Занятие внеурочной деятельности
«Финансовый компас»
направление «Основы финансовой грамотности»
Жиленкова Н.Н., учитель математики
МБОУ «Гимназия №25» г. Курска
Предложенное занятие представлено в виде урока-игры и состоит из заданий, содержание которых направлено на формирование навыков функциональной и читательской грамотности обучающихся 8-9 классов. Задания позволят учителю использовать их на разных этапах внеурочной деятельности при подготовке обучающихся к ВПР.
Задача учителя по формированию новых компетенций при работе с обучающимися предполагает работу применения новых знаний, нового способа по выработанному алгоритму. Для этого учитель предлагает подросткам решить ситуационные, практико-ориентированные задания, задачи открытого типа.
Данное занятие призвано привлечь обучающихся к получению знаний по основам финансовой грамотности. Занятие предназначено для обучающихся 8-9 классов и рассчитано на 2 часа.
Игровые формы позволяют раскрепостить обучающихся и вовлечь их в удивительно интересный мир экономики, сделать более насыщенными и увлекательными стартовые шаги в этой области.
Цели:
Образовательные:
сформировать представление обучающихся о бюджете семьи как основной категории домашней экономики;
помочь осознать роль заработной платы как основного источника доходов семьи;
определить возможные ресурсы семьи на основе моделирования различных ситуаций;
расширить представление обучающихся о необходимости рационального использования (вложения) денег для получения прибыли;
Развивающие:
продолжить работу по выработке умений самостоятельно применять знания в различных жизненных ситуациях;
развить коммуникативные УУД;
содействовать общему развитию обучающихся, развивать мышление;
Воспитательные:
продолжить воспитание у обучающихся доброжелательности, уважения к мнению других, чувства ценности семьи и рационального планирования семейного бюджета.
воспитывать нравственные качества, чувства взаимопомощи.
Задачи:
при помощи игровых ситуаций закрепить полученные знания;
закрепить у обучающихся навыки работы в группах, обучить принятию коллективных решений в процессе обсуждения проблемы;
разобраться с потребностями предполагаемой семьи, определить виды расходов и доходов;
разработать стратегии сокращения расходной части бюджета семьи и увеличения его доходной части (на конкретных примерах);
рассмотреть основные способы рационального расходования личных денежных средств.
Методы:
эвристический;
проблемный;
исследовательский.
Вид: игра с выполнением различных заданий.
Тип: применение знаний.
Оборудование: раздаточный материал (схемы семейных бюджетов, карточки с описанием семей, карточки с заданиями, бейджики с фамилиями виртуальных семей).
Участники: 4 команды по 6 человек.
Подготовительный этап:
Обсудить дома с родителями, как они планируют семейный бюджет, каковы обязательные расходы в семье.
1этап. Организационный - мотивационный
Проверка явки обучающихся. Проверка готовности обучающихся к занятию, создание благоприятной эмоционально-психологической атмосферы.
Учитель:
Сегодня на занятии вам понадобятся знания, которые вы получили на уроках математики и обществознания.
Практически у каждого школьника есть карманные деньги. А задумывались ли вы хоть раз над тем, как ими распорядиться? Потратить или положить в копилку? А задумывались ли вы над тем, сколько денег тратят ваши родители на ваше содержание? Вы любите ходить в кино, в кафе, покупать сладости, жевательные резинки и т.д. Вокруг очень много соблазнов для траты денег, причем зачастую бездумной. Поэтому нужно правильно распределять свой бюджет, согласовав его с общим семейным бюджетом.
Постановка практической задачи.
Вы уже многое узнали о том, что такое деньги, какие функции они выполняют.
Узнали, что такое бюджет семьи и как его контролировать.
Почему возникают сложности при планировании семейного бюджета?
Сегодня мы попробуем применить ваши знания на практике, поиграв в игру «Финансовый компас». Для этого мы разобьемся на группы (семьи). Каждая семья получит свои карточки. Каждой семье предстоит выполнять задания и выяснить, какой тип бюджета у каждой семьи.
2 этап. Постановка и решение учебных задач, решение практической задачи
Деление на группы: Учитель предлагает каждому участнику игры выбрать карточку определенного цвета. Так как предполагается участие в игре 4-х команд, то соответственно все карточки разделены на 4 цвета и перемешаны. После этого учитель предлагает объединиться командам по цветам.
Учитель сообщает, что участники объединились в «семьи». Каждая «семья» состоит из 6 человек. Затем участники в группах самостоятельно распределяют игровые роли (мама, папа, бабушка, дедушка, 3 или 2 ребенка). Затем путем жеребьевки получают карточки с данными для их виртуальных семей. Учитель определяет правила игры, которые следует соблюдать.
Правила игры:
Семья должна быть дружной.
При принятии решения учитывается мнение каждого члена семьи.
Все вопросы решаются с учетом большинства голосов.
Учитывая данные, полученные каждой «семьей», по ходу игры необходимо составить бюджет семьи, т.е. провести планирование предстоящих доходов и расходов на 1 месяц, а затем на год. Каждая «семья» получает карточки с заданиями и отправляется по собственному маршруту. Маршруты выстроены так, чтобы все семьи встретились на последнем этапе. На каждом этапе встречается координатор игры (учитель). Его задача – объяснить задание, если необходимо – помочь, подвести результат.
По ходу выполнения заданий, обучающиеся каждой группы «семьи» заполняют соответствующую таблицу «Семейный бюджет».
ДОХОДЫ СЕМЬИ: | РАСХОДЫ СЕМЬИ: | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
ИТОГО: | ИТОГО: | ВЫВОД: |
Данные для группы № 1 Семья А (Алексеевых)
С
ОСТАВ СЕМЬИ: мама, папа, бабушка, 3 детей (студент, школьник, ребёнок д/сада)
Семья проживает в собственной квартире. У семьи есть свой приусадебный участок. Однако выплачивают потребительский кредит в размере 2500 рублей в месяц. Сын-студент учится на платной основе в университете. Оплата за обучение составляет 56 тысяч в год. Дочь учится в 11 классе. Маленький сын посещает детский сад и мечтает на день рождения получить скоростной велосипед стоимостью 13000 рублей.
Данные для группы № 2 Семья Б (Борисовых)
С
ОСТАВ СЕМЬИ: мама, папа, бабушка, 3 детей (студент, студент, школьник)
Семья проживает в собственном доме с приусадебным участком. Бабушка – инвалид и нуждается в постоянном лечении. Старшая дочь учится бесплатно в университете в другом городе в общежитие (оплата общежития 1200 рублей в месяц) и получает стипендию. Средняя дочь учится в одном городе на заочном отделении и подрабатывает в магазине. Сын учится в 11 классе, посещает секцию бокса (оплата 850 рублей в месяц) и посещает уроки обучения игре на гитаре (оплата 400 рублей в месяц). Семья мечтает отправить бабушку на курорт подлечиться (стоимость путевки с дорогой , проживанием в санатории и лечением составляет 135000 рублей).
Данные для группы № 3 Семья В (Васильевых)
СОСТАВ СЕМЬИ: мама, папа, бабушка, 3 детей (школьник, школьник, ребёнок д/сада)
Семья живет в собственной квартире. Старший сын ученик 11 класса, средний сын ученик 9 класса, дочь ходит в детский сад. Семья выплачивает автокредит в размере 5000 рублей месяц. Средний сын занимается в музыкальной школе (оплата 1500 рублей в месяц), дочь занимается в Школе ремесел (оплата 1200 рублей в месяц). Семья мечтает купить дачу с приусадебным участком стоимостью 250000 рублей.
Данные для группы № 4 Семья Г (Григорьевых)
СОСТАВ СЕМЬИ: мама, папа, дедушка, 3 детей (школьник, школьник, ребёнок д/сада)
Семья проживает в квартире, купленной в ипотеку. Плата по ипотеке составляет 12 рублей в месяц. Кроме того семья выплачивает кредит, взятый для развития бизнеса в размере 8500 рублей в месяц. Старшая дочь учится в 11 классе, средний сын в 10 классе, младший сын посещает детский сад. Дети никогда не были на море, поэтому семья мечтает о совместном летнем отдыхе. Стоимость такого отдыха обойдется семье в 250000 рублей.
3 этап. Проведение игры.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ИГРЫ
Задание 1.
Выберите правильный вариант ответа и составьте бюджет вашей семьи, используя представленные ниже данные:
Семейный бюджет – это:
1) заработная плата родителей;
2) совокупность доходов и расходов семьи;
3) совокупность всех доходов семьи;
4) совокупность всех расходов семьи;
Все необходимые данные занесите в таблицу.
Карточка игры
1 | Питание | 20 тыс. руб. |
2 | Подработка детей. | 6 тыс. руб. |
3 | Заработная плата мамы | 19 тыс. руб. |
4 | Проезд в общественном транспорте | 3 тыс. руб. |
5 | Покупка ботинок для папы | 5 тыс. руб. |
6 | Пенсия бабушки | 12 тыс. руб. |
7 | Заработная плата папы | 31 тыс. руб. |
8 | Выплаты по кредиту (с процентами) | 25 тыс. руб. |
9 | Сдача второй квартиры в аренду | 15 тыс. руб. |
10 | Продажа ягод и овощей с дачного участка | 3 тыс. руб. |
11 | Коммунальные услуги | ???тыс.руб. |
12 | Пенсия дедушки | 13 тыс. руб. |
13 | Отдых и развлечения | 3 тыс. руб. |
14 | Текущие хозяйственные нужды | 2 тыс. руб. |
15 | Лекарства | 2 тыс. руб. |
16 | Возврат долга друзьям | 3 тыс. руб. |
17 | Подарки | 5 тыс. руб. |
18 | Подработка папы | 10 тыс. руб. |
19 | Ремонт холодильника | 3 тыс. руб. |
20 | Карманные деньги детей | 2 тыс. руб. |
21 | Штраф | 5 тыс. руб. |
22 | Стипендия студента | 3 тыс. руб. |
23 | Пособие на ребёнка | 9 тыс. руб. |
24 | Заработная плата бабушки | 8 тыс.руб. |
25 | Заработная плата дедушки | 10 тыс.руб. |
26 | Заработная плата дочери | 24 тыс. руб. |
27 | Проценты от вклада в банке | 3 тыс. руб |
28 | Аренда съёмного жилья | 10 тыс.руб. |
Задание 2. Стоимость коммунальных услуг
Квитанция за услуги ЖКХ
Семья Алексеевых
Наименование платежа | Цена услуги | Количество потребленных единиц | Сумма к оплате |
Газ | 4, 2 руб. | 102 | |
Электроэнергия: дневное время | 3,7 руб. | 200 | |
ночное время | 225 | |
Вода | 6,05 руб. | 11 | |
Вывоз мусора | 40 руб./чел | | |
Итого: | |
Квитанция за услуги ЖКХ
Семья Борисовых
Наименование платежа | Цена услуги | Количество потребленных единиц | Сумма к оплате |
Газ | 4, 2 руб. | 89 | |
Электроэнергия: дневное время | 3,7 руб. | 118 | |
ночное время | 200 | |
Вода | 6,05 руб. | 13 | |
Вывоз мусора | 40 руб./чел | | |
Итого: | |
Квитанция за услуги ЖКХ
Семья Васильевых
Наименование платежа | Цена услуги | Количество потребленных единиц | Сумма к оплате |
Газ | 4, 2 руб. | 131 | |
Электроэнергия: дневное время | 3,7 руб. | 120 | |
ночное время | 160 | |
Вода | 6,05 руб. | 8 | |
Вывоз мусора | 40 руб./чел | | |
Итого: | |
Квитанция за услуги ЖКХ
Семья Григорьевых
Наименование платежа | Цена услуги | Количество потребленных единиц | Сумма к оплате |
Газ | 4, 2 руб. | 113 | |
Электроэнергия: дневное время | 3,7 руб. | 120 | |
ночное время | 247 | |
Вода | 6,05 руб. | 15 | |
Вывоз мусора | 40 руб./чел | | |
Итого: | |
А) Установка двух счётчиков воды (холодной и горячей) стоит 3300 рублей. После установки счётчиков ежемесячная оплата воды будет составлять 40% от оплаты до установки счётчика. Через какое наименьшее количество месяцев экономия по оплате воды превысит затраты на установку счётчиков, если тарифы на воду не изменятся?
Б) Определите, какую сумму должна оплатить семья, если она установит двух-тарифный счётчик и она проживает в городе с электроплитой?
| Оборудование и монтаж | Сред. потребляемая мощность | Стоимость оплаты |
Двухтарифный | 10 000 руб. | дневной расход электроэнергии оплачивается по тарифу 2,2 за кВт·ч, а ночной расход оплачивается по тарифу 0,6 руб за кВт·ч. | |
|
Задание 3. Здоровая семья
В семье мама и сын заболели. Надо купить лекарство, чтобы вылечить указанных членов семьи, но лечение необходимо проводить всем членам семьи. Прежде чем купить выписанное врачом лекарство, надо прочитать инструкцию. Если противопоказания не принесут вред здоровью членам семьи, то нужно просчитать, сколько упаковок данного лекарства нужно купить в аптеке. Для этого нужно знать вес членов семьи. Мама весит 65,8 кг, папа 96,3 кг, бабушка/дедушка 85,6 кг, дети – 25 кг, 46,5 кг и 9,5 кг.
А) Сколько нужно купить упаковок на всю семью, если курс лечения составляет 4 дня,
Б) Сделайте расчет, если ребенок не хочет принимать таблетки?
В) Какую сумму нужно потратить на покупку лекарства?
Г) Какую сумму нужно потратить на покупку лекарства, если в аптеке акция: при покупке двух упаковок таблеток на вторую 15% скидки.
Ибупрофен | Табл, 400 млг | 30 шт | 82 руб. | Сербия |
Ибупрофен | Табл, 200 млг | 50 шт | 33 руб. | Беларусь |
Ибупрофен | Суспензия | 100 мл | 82 руб. | Россия |
Ибупрофен, апельсиновая | Суспензия | 100 мл | 101 руб. | Россия |
Ибупрофен для детей | Суппозитории | 10 шт | 90 руб. | Россия |
Задание 4. А у нас День рождения!
Вам предлагается выбрать наиболее приемлемый для «семьи» вариант подготовки дня рождения одного из члена «семьи» с учетом размера их дохода и количества 15 - 20 человек. Ответ необходимо обосновать и сделать запись в расходах в таблице «бюджет семьи».
Мама отправила в 10 часов утра сына и бабушку/дедушку за покупками в магазин. Это был день недели - среда. Мама знала, что в среду в некоторых магазинах действуют скидки. Она дала им с собой 4000 руб. и список необходимых покупок: батон, торт, фрукты, сок, салфетки, сыр, колбаса, пряники, конфеты, мороженое. Поблизости находились магазины, со следующими ценами на интересующий товар. Как вы думаете, в каком магазине внук и /дедушка сделают выгодную покупку?
№ | Название магазинов | «Пятёрочка» +5% скидка | «Магнит» + 10 % | «Победа» 0 % |
1 | Батон | 30 рублей | 33 рублей | 27 рублей |
2 | Торт «Птичье молоко» | 270 рублей | 280 рублей | 300 рублей |
3 | Пакет сока «Добрый» | 73 рубля | 79 рублей | 69 рублей |
4 | Сыр «Российский» | 430 рублей | 427рублей | 432 рубля |
5 | Колбаса сырокопчёная | 283 рублей | 275 рублей | 260 рублей |
6 | Пряники | 56 рублей | 59 рублей | 45 рублей |
7 | Салфетки | 18 рублей | 20 рублей | 19 рублей |
8 | Фрукты (за кг) | 109 рублей | 128 рублей | 115 рублей |
9 | Конфеты (за кг) | 287 рублей | 250 рублей | 243 рубля |
10 | Мороженое | 55 рублей – брикет 200 г. 27 рублей - рожок | 60 рублей – брикет 200 г. 37 рублей - рожок | 125 рублей – брикет 400 г. 22 рубля - рожок |
Задание 5. Копим на мечту
Используя исходные данные для каждой конкретной «семьи» необходимо рассчитать все возможные варианты экономии денежных средств для осуществления мечты. Свои варианты осуществления мечты занести в таблицу.
Необходимая сумма на осуществление мечты | |
Варианты экономии семейного бюджета | |
Возможные сроки осуществления мечты | |
Укажите, какой тип бюджета у каждой семьи:
доходы расходов = ПРОФИЦИТНЫЙ БЮДЖЕТ
доходы доходы = расходам = СБАЛАНСИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ
4 этап. Рефлексия
Ученикам предлагается выполнить задание в интерактивной форме на распределение доходов и расходов семьи, с учетом различных жизненных ситуаций.
Далее предлагается нашим участникам – семьям оценить слаженность работы своей семьи.
- Мы поработали слаженно, дружно, успешно – желтая карточка - кошелек.
- У нас не всегда была слаженная работа в семье – синяя карточка – кошелек.
- К сожалению, нам не удалось поработать дружно – красная карточка – кошелек.
- Почему вы подняли именно эту карточку?