СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЗАНЯТИЕ-ТРЕНИНГ «Первый раз в 10-ый класс!»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

ИСПОЛЬЗУЕТСЯ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ В 10 КЛАССЕ

Просмотр содержимого документа
«ЗАНЯТИЕ-ТРЕНИНГ «Первый раз в 10-ый класс!»»

Методическая разработка занятия: «Первый раз в 10-ый класс!»

Автор-составитель: Никулина Ирина Анатольевна

педагог-психолог МАОУ «СОШ № 10»

Возраст участников: 15-16 лет (10 класс)



Тема занятия: «Первый раз в 10-ый класс!».

Цель: создание условий для активизации процесса успешной адаптации учащихся 10-го класса к условиям старшей школы.

Задачи:

- формирование у подростков позитивного самосознания и осознания личностных ресурсов, способствующих достижению успеха в разных сферах жизни;

- развитие навыков конструктивного взаимодействия и общения (умения творчески и результативно работать в команде);

- способствование развитию благоприятного социально-психологического климата классного коллектива

Продолжительность: 90 минут.

Оборудование и материалы: магнитная доска, цветные буквы слов «АДАПТАЦИЯ», «УСПЕХ» на отдельных листах А4; слова - уверенность, самостоятельность, позитивность, единомышленники и характер на цветных листах А4; фото с изображением людей для составления коллективной творческой работы - «Коллаж »; 2 ватмана, скотч, цветные маркеры, ножницы, бланк анкеты обратной связи.


Содержание методической разработки

1. Введение


Сегодня поговорим об адаптации. Кто знает что означает это слово? Для успешной адаптации десятиклассников важно с первых дней учебы в новом коллективе создать положительный эмоциональный фон, условия для активной жизнедеятельности, доброжелательные взаимоотношения как между учащимися, так и между учащимися и педагогами, учащимися и классным руководителем. Улучшение социально-психологического климата, формирование позитивных групповых норм общения важны не только для повышения сплоченности класса, развития коллектива как целостного группового субъекта, но и для успешной учебной деятельности.

И давайте знакомиться: поднимите руки те, кто до 9 класса учился в этой школе? Поднимите руки те, кто пришел из других школ? Поприветствуем друг друга аплодисментами.


2. Знакомство.


Упражнение: “Снежный ком”

Первый участник называет свое имя, следующий – имя первого и свое, третий – имя первого, второго и свое и т.д.

Упражнение “Интервью в парах”

Разбить участников на пары (лучше с малознакомыми партнерами). За 10 минут необходимо собрать друг о друге как можно больше информации. Затем участники представляют друг друга всем присутствующим.

Упражнение «Незаконченное предложение»

          Цель. Развивать умение к самоанализу, осмысление качеств личности, навыков, умений, которые дают чувства внутренней уверенности или дискомфорта и помогают преодолеть психологический дискомфорт.

          Инструкция. Закончить предложение. Не надо долго задумываться, говорите то, что первое пришло вам в голову.

          Десятый класс для меня – это…..

          Рефлексия. Было ли что-то, что позволило взглянуть по – другому на вашу роль в десятом классе? Было ли что-то неожиданным? Было ли трудно закончить предложение?

3. Учимся общаться.

Упражнение “Взгляды”

Ученики сидят напротив друг друга. Все закрывают глаза, по команде ведущего открывают и пытаются установить с кем-то из группы контакт глазами.

          Рефлексия. Было ли что-то неожиданным? Что было интересным? Трудным?

Упражнение «Счет до десяти»

Участники встают в круг, не касаясь друг друга, ни плечами, ни локтями, закрывают глаза и «опускают носы вниз». Задание состоит в том, чтобы сосчитать до десяти. Число должен произносить только один человек. Если два или больше участников называют одно число одновременно – это считается ошибкой, и счет начинается заново – с «одного». Игра продолжается до тех пор, пока команда участников не сосчитает до десяти без ошибок и повторений.




4. Сплочение и доверие.

Упражнение: «Поиск общего».

Цель: знакомство, внимание к личности другого и осознавание проявлений своей личности.

Группа делитсяна двойки,и два человека находят определенное количество общих признаков, затем двойки объединяются в четверки с той же целью и т. д. Конечная цель - объединение всей группы и поиск общего среди всех участников.

Упражнение: «Никто не знает, что я…».

Цель: повышение сплоченности, личностное раскрытие участников* расширение представлений о себе, создание условий для доверительного общения.

В руках ведущего мяч, он произносит фразу: «Никто не знает.что я...» и заканчивает ее, после чего бросает мяч другому участнику занятий. Выполнение задания продолжается до тех пор, пока мяч не побывает у каждого,


Упражнение: Коллаж «МОЯ жизнь в 10 классе» (работа в командах). 


Цель: развитие у подростков навыков групповой работы, творческих способностей, повышение уровня эффективного взаимодействия и общения в команде. 

Задание: в течение 15минут из предложенных различных фото с изображением людей и других объектов, рисунков составить «Коллаж Успеха в 10 классе».


 Далее команды презентуют и защищают свою коллективную творческую работу, поясняя выбранные ими фотографии и рисунки.

Психолог:

- почему вы выбрали именно эти фотографии? Что они отражают?

- как демонстрируют успешность в обучении?

- чему вы сможете научиться в 10 классе?

- в каких сферах жизнедеятельности человека вам бы хотелось стать успешными людьми? Почему?

- что для этого необходимо?

- какие качества личности помогут вам стать успешными?



Подведение итогов: защита и выставка своих работ.

Группы заканчивают работу и представляют её на выставку (на магниты работы прикрепляем на доску)


5.Заключение


Рефлексия.

  • Что полезного на сегодняшнем занятии я для себя получил?

  • На сегодняшнем занятии мне было интересно…

  • Мое настроение на конец занятия.



Список литературы


  1. Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога: учебно-методическое пособие. М., 2002.

  2. Грецов А.Г. Психологические тренинги с подростками. СПб.: Питер, 2008.

  3. Грецов А.Г. Тренинг уверенного поведения. СПб.: Питер, 2007.

  4. Емельянова Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. СПб.: Речь, 2008.

  5. Цзен, Н. В. Психотренинг: игры и упражнения / Н. В. Цзен, Ю. В. Пахомов. - М., 1999.