Занятие по звуковой культуре речи в старшей группе «Родничок»:
«Путешествие в волшебный мир звуков».
Цель: обобщить и систематизировать у детей полученные знания о звуках;
совершенствование навыков звукового анализа, одно-, двухсложных слов;
развивать фонематических слух; дифференцирование звуков с и з; воспитывать звуковую культуру речи.
Задачи:
Упражнять детей в различении на слух, отчетливом произношении, дифференциации звуков с-з, развивать фонематический слух.
Материалы:
ИКТ, изображение совы и зайца, музыкальное сопровождение, 2 мольберта, 2 домика, карточки для каждого ребенка с изображением предмета со звуком с и з, зеркальце для каждого ребенка
Методы и приемы:
Игровой прием, загадки, чистоговорки , артикуляционная гимнастика, анализ слов, физкультминутка.
Ход образовательной деятельности:
В: Ребята посмотрите сколько к нам пришло гостей. Давайте с ними поздороваемся:
Станем рядышком по кругу
Скажем здравствуйте друг другу
Нам здороваться не лень
Всем привет и добрый день
В: Ребята, берите зеркальце и присаживайтесь на стульчики .Давайте разогреем наши язычки.
Раз –окошечко открыли
Два – мы дудочку купили
Три – в улыбке наши губки
На четыре – чистим зубки.
А знаете сегодня нам с вами предстоит путешествие в мир звуков . А в гости к каким звукам мы с вами отправимся, вы узнаете из загадок. ( сидя)
Всю ночь летает
Мышей добывает
Станет светло
Спать летит в дупло.
Д: Это сова.
В: Правильно, это сова. С какого звука начинается слово-сова?
Д: Слово сова начинается со звука –с.
В: Правильно, мы отправимся в гости к звуку –с. но одному в волшебном царстве скучно, поэтому вместе со звуком с живет еще один звук слушайте загадку.
2.Это что за зверь лесной
Встал как столбик под сосной
И стоит среди травы
Уши больше головы.
Правильно, это заяц. С какого звука начинается слово заяц?
Д: Слово заяц начинается со звука –з.
В: Давайте произнесем эти звуки. А какие это звуки, гласные или согласные? Почему согласные? (потому что во рту образуется преграда, нам мешают зубки).
А теперь определите, звонкие это звуки или глухие. Звук с глухой ,а звук з звонкий.
Ну, что же нам пора отправляться в путь. Давайте закроем глазки
Раз, два ,три в волшебное царство попади.
Посмотрите ребята, это замок звуков. Но почему он такой мрачный?
В: Оказывается этот замок заколдовал злой волшебник Звукоед. И теперь в этом царстве звуки пропали и все слова стали непонятными. Ребята, зайка и сова просят вас расколдовать замок, а для этого нам надо выполнить несколько заданий.
Я вам сейчас буду называть слова, из которых пропали звуки –с- или –з-, а вы должны восстановить слово и сказать его правильно.
Кукуру…а, арбу…, гла…, кор…ина, автобу…, ли…а, мага…ин, глобу….
В:Молодцы, мы расколдовали одну часть замка ,присаживайтесь.
В: Второе задание.
Игра: «Послушай и узнай звук»
Воспитатель: вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите в слове звук с, а если его там не будет, то поднимаем ладошки вверх.
Слова со звуком с: слон, велосипед, самовар, улитка, пылесос, люстра, кукла, салат, лес.
- Хорошо, а теперь хлопаем, если услышим звук –з
Бегемот, зебра, лопата, зубочистка, заноза, мышка, паровозик, яблоко, кузов, гнездо, изба, мимоза.
В: Молодцы, ребята, а вы знаете Сова осень любит чистоговорки, чистоговорки, потому что они помогают чисто, правильно и красиво разговаривать. Сова предлагает вам поиграть. Я буду называть предложения, а вы назовете последний слог, на который оно заканчивается.
Вот летит оса са-са-са
Прибежала к нам коза за-за-за
Ой, беда у той козы зы-зы-зы
Не поёт козлёнок ЗО зо-зо-зо
Надо выручить козу зу-зу-зу
Дай воды козе зе-зе-зе
Бежит козлёнок за козой зой-зой-зой
В: Вот молодцы вы все задания выполнили правильно, мы расколдовали с вами еще часть замка. Давайте немного разомнемся, а то у нас впереди еще много заданий.
Физ-минутка.
В: Ну что, отдохнули? Тогда продолжаем. Возьмите карточки, на которых изображены предметы. Надо определить какой звук живет в слове –з- или –с- и поместить картинку в нужный домик.
Д: Это замок. В этом слове есть звук –з- я поселю его в этот домик.
В: Молодцы, и с этим заданием справились, мы расколдовали с вами еще часть замка!
Ребята, зайка очень любит смешинки, а вы любите? Я вам буду говорить смешные предложения, а вы их исправляйте и произносите правильно.
Задание на правильное построение предложений.
Глаза закрыли Зину.
Захар болит у зуба.
Ваза стоит в розе.
В: Молодцы, умеете вы правильно строить предложения
В: Молодцы, вы расколдовали весь замок. Посмотрите, какой он красивый и яркий. А нам пора возвращаться в детский сад. Глазки закрывайте. Раз ,два ,три в детский сад попади.
-Вам понравилось наше волшебное приключение?