СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие внеурочной деятельности "История денег"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Занятие внеурочной деятельности "История денег"»

Тема занятия: «Деньги: что это такое. Из истории российских денег». (2 занятия)

Цели занятия: познакомить обучающихся с происхождением денег, с историей, функцией и видах денег, денежными единицами Древней Руси. Дать представление об экономических причинах возникновения денег, познакомить с таким «бартер», «купля-продажа», познакомить с историей названий некоторых денежных знаков; расширять кругозор расширять обучающихся, развивать речь и коммуникативные навыки; прививать бережливость.

Планируемые результаты: обучающиеся научатся понимать роль денег, объяснять, что такое деньги и различать денежные единицы, анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Личностные: умение определять, высказывать свое мнение, выражать свои эмоции, формировать мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Предметные: содействовать усвоению понятия «деньги»; развитию у обучающихся представлений о товарно-денежных отношениях, о функциях денег в жизни человека.

Метапредметные:

Регулятивные –умение точно выражать свои мысли, определять цель деятельности на уроке, определять успешность своего задания, действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью, учиться давать оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные- добывать новые знания, находить ответы на вопросы, перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы.

Коммуникативные- учиться работать в паре, команде, приходить к общему решению в совместной деятельности, слушать других. Формы работы: фронтальная, групповая, командная, исследовательская.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, карточки для практической самостоятельной работы, монеты, презентация.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Ход занятия

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний

Давайте немного поговорим по теме нашего прошлого занятия.

  • Что такое благосостояние?

  • От чего зависит благосостояние семьи?

  • Что мешает росту благосостояния? (долги)

  • Что может повысить благосостояние? (заработанные деньги)

  • Когда образуются долги? (когда люди тратят больше, чем зарабатывают)

  • Что называют духовными благами? (чувство самоуважения и добрые отношения с близкими людьми)

  • Всегда ли благополучие заключается в деньгах?

  • Можно ли назвать благополучной семью, в которой родители всегда находятся на работе, и у них не остаётся времени на общение ни друг с другом, ни с детьми?

  • В каких единицах чаще всего мы измеряем благосостояние? (деньги)

Следующие несколько уроков мы посвятим с вами теме денег.

  1. Изучение нового материала

Прежде всего нам надо понять, как появились деньги.

Давайте посмотрим видеоурок затем, обсудим увиденное.

(просмотр видеоурока «История денег – от куниц до бумажных». Смотрим до новгородской гривны)

https://www.youtube.com/watch?v=i1Ofahsq1pQ)

  • Всегда ли существовали деньги?

  • Что было до появления денег? (обмен, бартер)

  • Что в древности выполняло роль денег?

В тетради:

Формы первых денег: соль, раковины каури, шкурки зверей, перламутровые или серебряные подвески и т.д.

Правильно. Со временем, при обмене выбирался какой-то товар, который становился равнозначным ко всем товарам. То есть, все товары, которыми торговали в данной местности, приравнивались к определенному количеству этого товара.

Так, например, в древней Монголии это был прессованный чай, а на Каролинских островах это были огромные камни. Сдвинуть с места такую «деньгу-камень» могли только несколько человек, а это достаточно проблемно.

Среди народов Африки, Азии и Океании очень долгое время деньгами служили раковины. Раковины каури с Мальдивских островов были первыми мировыми деньгами. В этих раковинах просверливали отверстие, нанизывали на веревку и носили как бусы. Так, за одного быка отдавали тысячу таких раковин, совершенно бесполезных и ненужных. Конечно же, такая раковина не могла стать деньгами. Раковины каури использовались как деньги в таких странах, как Китай, Индия, Япония. А многие племена эти раковины-деньги носили в связках и в случае опасности закапывали в землю.

В Мексике деньгами были какао-бобы; в Канаде, Аляске и Сибири древние предки использовали в качестве денег шкурки ценных зверей; у некоторых племен Южной Америки и на островах Океании, деньгами были морские ракушки или жемчужины; племена Новой Зеландии вместо денег использовали камни, имеющие в середине отверстие. Кое-где деньгами служили зерно или соль.

До изобретения монет одной из самых распространенных форм денег в древние

времена был скот. Овца, бык, корова – это те деньги, которые использовали многие

древние народы до того, как у них появились настоящие деньги.

Таким образом, чем больше появлялось различных товаров, тем становилось

сложнее их обменивать друг на друга. Если хотели рыбу обменять на овцу, необходимо было наловить очень много рыбы для того, чтобы обмен был равноценным. Далее нужно было найти того, кому нужно было так много рыбы и успеть её обменять, чтобы рыба не испортилась. С ценой тоже было сложно: например, мешок сахара можно было обменять на 2 топора, а на следующий день уже за три топора и наоборот.

Запомните: обмен товара на товар называется «бартер»

Обменивать товары было достаточно сложно, и чтобы облегчить обмен, люди стали задумываться о том, какой предмет больше всего подходит для этого. Перепробовали многое: меха, скот, зерно, табак, куски материи и многое другое.

  • Ребята! Как вы думаете, удобны ли такие деньги? (ответы детей).

Люди пришли к тому, что стало ясно, деньги должны быть постоянными. Деньги

не должны портиться, легкими по весу, но не теряли своей ценности.

Я вам сейчас предлагаю поиграть и представить себе, что мы живем в давние времена и нам нужно что-то приобрести.

Игра «Найди и обменяй». (детям раздается по одной карточке, на которой на одной стороне нарисована картинка-предмет, то есть тот товар, который принадлежит игроку, а на другой стороне написано слово-название, которое необходимо получить в обмен на этот товар, далее дети начинают искать у игроков товар, который им нужен)

А теперь поговорим о том, как же появились монеты.

  • Ребята, может быть, кто-то из вас знает, как появились монеты или есть какие-то предположения?

Деньги появились в результате длительной тысячелетней торговле. В древнем мире, в таких государствах, как Египет и Междуречье пользовались слитками металла различной формы, так как металл не портился, и не нужно было много места при перевозке или хранении.

Металл легко делился на части и эти части использовались для мелких торговых операций. Но находились люди, которые жульничали, и пытались добавить медь и олово в слиток из чистого золота или серебра, или делали его облегченным. Тогда приходилось снимать пробу металла и проверять его на вес.

Для того, чтобы предотвратить подделку денег, их стали клеймить. Так появились монеты.

До наших времен дошли сведения о том, что первые монеты чеканили в государстве Лидии в VII веке до нашей эры. Их изготавливали из электра — это сплав золота и серебра.

На греческом острове Эгине почти в этот же период появляются серебряные монеты. Их называли «черепашками», так как на них изображалась черепаха - животное, которое почиталось на этом острове.

Далее монеты начали чеканить на всем Средиземноморье, в Китае и Индии. Форма таких монет долгое время оставалась различной. Монеты были в виде чешуек, лепешек, в форме дельфина и т.д.

Постепенно общим эквивалентом становятся золото и серебро. Такие новые деньги сильно упростили торговлю за счет своего удобства и расширили границы.

Как же стали называть, величать деньги? На римских монетах, выбитых еще в

45 году до нашей эры, на лицевой стороне изображена голова богини Юноны и

написано слово: «монета».

Слово: «монета» — это одно из прозвищ богини Юноны.

Юнона Монета означало Юнона Предупредительница. Был храм, носящий её имя, и в нем была расположена мастерская по чеканке денег, и поэтому стали называть их монетами. Вот так и появилось слово «монета».

Монеты имеют разные названия, например, древнегреческая монета – драхма получила свое название от пучка железных прутьев, которые использовались до появления самих монет. Все дело в том, что шесть таких прутьев составляли «драхму» - пучок, который в то время считался денежной единицей.

Названия же других монет восходят к единицам веса. У римлян была весовая единица – либра. Далее это слово перекочевало к византийцам, но уже в измененном виде и стало - литра, а к итальянцам – лира. А у англичан фунт стерлингов означал фунт серебра.

2 занятие

А у нас, на Руси деньги имели свою историю. Ученые изучали монеты, и им стало ясно, что на Руси деньги появились с 9 века и возникли самостоятельно. Они пришли не с Востока, и не с Запада.

Давайте продолжим просмотр видеоурока и выясним как на Руси появились деньги.

(продолжаем просмотр видеоурока)

  • Как назывались первые прообразы денег и как они выглядели?

В тетради:

Гривны – шейное украшение, слитки металла в виде прута толщиной примерно в палец.

Новгородская гривна – серебряная палочка.

Очень удобная была вещь! Собрался на торжище, обогнул гривну вокруг шеи и пошел. Отсюда и название – гривна (грива, загривок, шея). И сразу видно, что покупатель идёт состоятельный и «деньги» не потеряются! (кстати денежная единица соседнего нам государства Украина так и называется – гривна)

Пришел на торжище, нашел нужный для себя товар, договорился с купцом о размере оплаты (в буквальном смысле этого слова), разогнул пруток с шеи и хрясь топором по гривне. Получалась маленькая часть гривны, которая и называлась… рубель! (рубль от глагола «рубить»). Оставшуюся часть гривны можно обратно на шею или на руку, как браслет, или на палец, или, если уж совсем потратился… за щеку. А что? Точно не украдут, время то было лихое!

Так и пользовались наши предки чужими деньгами, мехами и гривнами, пока не пришло время собственной валюты.

  • Какие первые монеты появились на Руси?

(копейка, денга – полована копейки, полушка)

Первые собственные деньги появились на Руси гораздо раньше – во времена Владимира Святого, он же Красное Солнышко. Хотя славянское государство существовало уже около 100 лет, пришло время заявить о себе.

Именно при Владимире началась чеканка собственной монеты с надписью: «Владимир на столе, а это его серебро» и изображение князя с трезубцем, символом Рюриковичей, в руках. Монеты были неправильной формы, разного веса, изготавливались из серебра и реже из золота. Развитие чеканки монет остановило нашествие монгол в 12-13 веках.

Затем при Дмитрие Донском печатание монет восстановили.

А вот русская копеечка появилась при Иване Грозном в 15-ом веке. На монете изображался герб Москвы (именно там теперь чеканились все монеты) всадник с копьём, поражающий змея – Георгий Победоносец. Монетки были неровные, стандарта чекана не было, стукнули молотком-чеканом – вот тебе и монетка.

В 1654 году при царе Алексее Михайловиче впервые были выпущены реальные рублёвые серебряные монеты – «ефимки». На монете был изображен царь на коне, двухглавый орел и надпись «рубль».

Стандарт монет появился много позднее, при Петре I. В 1701 году Петр вводит серебряные монеты нового вида в 50 («полтина»), 25 («полуполтина»), 10 («гривенник») и 5 («десять денег») копеек.

К этим деньгам впервые было применено слово «монета». Эти монеты весили столько, сколько соответствующее их номиналу количество серебряных копеек.

Интересно, что в 1724 году на пятаке с надписью 5 копеек выбивали пять точек, чтобы даже неграмотный человек мог определить ее номинал. А ещё Пётр очень гордился тем, что исчезли «полушки» - маленькие серебряные монетки в полкопейки. (их ещё частенько находят наши археологи и «любители» погулять с металлоискателем). Полушка была маленькой, с ноготок, и легко ускользала через дырявые карманы владельцев.

Все эти деньги – ракушки, шкуры, серебряные и золотые монеты называются товарными. Товарные деньги неудобны для частого обращения, так как слишком тяжелы, неделимы или портятся при хранении. Но самое главное — они слишком дороги в изготовлении.

Но самый настоящий переворот в денежно-валютной системе России произвела Екатерина II. Именно при ней в оборот были выпущены бумажные деньги – ассигнации.

Вот эти деньги называются символическими.

Товарные деньги отличаются от символических тем, что они имеют ценность в качестве товара.

Ввод бумажных денег был мерой вынужденной – в казне денег не было, начеканить новую монету было проблематично, страна была практически разорена. Так и появились бумажные деньги взамен полновесной золотой и серебряной монеты. В народе их тут же прозвали «екатеринками». Причем сама Екатерина отнеслась к идее скептически: «Теперь любой жулик сможет себе нарисовать хоть миллион!» Как вы видите времена меняются, а проблемы всё те же.

С той поры много воды утекло, в России прошло несколько денежных реформ и российские деньги меняли свой облик. О современных деньгах мы с вами поговорим на следующем занятии, а пока несколько интересных фактов о деньгах:

  • Крупный рогатый скот, вероятно, является самой старой формой денег. В некоторых частях Африки он использовался в этом качестве вплоть до середины 20 века.

  • В Бирме до 20 века в качестве денег были соль и плиточный чай.

  • В Меланезии в роли денег выступали связки собачьих зубов.

  • В период инфляции в начале 20-х годов XX века в Германии выпускались монеты из фарфора, которые, однако, имели очень малый период обращения.

  • Монеты из фарфора использовались в Таиланде в начале 18-го столетия.

  • В XIII веке в Тибете имели широкое хождение соляные деньги - разновидность «натуральных денег», представлявшая собой палочки или кусочки соли со специальным штемпелем, который гарантировал качество и вес соли.

  • Первым правителем приказавшим чеканить свою персону на монетах был Александр Македонский.

  • Френк Х. Макнамара стал изобретателем кредитной карты после того как у него не оказалось достаточно средств после ужина с друзьями. Так появился Diners Club.

  • Денежная единица Ботсваны (Африка) — пула — переводится как «дождь». Также слово пула является приветствием на одном из языков этой засушливой страны.

  • На островах Яп в Тихом океане долгое время функцию денег выполняли огромные каменные монеты с дыркой в центре — «раи». Самые большие камни достигали 3 метров в диаметре и весили 4 тонны, поэтому при покупке их зачастую не перемещали с места на место, а просто писали на них имя нового владельца. Сегодня эти камни сохраняют своё символическое значение для местных жителей как атрибуты богатства.

  • Английский король Генрих VIII вместо изготовления серебряных шиллингов стал чеканить их из меди, покрывая затем серебром. Серебро быстро стиралось, особенно на самых выступающих частях, к которым относился и нос короля. Из-за этого король получил прозвище «старый медный нос».

  • Обычные монеты регулируют ход самых знаменитых в мире часов — Биг Бен в Лондоне! Если часы уходят вперед, то главный хранитель часов кладет на маятник однопенсовую монету, которая убавляет секунду!

  • Монетку используют футбольные судьи при выборе ворот перед игрой.

  • В Японии из монеток, которые собрали дети, были отлиты колокола мира. Один из них установлен в Нью-Йорке.

  • Согласно опытам, на одной купюре может быть несколько сот тысяч микробов. Совет один: чаще мыть руки!

  1. Закрепление

Давайте испытаем всю прелесть обмена или бартера, решив задачи:

  1. Двух щенков и попугая можно обменять на четырёх котят, одного котёнка на 50 рыбок, а одного щенка — на двух попугаев. Сколько рыбок надо отдать, чтобы получить щенка? (80 рыбок)


  1. Один топор можно обменять на два лука, а один лук — на четыре глиняных горшка. За два глиняных горшка надо отдать пять пучков лечебной травы. Сколько пучков травы надо собрать, чтобы получить топор? (40 пучков)


Соедините части пословиц и объясните их смысл.

1. Береги хлеб для еды,

A. а глядит рублём.

2. Гроша не стоит,

B. да разума мало.

3. Денег много,

C. а имей сто друзей.

4. Не имей сто рублей,

D. куда хочешь, туда и день.

5. Три деньги в день —

E. а деньги для беды.


1. Береги хлеб для еды, а деньги для беды.

2. Гроша не стоит, а глядит рублём.

3. Денег много, да разума мало.

4. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

5. Три деньги в день — куда хочешь, туда и день.


  1. Подведение итогов

  • Каковы свойства товара, способного играть роль денег?

  • Чем бартер отличается от торговли?

  • Почему золото стало деньгами?

  • Что такое товарные и символические деньги?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!