе профессии.
(за «компанию», под влиянием родителей, неумение разбираться своих способностях, склонностях).
У каждого человека есть определенные способности. Как быть, если у человека нет всех способностей, необходимых для избранной профессии? В этом случае возможны два пути: или изменить выбор, или компенсировать недостающие или слабовыраженные способности полезными привычками и эффективными приемами организации труда. Забывчивость можно компенсировать систематическим ведением различных записей, медлительность — тщательностью выполнения работы, слабость пространственного и образного мышления — использованием макетов и наглядных пособий.