Конспект занятия в старшей группе
по патриотическому воспитанию
Тема: «Дошкольникам о Великой Отечественной войне»
Задачи:
- расширить знания детей о Великой Отечественной войне, познакомить школьников с жизнью многострадального народа;
- помочь детям сохранить в памяти подвиг советского народа – воина-освободителя, воина-защитника;
- совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи, закреплять умения отвечать на вопросы; учить подбирать близкие по значению слова к слову «враги»; приобщать к словесному творчеству;
- закреплять умение выразительно читать стихотворения;
- развивать интерес к музыке, желание слушать и понимать музыку по тематике;
- формировать доброжелательные отношения между детьми;
- воспитывать чувство уважения к ветеранам Великой Отечественной войны, желание заботится о них.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций о Великой Отечественной войне.
Беседа о героическом прошлом нашей страны.
Прослушивание популярных песен о Великой Отечественной войне
Чтение стихотворений и рассказов о Великой Отечественной войне.
Рассматривание картин «День Победы».
Пояснение слов «герой», «подвиг», «водрузили».
Заучивание стихотворений, пословиц и поговорок.
Дети приветствуют гостей:
- Здравствуйте уважаемые гости!
«Утром рано мы встаем
Город видим за окном
Город, дом, семья, друзья!
Это Родина моя!»
Воспитатель: Ребята, а что такое Родина?
Ответы детей: Родина – это та страна, где человек родился и живет.
Воспитатель: Верно дети. Родина – это страна, де родился человек, но есть еще понятие «малой родины» - это его родной город, поселок, село, где он родился и вырос, получил образование, где живут его родители, друзья. Как бы хорошо не было человеку на чужбине, его всегда будет тянуть в родные места. Никто не может забыть свою Родину, она всегда будет в его сердце. Поэтому каждый человек должен любить и защищать свою Родину.
Сегодня я Вам расскажу о трагедии нашей Родины это о годах Великой Отечественной войны. Садитесь поудобней и слушайте. Давно, когда вас еще не было на свете ребята, наша страна называлась… А может кто-то знает как она называлась?
Ответы детей: СССР (Союз Советских социалистических республик).
Воспитатель: Правильно дети! В нашей стране жили 15 республик, 15 сестер Украина, Россия, Белоруссия, Грузия, Латвия, Армения и другие. Давайте представим с вами мирное предвоенное время. Наша страна крепла и развивалась, росло благосостояние народа. Строились заводы, фабрики, в деревнях выращивали большие урожаи овощей, фруктов. Дети ходили в детские сады, школы. Шла мирная жизнь. Никто и не думал, что на нашу прекрасную Родину может напасть враг.
Ребенок: «Сигнал тревоги над страной
Подкрался враг
Как вор ночной,
Фашистов черная орда
Вступила в наши города»
Воспитатель: Дети было утро воскресного дня. Мирную жизнь людей нарушили взрывы снарядов. Так началась Великая Отечественная война (запись раскатов военной канонады).
На рассвете 22 июня 1941 года, в 4 часа утра, без объявления война, немецкие войска пересекли границу нашего государства. Страна Германия вероломно напала на СССР. Так началась Великая Отечественная война.
Тогда все новости люди узнавали по радио. Давайте и мы прослушаем запись диктора радио Левитана о начале войны (звучит запись голоса Левитана о начале войны).
Ребята, а как вы думаете, что такое война?
Ответы детей: это когда стреляют, это ужас, страх, разруха, голод, боль утрат, когда погибают родные и близкие, это смерть.
Воспитатель: Верно, дети. Немецкие самолеты бомбили города, села, поселки, аэродромы, железнодорожные станции, они бомбили больницы, где лечились больные люди: взрослые и дети. Бомбы падали на жилые дома, детские сады и школы. Это Гитлер а дал приказ своим войскам захватить нашу страну, а людей превратить в рабов. Они обстреливали тихие деревни, поджигали поля. Враги не разбирали где взрослые, где дети – всех убивали на своем пути.
В первые дни войны появился плакат «Родина – мать зовет!». Посмотрите художник изобразил нашу Родину в виде немолодой женщины, держащей в руках присягу, а за ее спиной ощетинились штыки защитников Отечества.
Воспитатель: Дети, а какие близкие по значению слова можно подобрать к слову «враги»?
Ответы детей: Близкое по значению к слову враги – фашисты, убийцы, грабители, захватчики, немцы, поработители)
Воспитатель: В те грозные дни, словно клятва Родине, звучала песня «Священная война». Давайте прослушаем небольшой отрывок из этой песни (Дети слушают запись песни «Священная война»). Эта песня была призывом к битве, к борьбе с врагом. И поднялись мы, большая семья русских, украинцев, белорусов, грузин, татар, казахов и людей других национальностей. Все: и стар и млад встали на защиту нашей Родины.
Основные боевые действия проходили на фронте. А что такое фронт?
Дети: Фронт – это место, где идут бои.
Воспитатель: А кого там можно увидеть?
Дети: Там сражаются воины, солдаты, бойцы.
Воспитатель: Да, солдаты боролись до последней капли крови: даже раненые, пока могли держать оружие в руках
- они сражались и на море;
- и на суше;
- и в воздухе. (Показ воспитателем иллюстраций)
Воспитатель: Дети, как вы думаете, чем занимались дома (в тылу) наши женщины, старики, дети.
Ответы детей: Работали на заводах, сеяли зерно, собирали посылки на фронт, собирали грибы, рыли окопы для обороны (показ иллюстраций).
Воспитатель: Да, все хотели помочь фронту (показ иллюстраций). Женщины и старики рыли окопы, выращивали зерно, но дети на ровне со взрослыми работали на заводах. Они были небольшого роста и им ставили подставки, чтобы они доставали до станка, иногда они от голода и усталости падали прямо возле него, работали по 12-14 часов, могли даже ночевать на заводе. Готовые снаряды отправляли на фронт. Собирали грибы. Боролись против фашистов в партизанских отрядах. Участвовали в боевых действиях на фронте, становились сынами полка и удостаивались наград.
Я предлагаю поиграть в игру «Собери картинку о том, как защищали свою Родину люди в Великую Отечественную войну» (Дети под музыку «Птицы» собирают и рассказывают, о чем собрали)
Физминутка
Наши воины идут: 1-2-1-2 (ходьба на месте)
В барабаны громко бьют: тра-та-та, тра-та-та (игра на барабане)
В море наши корабли: нынче здесь, а завтра – там (качалочка)
Долго плавали вдали по морям, по волнам (круговорот руками)
Пограничник на посту: кто идет, кто идет? (в бинокль смотрят)
Едут танки по мосту: т-р-р-вперед, т-р-р-вперед (моторчик)
Над землей самолет – у-у-у (крылья самолета)
Наши пушки точно бьют: бух-бах, бух-бах (бокс)
Разрешен ракетам взлет – у-у-ух, у-у-ух
Крикнет дружно детвора нашей Армии: Ура! Ура! Ура!
Воспитатель: Фашисты устроили блокаду городу Ленинграду. (Пояснения слова «блокада» воспитателем). Жители остались без воды, без еды. А если и давали еду, то в виде маленького кусочка черного хлеба, который приходилось делить на крохи и растягивать на целый день. Даже маленький кусочек хлеба сразу не съедали, а сосали как леденец, чтобы подольше сохранить во рту его вкус. (Воспитатель предлагает взять в руки кусочек черного хлеба, какой он на цвет? На запах? Легкий или тяжелый? Много его или мало; предлагает съесть его в обед). Вот так приходилось выживать людям в войну.
Ребенок: «Мой прадед, рассказывал мне о войне,
Как в танке сражались,
Горели в огне, теряли друзей
Защищая страну
Победа пришла в сорок пятом году!
Вечернее небо, Победы салют.
Солдаты Отчизны
Наш сон берегут
Я выросту – детям своим расскажу
Как прадеды их, защищали страну!»
Ребенок: «Труден был путь к Победе,
Жесток был смертельный бой,
Но просчитались фашисты,
Не сломлен народ войной!»
Ребенок: «Как с ревом рвались танки в бой,
Свистели снаряды, ракеты,
Пугали расправой мирных людей –
Нельзя нам вовек позабыть об этом»
Воспитатель: Ребята, какими были наши солдаты в бою?
Ответы детей: смелыми, храбрыми, мужественными, бесстрашными, решительными, неустрашимыми.
Воспитатель: Как называют человека, который проявил храбрость, отвагу, бесстрашие?
Ответы детей: Герой.
Воспитатель: Как называют героический самоотверженный поступок?
Ответы детей: Подвиг.
Воспитатель: Поэтому тем, кто совершил подвиг – Всем им присвоено звание Героя Советского Союза, а многим из них посмертно. (Показ звезды героя – иллюстрация)
Воспитатель: Дети, а давайте вспомним пословицы и поговорки о героях, солдатах, войне.
Даша: «Жить – Родине служить»
«Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей»
Руся: «Родина – мать, умей за нее постоять»
«Береги землю родимую, как мать родную»
Платон: «Герой никогда не умрет – он вечно живет»
«Если хочешь мира, будь готов к войне»
Рита: «Живя в мире, не забывай о войне»
«Умелый боец везде молодец»
Маша: «Герой за славой не гонится»
Максим: «Честь солдата береги свято»
Аля: «Худой мир лучше доброй брани»
Марк: «Без смелости, не возьмешь крепости»
Диана: «Казак без коня, что солдат без ружья»
Коля: «Солдат спит, а служба идет»
Воспитатель: Дети, а кто помнит, сколько лет продолжалась Великая Отечественная война.
Ответы детей: 4 года.
Воспитатель: Последний бой с фашистами был в столице Германии городе Берлине. Наша армия победила фашистов и водрузила флаг нашей Родины над главным зданием Берлина – Рейхстагом. Как вы понимаете слово водрузила?
Ответы детей: повесили.
(Показ иллюстраций)
Воспитатель: Весной 9 мая 1945 года наш народ разгромил фашизм и спас от него народы всего мира. Давайте мы представим себя казаками которые в День Победы проехались по Берлину на своих лошадях. (Дети поют песню «Казаки в Берлине» 1 куплет и припев).
В Москве на Красной площади состоялся первый парад Победы.
Да, ребята в этом году 75 лет пройдет с тех пор, как закончилась Великая Отечественная война. Но каждый год снова и снова в преддверии 9 мая, мы вспоминаем тех, кто отстоял нашу Родину.
И где бы мы не были, в каждом городе нашей страны, стоят памятники и обелиски павшим героям, есть братские могилы.
Послушайте песню «Журавли» в которой поется, что солдаты не погибли, они просто превратились в белых журавлей, которые всегда кружат над нашей Родиной. (Слушание песни «Журавли»)
Дети читают стихи.
Диана: Застыли ели в карауле
Синь неба мирного ясна
Идут года в тревожном гуле
Осталась далеко война.
Варя: Но здесь у граней обелиска
В молчание голову склонив,
Мы слышим грохот танков близко
И рвущий душу бомб разрыв
Рита: Мы видим их солдат Отчизны
Что в тот далекий грозный час
Своею жизнью заплатили
За счастье светлое для нас.
«Мы здесь с тобой не потому, что дата,
Как злой осколок, память жжет в груди.
К могиле неизвестного солдата
Ты в праздники и в будни приходи!»
«Он защитил тебя на поле боя,
Упал, ни шагу не ступил назад,
И имя есть у этого героя-
Великой Армии простой солдат»
Воспитатель: Ребята у Кремлевской стены, в больших и малых городах нашей Родины у могил Неизвестного солдата, всегда горит вечный огонь. Там написаны слова «Имя твое неизвестно, но подвиг твой не забыт!»
Ребенок: «Никто не забыт и ничто не забыто –
Горящая запись на глыбе гранита
Поблекшими листьями ветер играет
И снегом холодным венки засыпает.
Но словно огонь, у подножья – гвоздика
Никто не забыт и ничто не забыто»
Воспитатель: Ребята! Уважаемые гости! Давайте почтим память о павших героях минутой молчания. (Деи и гости встают – минута молчания)
Воспитатель: В День Победы ветераны надевают ордена и медали, встречаются у памятников погибшим и рассказывают как воевали, вспоминают друзей однополчан, тех кто не вернулся с войны. Благодаря ветеранам мы все живем и радуемся, что нет войны. А мы в свою очередь на 9 мая поздравляем их с Днем Победы, дарим им цветы, открытки, подарки.
Физминутка:
Есть мечта у всех ребят
Мы покажем вам парад
Будем все маршировать,
Будем ножки разминать.
Ручки в стороны поставим
Самолет летать заставим.
Что же нужно для полета?
Ручки – крылья самолета.
Дети читают стихи:
Миша: «Вспоминают наши деды
Про былые времена
Надевают в честь Победы
Боевые ордена»
Аля: «За страну родную люди
Отдавали жизнь свою
Никогда мы не забудем
Павших в доблестном бою.»
Тимур: «Морякам, артиллеристам,
Пограничникам, связистам,
Всем, кто мир наш бережет
И границы стережет
За великие дела:
Хором: Слава! Слава! И хвала!
Воспитатель: В честь дня Победы была написана очень красивая песня я предлагаю ее послушать и даже спеть. (Звучит песня «День Победы»)
Воспитатель: Дети! Вот и подошло к завершению наше занятие. Давайте вспомним, когда началась Великая Отечественная война? Сколько длилась? В каком году завершилась? Что вам запомнилось?
Ответы детей.
Воспитатель: Пусть пулеметы не строчат,
И пушки грозные молчат,
Пусть в небе не клубится дым,
Пусть небо будет голубым
Пусть бомбовозы по нему
Не прилетают ни к кому,
Не гибнут люди, города…
Мир нужен на земле всегда!
(Дети исполняют песню «Пусть всегда будет солнце»)